Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы - изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные результаты развития корпоративного бизнеса;
2. изучить тактику слияния корпораций;
3. изучить тактику поглощения корпораций;
4. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
5. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
Введение
Глава 1. Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления
1.1 Основные результаты развития корпоративного бизнеса
1.2 Тактика слияния корпораций: теоретические основы
1.3 Тактика поглощения корпораций: теоретические основы
Глава II. Финансово-экономический анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
2.1 Анализ финансового состояния ОАО "МТС"
Глава III. Анализ результатов реализации тактики слияния ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
3.1 Экономическая интерпретация активов
3.2 Экономическая интерпретация пассивов
3.3 Анализ текущей ликвидности
3.4 Анализ финансовой устойчивости
3.5 Анализ рентабельности
Заключение
Библиографический список
С институциональной точки зрения роль, играемая агентами (такими как инвестиционные банки), значительно возрастала в течение всей второй половины 90-х годов. Эти агенты активизировали возможности рыночных поглощений и взяли на себя инициативу проведения сделок. Новая тенденция находится в полном контрасте с традиционной, согласно которой компании сами инициировали сделку.
Помимо глобальных сил, активности
слияний и поглощений способствуют
индустриально-специфические
Благодаря новым технологиям
стало возможным управлять
Владельцы крупных заграничных
сетей розничной продажи
Активность слияний и поглощений в фармацевтической и химической промышленности в большой степени поддерживается возрастающими прибылями, а индустрия финансовых услуг в Европе предлагает относительно фрагментарный рынок, который может толкать слияния и поглощения мотивированной консолидацией.
В 2006г. телекоммуникационная индустрия снова была наиболее активной на мировом рынке слияний и поглощений: сделки в этой области составляли 20% от общемировых.
Глава II. Финансово-экономический анализ
деятельности как база реализации тактики
слияния (поглощения) в системе корпоративного
управления на примере компаний ОАО
"МТС" и ОАО "ВымпелКом"
2.1 Анализ финансового состояния ОАО "МТС"
Компания "Мобильные ТелеСистемы" была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании - 47%. В конце 1996 года АФК "Система" приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens. Общий вид здания ОАО "МТС" представлен в приложении 3.
1 марта 2000 года в результате
слияния ЗАО "МТС" и ЗАО
"РТК" было образовано ОАО
"Мобильные ТелеСистемы".28 апреля
2000 года Федеральная комиссия
по ценным бумагам РФ
В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT.
Стартовав в Московской лицензионной зоне в 1994 году, МТС в 1997 году получила лицензии и стала активно развиваться в Твери и Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 1998 году МТС купила "Русскую телефонную компанию" и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Участвуя в работе компании "РеКом", МТС строит сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях. Заключенное соглашение с компанией "Росико" позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале.
Торговая марка МТС сегодня хорошо известна не только в Москве, но и в других регионах России. Маркетинговая стратегия, основанная на постоянном изучении запросов и предпочтений потребителей услуг сотовой связи, помогает компании предлагать своим абонентам уникальное на российском рынке сочетание характеристик мобильной связи. МТС сегодня - это высокое качество, доступный уровень стоимости обслуживания, широкая зона охвата и полный спектр услуг, основанных на самых передовых технологиях.
МТС считает одним из важнейших условий своего успеха не только цифровой стандарт GSM 900/1800 и качество предоставленных услуг, но и наличие широкой зоны действия сети. В первые годы работы компания ориентировалась на Московскую лицензионную зону, где в это время были сосредоточены основные объемы финансовых средств. Это была оправданная стратегия, которая позволила накопить опыт, технические и финансовые возможности для того, чтобы приступить к созданию единой сети GSM в других регионах. За семь лет в 21-м регионе России была создана мощная, современная сотовая цифровая сеть.
Проводя свою региональную экспансию, МТС развивается в трех направлениях. Во-первых, это строительство сети в рамках имеющихся лицензий GSM 1800 в регионах. Во-вторых, получение лицензий GSM 900. И, кроме того, планы по региональной экспансии включают, в том числе, приобретение мелких региональных операторов. На сегодняшний день МТС имеет очень удачный опыт с приобретением оператора в Омске для изучения сибирского рынка. После прихода МТС в регион в результате совместных местные объемы продаж увеличились в разы.
В 2000 году сеть МТС заработала в Амурской и Ярославской областях, республике Удмуртия. В 2001 году МТС продолжила региональную экспансию, расширив свою сеть еще на семь регионов России. В том же году МТС вышла на Северо-Запад России, приобретя компанию "Телеком XXI".
В апреле 2002 года МТС приобрела
крупнейшего оператора Юга
В июне 2002 года МТС запустила сеть в Республике Беларусь.
В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи на Украине.
В 2003 году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: "Сибчелендж" (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО), "Томская Сотовая Связь" (Томская область), "МарМобайл GSM" (Республика Марий Эл). Кроме того, в результате серии сделок, МТС стала владельцем 50% акций компании "Примтелефон" (Приморский край и Сибирь), 50% "Астрахань Мобайл" (Астраханская область), 50% "Волгоград Мобайл" (Волгоградская область). Лицензионная зона компании в Российской Федерации увеличилась до 76 регионов, население которых составляет 127,3 млн. человек.
