Слияния и поглощения в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях характерной чертой становится СиП не только компаний (фирм) разных стран, но и транснациональных компаний (ТНК). Учитывая количество, стоимость и распространение сделок, можно говорить, как считают международные эксперты, о появлении рынка фирм, на котором фирмы продаются и покупаются. Появление нового рынка компаний в дополнение к региональным и глобальным рынкам продукции и услуг приводит к возникновению интернациональной производственной системы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности слияний и поглощений 6
1.1. Слияния и поглощения и их сущность 6
1.2. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний 9
Глава 2. Особенности интеграционных процессов в России на примере отрасли торговли 12
2.1. Процессы интеграции в современной России 12
2.2. Сделки слияния и поглощения с иностранным участием в России 17
2.3. Интеграция в отрасли на примере сектора торговли 24
Глава 3. Стимулирование и активизация интеграционных процессов в отрасли торговли 27
3.1. Тенденция роста объема слияний и поглощений 27
Заключение 29
Список используемых источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по кор.фин. - копия.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

По мнению Вячеслава Наумова, без иностранцев не обойтись, в частности, в технологиях повышения отдачи нефтяного пласта. В России много разработанных заводненных месторождений, которые с точки зрения традиционных технологий добычи являются уже бесперспективными. Вместе с тем применение современных технологий позволит на достаточно рентабельной основе продолжить там добычу нефти.

В сырьевом секторе на втором месте по активности иностранных инвесторов стоит золотодобыча, за рассматриваемый период (2003 год — апрель 2005 года) — пять сделок на общую сумму порядка $120 млн.

В отрасли работает целый ряд известных международных игроков Highland Gold Mining Ltd. (среди ее партнеров — третья из крупнейших в мире золотодобывающих гигантов канадская Barrick Corp.), Peter Hambro Mining (капитализация около $1 млрд.), High River Goid Mines, южноафриканская AngloGold Ashanti, которой Trans Siberian Gold (сравнительно небольшая начинающая компания из Великобритании) продала часть, Celtic Resources (также уже принадлежащая частично Barrick’y)

По соотношению цены и качества в России есть интересные месторождения, способные стать объектами поглощений по цене, за которую в других регионах мира уже ничего сопоставимого не найти. Кроме того, после небольших капиталовложений и приведения этих активов в более – менее соответствующий мировым стандартам вид они могут быть перепроданы с существенной прибылью. На втором месте по стоимости out-in сделок — пищевая промышленность ($1144 млн.), на западные

компании приходится почти 60% всех покупок активов в отрасли (см. диаграмму 1). На фоне растущего рынка отрасль остается привлекательной для иностранных компаний.

В начале 2013 года норвежский концерн Orkla купил кондитерские фабрики “СладКо“ и “Волжанка“ именно для получения доли кондитерского рынка (которая составляет около 9%) через уже известные брэнды. Coca-Cola заняла 25% российского сокового рынка после покупки ЗАО “Мултон“. Собственный соковый брэнд Coca-Cola Minute Maid сумел занять всего 1% рынка, а производство в Орле пришлось свернуть. Другим путем пошла Pepsi-Cola в своей экспансии на соковый рынок. Она не стала покупать одного из лидеров, а предпочла конкурировать с молодыми российскими брэндами, подписав соглашение о разливе соковой марки Tropicana с компанией “Нидан“. A Eckes-Granini для совместного продвижения сока “Услада“ решила объединить свои возможности с немецкой Ehrmann. Безусловно, выбор стратегии зависит от соотношения затрат на покупку готовой компании и создания брэнда “с нуля“. Все действующие сейчас компании отрасли были созданы их владельцами “с нуля“, то есть не содержат прошлого “приватизационного“ следа. Со стороны иностранных компаний есть большой интерес к приобретению компаний в секторе, однако большинство сделок распадались, по мнению вице – президента ИК “Тройка – диалог“ Игоря Ливанта, вследствие значительного разброса по цене между продающими акционерами и покупателями. Российские бизнесмены склонны переоценивать свой бизнес, потенциал роста объема продаж, стоимость брэнда. А создание многих брэндов в России, которые занимают сейчас большую долю рынка, обошлось сравнительно недорого.

