Слияние и поглощение корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные результаты развития корпоративного бизнеса;
2. изучить тактику слияния корпораций;
3. изучить тактику поглощения корпораций;
4. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;
5. проанализировать финансовое состояние ОАО "МТС" как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;

Содержание

Введение
Глава 1. Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления
1.1 Основные результаты развития корпоративного бизнеса
1.2 Тактика слияния корпораций: теоретические основы
1.3 Тактика поглощения корпораций: теоретические основы
Глава II. Финансово-экономический анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
2.1 Анализ финансового состояния ОАО "МТС"
Глава III. Анализ результатов реализации тактики слияния ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом"
3.1 Экономическая интерпретация активов
3.2 Экономическая интерпретация пассивов
3.3 Анализ текущей ликвидности
3.4 Анализ финансовой устойчивости
3.5 Анализ рентабельности
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

+++Слияние и поглощение корпораций.docx

— 242.39 Кб (Скачать файл)

С институциональной точки  зрения роль, играемая агентами (такими как инвестиционные банки), значительно  возрастала в течение всей второй половины 90-х годов. Эти агенты активизировали возможности рыночных поглощений и  взяли на себя инициативу проведения сделок. Новая тенденция находится  в полном контрасте с традиционной, согласно которой компании сами инициировали сделку.

Помимо глобальных сил, активности слияний и поглощений способствуют индустриально-специфические факторы.

Благодаря новым технологиям  стало возможным управлять сетью  заграничных поставщиков и централизовывать покупки для более чем одной страны. Это толкнуло заграничные слияния и поглощения в розничный сектор.

Владельцы крупных заграничных  сетей розничной продажи конкурируют  между собой. Они вынуждены расширяться, чтобы выдержать натиск конкурентов, и чтобы их рыночная доля не перешла  к крупным иностранным фирмам или вновь появившимся компаниям (таким как Walmart).

Активность слияний и  поглощений в фармацевтической и  химической промышленности в большой  степени поддерживается возрастающими  прибылями, а индустрия финансовых услуг в Европе предлагает относительно фрагментарный рынок, который может  толкать слияния и поглощения мотивированной консолидацией.

В 2006г. телекоммуникационная индустрия снова была наиболее активной на мировом рынке слияний и  поглощений: сделки в этой области  составляли 20% от общемировых.

 
Глава II. Финансово-экономический анализ деятельности как база реализации тактики  слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом" 

 

2.1 Анализ финансового  состояния ОАО "МТС"

Компания "Мобильные ТелеСистемы" была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании - 47%. В конце 1996 года АФК "Система" приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens. Общий вид здания ОАО "МТС" представлен в приложении 3.

1 марта 2000 года в результате  слияния ЗАО "МТС" и ЗАО  "РТК" было образовано ОАО  "Мобильные ТелеСистемы".28 апреля 2000 года Федеральная комиссия  по ценным бумагам РФ зарегистрировала  начальную эмиссию акций ОАО  "МТС".

В этом же году компания вышла  на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT.

Стартовав в Московской лицензионной зоне в 1994 году, МТС в 1997 году получила лицензии и стала активно развиваться  в Твери и Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 1998 году МТС  купила "Русскую телефонную компанию" и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Участвуя в  работе компании "РеКом", МТС строит сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях. Заключенное соглашение с компанией "Росико" позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале.

Торговая марка МТС  сегодня хорошо известна не только в Москве, но и в других регионах России. Маркетинговая стратегия, основанная на постоянном изучении запросов и  предпочтений потребителей услуг сотовой  связи, помогает компании предлагать своим  абонентам уникальное на российском рынке сочетание характеристик  мобильной связи. МТС сегодня - это  высокое качество, доступный уровень  стоимости обслуживания, широкая  зона охвата и полный спектр услуг, основанных на самых передовых технологиях.

МТС считает одним из важнейших  условий своего успеха не только цифровой стандарт GSM 900/1800 и качество предоставленных  услуг, но и наличие широкой зоны действия сети. В первые годы работы компания ориентировалась на Московскую лицензионную зону, где в это время  были сосредоточены основные объемы финансовых средств. Это была оправданная  стратегия, которая позволила накопить опыт, технические и финансовые возможности  для того, чтобы приступить к созданию единой сети GSM в других регионах. За семь лет в 21-м регионе России была создана мощная, современная  сотовая цифровая сеть.

Проводя свою региональную экспансию, МТС развивается в трех направлениях. Во-первых, это строительство сети в рамках имеющихся лицензий GSM 1800 в регионах. Во-вторых, получение  лицензий GSM 900. И, кроме того, планы  по региональной экспансии включают, в том числе, приобретение мелких региональных операторов. На сегодняшний  день МТС имеет очень удачный  опыт с приобретением оператора  в Омске для изучения сибирского рынка. После прихода МТС в  регион в результате совместных местные  объемы продаж увеличились в разы.

В 2000 году сеть МТС заработала в Амурской и Ярославской областях, республике Удмуртия. В 2001 году МТС  продолжила региональную экспансию, расширив свою сеть еще на семь регионов России. В том же году МТС вышла на Северо-Запад  России, приобретя компанию "Телеком XXI".

