Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:18, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу системного подхода к управлению рынком труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие и определить основные принципы системного подхода к управлению рынком труда;
• рассмотреть системность как основу управления трудовыми ресурсами и рынком труда региона;
Введение………………………………………………………………………..…….3
1. Основные аспекты системного подхода управления рынком труда………………………………………………………………………………..…5
1.1. Сущность и основные принципы системного подхода………………….…..5
1.2. Системность как основа управления трудовыми ресурсами и рынком труда…………………………………………………………………………………..8
2. Рынок труда как составной элемент более сложной социальной системы - населения региона, его объекты и субъекты управления......................................11
2.1. Системный анализ современного состояния рынка труда России…………11
2.2. Основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в России………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….......22
Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»
(НЧОУ ВПО ЮСИЭПиИ)
______________________________
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики, менеджмента и туризма
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Рынок труда»
Специальность 080507.65«Менеджмент организации»
на тему «Системный подход к управлению рынком труда»
Регистрационный № ____________ Проверил
_________ ________________
подпись
«_____» ____________________20__г.
г. Южно-Сахалинск
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные аспекты системного
подхода управления рынком труда…………………………………………………………………
1.1. Сущность и основные принципы системного подхода………………….…..5
1.2. Системность как основа
управления трудовыми ресурсами и рынком
труда…………………………………………………………………
2. Рынок труда как составной
элемент более сложной социальной системы
- населения региона, его объекты и субъекты
управления....................
2.1. Системный анализ современного состояния рынка труда России…………11
2.2. Основные направления
по повышению эффективности
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение
При исследовании проблем управления рынком труда назрела необходимость использования принципа системности. Сущность принципа системности заключается в необходимости рассмотрения явлений объективной действительности с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия его частей, взаимодействия выделенной системы со средой, являющейся одним из условий ее существования, структурной сложности каждого системного объекта, активной и целенаправленной деятельности социальных систем и т.п. Поэтому принцип системности применительно к управлению рынком труда позволяет рассматривать его как систему, состоящую из ряда элементов, а именно: субъекта, объекта и механизма управления. В то же время следует иметь ввиду, что система управления рынком труда является составным элементом, структурной частью какой-то другой системы, стоящей на более высоком иерархическом уровне. Так, очевидно, что систему управления рынком труда целесообразно рассматривать как подсистему управления трудом вообще, или же как подсистему управления экономически активным населением, или же как подсистему управления трудоспособным населением или населением данной территории в целом.
В тоже время, очевидно, что любой элемент какой-то конкретной системы, в данном случае системы управления, также необходимо рассматривать как специфическое системное образование, состоящее из отдельных составных элементов, взаимодействующих (и взаимовлияющих) как друг с другом, так и с окружающей средой. Например, субъект управления рынком труда включает в себя значительное количество органов на всех уровнях управления, которые в рамках своих компетенций воздействуют на объект управления.
В виду всего вышеизложенного тема данной контрольной работы представляется актуальной.
Целью данной контрольной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу системного подхода к управлению рынком труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве объекта исследования был выбран рынок труда России.
Предмет исследования – системный подход к управлению рынком труда.
Цель и задачи исследования определили структуру и логику контрольной работы. Структурно работа представлена двумя главами.
В первой главе «Основные аспекты системного подхода управления рынком труда» раскрыта сущность системного подхода, рассмотрены основные принципы системного подхода, а также изучена системность как основа управления трудовыми ресурсами и рынком труда региона. Во второй главе «Рынок труда как составной элемент более сложной социальной системы - населения региона, его объекты и субъекты управления» проведен анализ рынка труда России с помощью системного подхода и предложены основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в России.
1. Основные аспекты системного подхода управления рынком труда
1.1. Сущность и основные принципы системного подхода
В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
«Система» - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
От слова «система» можно образовать другие слова: «системный», «систематизировать», «систематический». В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.
Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.
Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
- системно-структурный,
раскрывающий внутреннюю
- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
- системно-коммуникационный,
раскрывающий взаимосвязь
- системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
- системно-исторический,
отвечающий на вопрос, как, каким
образом возникла система, какие
этапы в своем развитии
Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.
В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.
Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.
К числу важнейших задач системного подхода относятся:
1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;
2) построение
обобщенных моделей системы, моделей
разных классов и
3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.
В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
Социальные системы — это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в качестве связей выступают самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Поскольку управление – это многообразное целенаправленное воздействие – оно детерминировано наличием следующих элементов:
– среда (система управления);
– средства (механизм управления);
– действия (процесс управления).
Объект управления – управляемая подсистема. Объект управления – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.
Субъект управления управляющая подсистема. Субъект управления совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода: 1) Принцип целостности; 2) Принцип совместимости элементов целого; 3) Принцип функционально-структурного строения целого; 4) Принцип развития; 5) Принцип лабилизации функций; 6) Принцип полуфункциональности; 7) Принцип итеративности; 8) Принцип вероятностных оценок; 9) Принцип вариантности.
Таким образом, системный подход — это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
Информация о работе Системный подход к управлению рынком труда