Заметную активность иностранные инвесторы проявили в секторе финансов, который занимает второе после пищевой отрасли место по количеству заключенных MSA – сделок out – in за рассматриваемый нами период с 2003 по апрель 2005 года (9 сделок на общую сумму $301 млн.) (см. таблицу 1). По словам аналитика ИК“ФИНАМ“ Ольги Беленькой, в 1999 году в России насчитывалось 18 банков со стопроцентным  участием нерезидентов. За последние пять лет количество банков, контролируемых иностранным капиталом (с долей более 50%), увеличилось до 42. Для иностранных банков, пока не имеющих возможности для открытия филиалов в России и планирующих экспансию на локальный рынок, сейчас есть два пути — создание российской “дочки“ “с нуля“ или приобретение контроля над местным финансовым институтом. Наиболее активно идет приобретение небольших банков, специализирующихся на потребительском кредитовании. Кроме того, иностранные банки заинтересованы в приобретении филиальных сетей российских банков и технологий ритейлового обслуживания на местном рынке.

Крупнейшая сделка на банковском рынке произошла в 2004 году. Это продажа Дельта Банка американскому гиганту General Electric Consumer Finance за $100 млн. Высокая сумма сделки отражает, в частности, привлекательность сектора потребительского кредитования в России. Также можно отметить покупку балтийской финансовой группой Hansabank (основной акционер — Swedbank) небольшого российского банка “Квест“ за $3,4 млн. На приобретение российского Банка кредитования малого бизнеса (КМБ-банка) претендовали Deutsche Bank, Intesa и BNP Paribas. В апреле 2005 года итальянский банк Intesa приобрел контрольный пакет акций КМБ. Предполагается, что сделка будет окончательно завершена летом этого года.

Россия продолжает отстаивать прежнюю позицию в вопросе либерализации рынка финансовых услуг на переговорах о вступлении в ВТО, в частности, запрет на открытие филиалов иностранных банков в РФ и квоты на долю иностранного капитала в банковской системе России. По словам главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, на данный момент на иностранный капитал в российской банковской системе приходится порядка 6–7%, порядка 10–15% считается нормальным, уровень 25% — отвергается как неприемлемый.

   Российские компании, как правило, могут быстрее договориться, они менее забюрократизированы (хотя есть и отдельные примеры обратного). “В ходе нескольких сделок я наблюдал, что у иностранных компаний более сложный процесс принятия решений, они гораздо более тщательно подходят к процессу приобретения компаний. Кроме тог о, есть факт ор быстроты принятия решений — я участвовал в двух сделках по продаже цементных заводов, в ходе которых иностранцы просто не успевали за процессом. Процесс принятия решений происходит у них по определенным процедурам и требует целого ряда согласований“, — говорит Игорь Ливант.

Россиянам не всегда нужен такой подробный due diligence, как иностранцам, они часто бывают готовы принять какие-то риски и связанные с ними гарантии и заверения продавцов, на которые иностранцы не пойдут никогда. Но зато у транснациональных компаний нет проблем с финансированием. “Я неоднократно был свидетелем того, что российские покупатели просто не могли найти необходимое финансирование ввиду отсутствия кредитной истории и более высокой стоимости заимствования“, — продолжает Игорь Ливант. У российских компаний часто нет четкой стратегии в отличие от транснациональных корпораций, которые не будут приобретать компанию, которая не вписывается в рамки их корпоративной стратегии. Если они привыкли работать с определенными экологическими или технологическими нормами, они не купят компанию, которая эти нормы нарушает, либо предложат существенный дисконт для преодоления подобных проблем.