В апреле 2002 года МТС приобрела  крупнейшего оператора Юга России - компанию "Кубань GSM", что позволило  включить в сеть "Мобильных ТелеСистем" главные курорты страны. В октябре МТС объявила о покупке еще одного оператора в Южном федеральном округе - "Донтелеком", усилив таким образом свое присутствие в этом стратегически важном регионе. Приобретение оператора в Башкортостане, строительство сетей в Перми и Челябинске укрепили позиции МТС на Урале. В 2002 году запущены сети МТС в Мурманске, Тамбове, Архангельске и Ненецком АО, Вологде, Тюмени, Республике Карелии и на Алтае. В октябре компания расширила свой лицензионный портфель: приобретение "Мобильными ТелеСистемами" ООО "Бит" принесло МТС лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900 в четырех регионах России: Туве, Сахалинской области, Чукотском автономном округе и Республике Калмыкии.

В июне 2002 года МТС запустила  сеть в Республике Беларусь.

В августе 2003 года МТС завершила  приобретение 100% акций UMC, лидера рынка  мобильной связи на Украине.

В 2003 году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: "Сибчелендж" (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО), "Томская Сотовая Связь" (Томская область), "МарМобайл GSM" (Республика Марий Эл). Кроме того, в результате серии сделок, МТС стала владельцем 50% акций компании "Примтелефон" (Приморский край и Сибирь), 50% "Астрахань Мобайл" (Астраханская область), 50% "Волгоград Мобайл" (Волгоградская область). Лицензионная зона компании в Российской Федерации увеличилась до 76 регионов, население которых составляет 127,3 млн. человек.

Компания "Мобильные телесистемы" приобретает контрольный пакет  акций скандального оператора сотовой  связи "ТАИФ-Телком". До середины прошлого года "ТАИФ-Телком" был  единственным GSM-оператором в Татарии, но когда в регион вышли работающие в том же стандарте "МСС-Поволжье" (сеть "Мегафон"), "Вымпелком" и самарский "Смартс", старожил рынка перекрыл для своих абонентов связь с мобильными номерами "пришельцев". Эта ситуация длилась около месяца, и связь была восстановлена лишь после вмешательства Госсвязьнадзора. Акция по бойкоту других GSM-операторов началась после наметившегося оттока абонентов "ТАИФ-Телкома" в другие компании и была направлена на то, чтобы удержать клиентов до завершения переговоров о продаже, которые с лета 2002 года велись с АФК "Система" - крупнейшим акционером МТС. В итоге контрольный пакет акций "ТАИФ-Телкома" ушел по высокой цене - он обошелся МТС в $61 млн. Оставшиеся акции, согласно договоренностям, компания сможет выкупить через четыре года, заплатив еще $59 млн. В результате каждый абонент "ТАИФ-Телкома" (всего их 240 тыс), по оценке аналитика инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Владимира Богданова, обойдется МТС в $580. "Сумма чрезвычайно высокая, но если учесть, что на рынке осталось мало интересных компаний для покупки, а регион хороший, цена может себя оправдать", - считает Владимир Богданов.

"Мы продолжаем действовать  в соответствии со своей стратегией  развития бизнеса за счет расширения  географии нашей деятельности  в регионах России", - утверждает  президент МТС Михаил Смирнов.  Покупка "ТАИФ-Телкома" позволила МТС стать крупнейшим оператором в Татарии и получить выход в Поволжье, долгое время остававшееся для компании практически недоступным. Во всем Поволжье у МТС своя сеть работала лишь в Башкирии, а также велось строительство в Самаре. "Сделка своевременная и безусловно, выгодная, - считает аналитик компании 'Финанс-Аналитик' Олег Шенкер. - Это один из самых привлекательных регионов. Каждый упущенный месяц оборачивался для МТС тем, что ее потенциальные абоненты привлекались конкурентами".

Пока МТС осваивает  Поволжье, другой оператор "большой  тройки", "Вымпелком", наконец-то сумел выйти на рынок Санкт-Петербурга. Он стремился попасть туда несколько лет, но лицензию для работы на Северо-Западе смог получить лишь в сентябре прошлого года. В апреле компания запустила собственную сеть в Петербурге. Инвестиции в строительство первой очереди сети, состоящей из 110 базовых станций, составили $50 млн. Всего к концу 2006 года "Вымпелком" планирует установить в Петербурге и Ленинградской области 250 базовых станций. Получается, что выход в Санкт-Петербург обошелся компании примерно в ту же сумму, которую МТС заплатила за присутствие в Татарии и Поволжье. Однако "Вымпелкому" придется потратить дополнительные средства на привлечение абонентов, тогда как МТС в Татарии досталась уже сложившаяся клиентская база.

В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании "Кубань GSM", до 88,5% в компании "Сибирские  Сотовые Системы-900" (Новосибирская  область, Республика Алтай), до 99,85% в "Уралтел" (Свердловская область).

Наряду с приобретением  региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных  сетей и в 2003 году осуществила  коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском  крае.

На сегодняшний день ОАО "Мобильные ТелеСистемы" является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.