Компания "Мобильные телесистемы" приобретает контрольный пакет акций скандального оператора сотовой связи "ТАИФ-Телком". До середины прошлого года "ТАИФ-Телком" был единственным GSM-оператором в Татарии, но когда в регион вышли работающие в том же стандарте "МСС-Поволжье" (сеть "Мегафон"), "Вымпелком" и самарский "Смартс", старожил рынка перекрыл для своих абонентов связь с мобильными номерами "пришельцев". Эта ситуация длилась около месяца, и связь была восстановлена лишь после вмешательства Госсвязьнадзора. Акция по бойкоту других GSM-операторов началась после наметившегося оттока абонентов "ТАИФ-Телкома" в другие компании и была направлена на то, чтобы удержать клиентов до завершения переговоров о продаже, которые с лета 2002 года велись с АФК "Система" - крупнейшим акционером МТС. В итоге контрольный пакет акций "ТАИФ-Телкома" ушел по высокой цене - он обошелся МТС в $61 млн. Оставшиеся акции, согласно договоренностям, компания сможет выкупить через четыре года, заплатив еще $59 млн. В результате каждый абонент "ТАИФ-Телкома" (всего их 240 тыс), по оценке аналитика инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Владимира Богданова, обойдется МТС в $580. "Сумма чрезвычайно высокая, но если учесть, что на рынке осталось мало интересных компаний для покупки, а регион хороший, цена может себя оправдать", - считает Владимир Богданов.
"Мы продолжаем действовать
в соответствии со своей
Пока МТС осваивает Поволжье, другой оператор "большой тройки", "Вымпелком", наконец-то сумел выйти на рынок Санкт-Петербурга. Он стремился попасть туда несколько лет, но лицензию для работы на Северо-Западе смог получить лишь в сентябре прошлого года. В апреле компания запустила собственную сеть в Петербурге. Инвестиции в строительство первой очереди сети, состоящей из 110 базовых станций, составили $50 млн. Всего к концу 2006 года "Вымпелком" планирует установить в Петербурге и Ленинградской области 250 базовых станций. Получается, что выход в Санкт-Петербург обошелся компании примерно в ту же сумму, которую МТС заплатила за присутствие в Татарии и Поволжье. Однако "Вымпелкому" придется потратить дополнительные средства на привлечение абонентов, тогда как МТС в Татарии досталась уже сложившаяся клиентская база.
В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании "Кубань GSM", до 88,5% в компании "Сибирские Сотовые Системы-900" (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85% в "Уралтел" (Свердловская область).
Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском крае.
На сегодняшний день ОАО "Мобильные ТелеСистемы" является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.
Основные показатели деятельности ОАО "МТС" приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы финансово-
Прибыль от реализации услуг неуклонно уменьшается и в 2006 году составила всего лишь 20% от прибыли базового периода (2005 год). Уменьшение прибыли от реализации услуг сказалось на уменьшении такого показателя как рентабельность продаж, который в 2005 году составлял 4,15%, а в 2006 году уже 0,79%.
По данным за 2005-2006 годы не
все экономические показатели организации
соответствуют требуемым
Формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
В таблице 2.2 приведены состав и структура источников финансовых ресурсов предприятия ОАО "МТС", а так же их изменение за анализируемый период.
Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ОАО "МТС"
Показатели |
2005г. |
2006г. |
Абс. отклон. |
Темп роста % |
Реализованные услуги в действующих ценах, тыс. р. |
25 777 |
24 779 |
3 203 |
114,8 |
Реализованные услуги в сопоставимых ценах к 2002 г, тыс. р. |
13 033 |
10 106 |
-11 470 |
46,8 |
Себестоимость услуг в действующих ценах, тыс. р. |
23 417 |
22 746 |
3 741 |
119,7 |
Себестоимость услуг в сопоставимых ценах, тыс. р. |
11 480 |
8 902 |
-10 103 |
46,8 |
Прибыль от реализации, тыс. р. |
406 |
195 |
-702 |
21,7 |
Балансовая прибыль, тыс. р. |
166 948 |
-77 468 |
-786 530 |
-10,9 |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. р. |
6 497 |
6 375 |
1 809 |
139,6 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
424 |
364 |
-81 |
81,8 |
в том числе по основной деятельности, чел. |
316 |
272 |
-65 |
80,7 |
Затраты на 1 рубль реализованных услуг, р. |
0,91 |
0,92 |
0,04 |
104,2 |
Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р. |
3,97 |
3,89 |
-1 |
82,2 |
Фондовооруженность, р. |
15,32 |
17,51 |
7 |
170,7 |
Производительность труда |
30,74 |
27,76 |
-21 |
57,3 |
Рентабельность продаж,% |
1,57 |
0,79 |
-3,37 |
18,9 |
Рентабельность продукции,% |
2, 20 |
1,22 |
-4,43 |
21,6 |
Как видно из расчетов, за
анализируемый период сумма источников
финансовых ресурсов увеличилась с
7171 тыс. р. в начале периода до 11624
тыс. р. - в конце периода, то есть
темп роста составил 162%. При этом
собственные источники
Доля заемного капитала в общей сумме источников увеличилась с 30,4% на 1.01.06г. до 34,72% на 1.01.07г. Темп роста заемного капитала за анализируемый период составил 210,2%. Заемный капитал сформирован в основном за счет кредиторской задолженности.
Так, сумма кредиторской задолженности на предприятии ОАО "МТС" за анализируемый период увеличилась на 749 тыс. руб. и на 1.01.07 г. составила 2748 тыс. руб. Темп роста кредиторской задолженности за анализируемый период составил 137,5%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств уменьшилась с 18,4% в начале анализируемого периода до 23,6% в конце.
Сумма кредиторской задолженности
увеличилась в основном за счет прироста
задолженности перед
Темп роста задолженности
по заработной плате составил 200,8%, а
темп роста задолженности
Структура заемных источников финансовых ресурсов нельзя охарактеризовать однозначно. Наблюдается рост задолженности по так называемым "больным статьям" - задолженность по выплате заработной платы работникам, по социальному страхованию, задолженность перед бюджетом. Главной тенденцией в динамике источников средств предприятия ОАО "МТС" является увеличение доли привлеченных финансовых ресурсов в общей сумме капитала при несущественном увеличении собственных источников.