Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы - изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные результаты развития корпоративного бизнеса;
2. изучить тактику слияния корпораций;
3. изучить тактику поглощения корпораций;
4. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
5. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
Введение
Глава 1. Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления
1.1 Основные результаты развития корпоративного бизнеса
1.2 Тактика слияния корпораций: теоретические основы
1.3 Тактика поглощения корпораций: теоретические основы
Глава II. Финансово-экономический анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
2.1 Анализ финансового состояния ОАО "МТС"
Глава III. Анализ результатов реализации тактики слияния ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
3.1 Экономическая интерпретация активов
3.2 Экономическая интерпретация пассивов
3.3 Анализ текущей ликвидности
3.4 Анализ финансовой устойчивости
3.5 Анализ рентабельности
Заключение
Библиографический список
Организация массового производства
на базе прогрессивной техники и
передовых методов организации
труда позволяет выпускать
Как известно, существуют две основные формы роста и расширения масштабов производства и капитала:
концентрация, основанная на накоплении и расширенном воспроизводстве;
стратегия и тактика слияния и поглощения.
И то и другое свойственно
процессам формирования и развития
корпорации. Это одна из особенностей
корпоративного институционального образования.
Первая форма основана на концентрации
акционерного капитала, привлечении
инвестиций для расширения масштабов
производства и интеграции предприятий,
структурных подразделений
Эти два процесса тесно
связаны между собой, в реальной
практике они переплетаются и
взаимодействуют как две
Ключевые вопросы, которые приходится решать в процессе управления органическим ростом корпорации, - это привлечение капитала (финансовый аспект), оптимизация производственной структуры, создание непрерывных технологических цепочек на основе интеграции производственно-хозяйственных структурных подразделений.
Традиционные способы
привлечения капитала корпорацией:
эмиссия акций и других ценных
бумаг, капитализация прибыли, а
также привлечение заемных
Интеграционные процессы в формировании корпораций
Одной из важнейших отличительных особенностей корпорации является ее формирование на базе интеграции в производственной и других сферах деятельности.
В структурных формах корпораций находят отражение следующие схемы интеграции:
поточная, представляющая цепочку технологически связанных производств. Эта схема отвечает принципам вертикального комбинирования производств;
с разветвлением выходов
из головного предприятия, что соответствует
принципам горизонтального
с разветвлением входов в головное предприятие. Эта схема отражает принципы кооперации предприятий (АО) по производству определенного продукта;
включающая комплекс организаций и промышленных предприятий по стадиям и этапам жизненного цикла продукции;
представляющая комбинацию вышеуказанных схем.
Использование интеграционных процессов в формировании корпораций покажем на примере отраслей добычи и переработки газа и нефти.
При формировании корпораций,
наряду с интегрированными производствами,
в ее состав часто включаются производства
другого, отличного от основного
профиля. Это служит стабилизирующим
фактом в деятельности корпорации,
в поддержании на определенном уровне
и росте экономических
Большое значение для деятельности многопродуктовой корпорации имеет включение в ее состав предприятий и организаций по стадиям и этапам жизненного цикла продукции и технологий. Это относится к комплексам организаций, обеспечивающих техническое развитие промышленных предприятий: организации крупных научно-технических центров, мощных научно-исследовательских организаций.
Деятельность научно-
Интеграция по этапам жизненного цикла продукта при формировании корпораций приобрела особое значение в сфере сбытовой деятельности.
Другая особенность корпорации является результатом интеграции предприятий в ее составе по различным схемам. Объединение в составе одной компании большого количества взаимосвязанных предприятий создает условия для образования и расширения внутрикорпоративного обмена.
В такой корпорации путем
установления внутренних расчетных
цен можно распределять затраты
между полуфабрикатами и
В этой связи корпорации большое
внимание уделяют расширению внутрикорпоративного
обмена. Для этого организовывается
производство продуктов, необходимых
для компании. Например, в нефтехимических
корпорациях организуют производство
химических реагентов, необходимых
для осуществления буровых
В условиях корпорации о степени взаимного участия предприятий судят не только по производственным связям, т.е. материальным потокам, но и по масштабам участия в уставных капиталах. Масштаб участия выражается долей участия в уставном капитале одного акционерного общества в другом, что выражается отношением пакета акций второго АО у первого АО к уставному капиталу второго общества. При этом различают непосредственное, косвенное и полное участие. Последнее определяется как сумма прямого и косвенного участий.
Вошедшие в холдинг
предприятия гораздо более
Следующая особенность корпорации связана с общим принципом взаимодействия любых форм организаций в условиях рынка на базе договорных отношений.
Договор в рыночной экономике
выступает интегрирующим
Трансформация постсоветской
экономики существенно
Вследствие того, что корпорации
имеют большой
Однако, в случае проведения мер по установлению монопольного положения на рынках сбыта, эти затраты могут значительно вырасти.
Более того, если корпорацией ставится цель монополизации рынка какого-то продукта, то такие действия связаны с потерями, которые несет государство и общество в целом. Монополизация приводит к исключению конкуренции, диктату цен на рынке, и как результат этого - снижение темпов технического прогресса в производстве данного продукта. А так как производство конечного продукта связано с изготовлением полупродуктов и полуфабрикатов на дочерних предприятиях, то, следовательно, эти негативные процессы затрагивают целый ряд производств.
Важный фактор, который
должен найти отражение в понятии
"корпорация", состоит в эволюции
акционерной собственности. Акционерный
капитал представлен в
Таким образом, корпорация -
это особая форма организации
предпринимательской
Игорь Ансофф подчеркивает эту особенность в данном им определении: "Корпорация - это широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму".
В основе построения схем корпоративного
контроля имеет место нейтрализация
отрицательных последствий
На современном этапе
важным фактором, определяющим корпорацию
как элемент экономики, является
межнациональный характер, распространение
сферы производственной и коммерческой
деятельности на зарубежные страны. Отличительной
чертой транснациональных компаний
является, прежде всего, наличие в
их составе огромного числа
Согласно официальным данным, на долю 100 крупнейших корпораций США приходится до 60% ВНП США, 45% занятых, 60% инвестиций. Каждая из корпораций включает в свой состав предприятия 25 отраслей, 35 корпораций работают в 32 отраслях, 10 - в 50.
Работы по корпоративному управлению последних лет отражают доминирующее влияние трех основных теорий:
теории соучастников (stakeholders theory), суть которой состоит в обязательной подконтрольности руководства корпорации всем заинтересованным сторонам, реализующим принятую модель корпоративных отношений;
агентской теории (agency theory), рассматривающей механизм корпоративных отношений через инструментарий агентских затрат;
институционального анализа, основанного на выявлении универсальных положений.
Принимая во внимание состояние
и развитие экономических отношений
в РФ, остановимся на последнем
из представленных подходов. Во-первых,
Россия находится в стадии становления
национальной модели корпоративного построения
экономики, и изучение общеэкономических
тенденций развития может стать
базой для построения национальной
системы. Во-вторых, сравнительный
Система управления корпорацией
отдельной страны обладает определенными
характеристиками и отличительными
свойствами. Вместе с тем, многие факторы
оказывают схожее влияние на систему
корпоративного управления. Это обстоятельство
и позволило оперировать