Основные показатели деятельности ОАО "МТС" приведены в таблице 2.

Как видно из таблицы финансово-экономическое  положение ОАО "МТС" за последние 2 года значительно ухудшилось.

Прибыль от реализации услуг  неуклонно уменьшается и в 2006 году составила всего лишь 20% от прибыли  базового периода (2005 год). Уменьшение прибыли от реализации услуг сказалось  на уменьшении такого показателя как  рентабельность продаж, который в 2005 году составлял 4,15%, а в 2006 году уже 0,79%.

По данным за 2005-2006 годы не все экономические показатели организации  соответствуют требуемым нормативам. Особенно низким является значение рентабельности, что стимулирует руководство  к проведению ряда реорганизационных  мероприятий.

Формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и  обеспечения желательного уровня доходов.

В таблице 2.2 приведены состав и структура источников финансовых ресурсов предприятия ОАО "МТС", а так же их изменение за анализируемый  период.

Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ОАО "МТС"

Показатели

2005г.

2006г.

Абс. отклон.

Темп роста %

Реализованные услуги в действующих  ценах, тыс. р.

25 777

24 779

3 203

114,8

Реализованные услуги в сопоставимых ценах к 2002 г, тыс. р.

13 033

10 106

-11 470

46,8

Себестоимость услуг в  действующих ценах, тыс. р.

23 417

22 746

3 741

119,7

Себестоимость услуг в  сопоставимых ценах, тыс. р.

11 480

8 902

-10 103

46,8

Прибыль от реализации, тыс. р.

406

195

-702

21,7

Балансовая прибыль, тыс. р.

166 948

-77 468

-786 530

-10,9

Среднегодовая стоимость  ОФ, тыс. р.

6 497

6 375

1 809

139,6

Среднесписочная численность  персонала, чел.

424

364

-81

81,8

в том числе по основной деятельности, чел.

316

272

-65

80,7

Затраты на 1 рубль реализованных  услуг, р.

0,91

0,92

0,04

104,2

Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р.

3,97

3,89

-1

82,2

Фондовооруженность, р.

15,32

17,51

7

170,7

Производительность труда

30,74

27,76

-21

57,3

Рентабельность продаж,%

1,57

0,79

-3,37

18,9

Рентабельность продукции,%

2, 20

1,22

-4,43

21,6


Как видно из расчетов, за анализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 7171 тыс. р. в начале периода до 11624 тыс. р. - в конце периода, то есть темп роста составил 162%. При этом собственные источники увеличились  на 2337 тыс. р. при темпе роста 144,5%, а заемные - на 2116 тыс. р. Темп роста  заемных источников финансовых ресурсов составил 210,2%. Таким образом, темп роста  заемных источников опережает темп роста собственного капитала, но собственный  капитал, несмотря на это, составляет большую  долю источников финансирования ОАО "МТС".

Доля заемного капитала в  общей сумме источников увеличилась  с 30,4% на 1.01.06г. до 34,72% на 1.01.07г. Темп роста  заемного капитала за анализируемый  период составил 210,2%. Заемный капитал  сформирован в основном за счет кредиторской задолженности.

Так, сумма кредиторской задолженности  на предприятии ОАО "МТС" за анализируемый  период увеличилась на 749 тыс. руб. и  на 1.01.07 г. составила 2748 тыс. руб. Темп роста  кредиторской задолженности за анализируемый  период составил 137,5%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств уменьшилась  с 18,4% в начале анализируемого периода  до 23,6% в конце.

Сумма кредиторской задолженности  увеличилась в основном за счет прироста задолженности перед поставщиками и подрядчиками, которая за анализируемый  период увеличилась с 1437 тыс. р. на 1.01.06г. до 2322 тыс. руб. на 1.01.07г. Доля кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в конце анализируемого периода составила 20%. Темп роста  кредиторской задолженности перед  поставщиками и подрядчиками за анализируемый  период составил 161,6%. Следует отметить, в этой сумме отсутствует просроченная и безнадежная задолженность.

Темп роста задолженности  по заработной плате составил 200,8%, а  темп роста задолженности предприятия  перед бюджетом составил 65,2%. Изменение  суммы задолженности по этим статьям  баланса не повлекло за собой значительного  изменения структуры источников финансовых ресурсов из-за небольшой  доле этих статей в общей сумме  источников: 1,4%, 0,4% и 1,1% на 01.01.07 г. соответственно. Сумма краткосрочных кредитов уменьшилась  с 1305 тыс. р. на начало анализируемого периода  до 1288 тыс. р. - в конце анализируемого периода, то есть на 17 тыс. р. Темп роста  суммы краткосрочных кредитов составил 98,7%.

Структура заемных источников финансовых ресурсов нельзя охарактеризовать однозначно. Наблюдается рост задолженности  по так называемым "больным статьям" - задолженность по выплате заработной платы работникам, по социальному  страхованию, задолженность перед  бюджетом. Главной тенденцией в динамике источников средств предприятия  ОАО "МТС" является увеличение доли привлеченных финансовых ресурсов в  общей сумме капитала при несущественном увеличении собственных источников.

Информация о работе Слияние и поглощение корпораций