Иностранцы более щепетильно относятся к возможным юридическим проблемам, связанным с приватизацией, оформлением прав собственности на землю и т.п. Они зачастую не хотят и не умеют их решать в российских условиях. Часто можно наблюдать, что приобретенные иностранными инвесторами компании переходят на выплату всех налогов, что снижает рентабельность, но также и риски. По словам Игоря Ливанта, в его практике были случаи, когда на продажу выставлялось, скажем, 90% акций, но иностранцы хотели докупить до 100%, чтобы не иметь проблем с миноритариями. Наличие миноритарных акционеров в дочерних структурах (в отличие от головной компании) — не совсем оптимальный вариант с точки зрения корпоративного управления, так как наличие акционеров в “дочках» холдинга снижает финансовую гибкость системы в плане ценообразования. Многие компании пока не решили для себя, что Россия — приоритетный для них рынок. В некоторых отраслях пока нет достаточно крупных компаний, которые можно приобрести с целью проникновения на рынок. Может показаться парадоксальным, но сейчас в России существует не столько проблема привлечения капиталов, сколько наличия хороших инвестиционных проектов и управленческих команд, которые могли бы их реализовать.

 
2.3. Интеграция в отрасли на примере сектора торговли

 Интеграция экономическая, новейшая форма интернационализации хозяйственной жизни, выражаемая в условиях капитализма в виде органического сочетания двух факторов — взаимного переплетения частных монополий разных стран и проведения согласованной государственно-монополистической политики во взаимных экономических отношениях и в отношениях с третьими странами. И. представляет собой объективный процесс, обусловленный развитием производительных сил, одно из направлений интернационализации экономики, в результате развития производительных сил.

Интеграция в торговле обычно воспринимается как достаточно длительная и очень сложная процедура, которая не скоро будет приносить реально ощутимую пользу. Но, в умелых профессиональных руках интеграция в торговле систем управления – это четкий механизм, в котором все отработано до мельчайших деталей. 

Профессионалы осуществляют интеграция в торговле оперативно и обязательно в четко оговоренные сроки. Интеграция в торговле должна учитывать данную отраслевую специфику, формат и масштаб розничного бизнеса. Функционал такой системы, должен быть ориентирован на реальные бизнес процессы розничного предприятия.

 

 Компания APM Technologу – российско – британская компания, созданная командой IT – профессионалов в области интеграция в торговле предлагает:

  • необходимые отраслевые решения 
  • современные платформы разработки и базы данных
  • отлаженный механизм внедрения  

Интеграцию в торговле АРМ Technology осуществляет на базе системы управления  Oracle Retail, которая специально разработанна и адаптированна для розничного бизнеса.   Интеграция в торговле на базе Oracle Retail учитывает все особенности работы предприятий розничного сектора.

 

  Интеграция в торговле с Oracle Retail позволяет ритейлерам использовать в своем арсенале best-practice лучших предприятий мира. Функциональные возможности этой системы ориентированы на реальные бизнес-процессы розничного предприятия.

 

 

Интеграция в торговле с помощью Oracle Retail обеспечивает:

  • Рост доходов через использование пространства как соотношения уровня спроса и перспектив прибыльности.
  • Сокращение расходов через минимизацию расходов на хранение продуктов с низким спросом и потенциалом.
  • Сохранение и преумножение клиентской базы через анализ соответствия ассортимента спросу потребителей, и четкому следованию потребительских предпочтений покупателей.
  • Увеличение продаж через перераспределение пространства, повышения спроса и поддержание оптимального уровня товарных запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОТРАСЛИ ТОРГОВЛИ 23 
3.1. Тенденция роста объема слияний и поглощений

Объем российского рынка слияний и поглощений в сентябре 2013 года составил $4,844 млрд, вчетверо превысив показатель прошлого года, по данным агентства AK&M. Правда, такой заметный рост произошел на фоне низкой базы — сентябрь 2012 года был одним из худших месяцев за весь посткризисный период (сумма сделок составила всего $1,203 млрд).

Более чем вдвое выросло число сделок М&А: в сентябре количество трансакций достигло 56 против 26 за аналогичный период 2012 года. По сравнению с августом число сделок увеличилось на 19%.

Значительно расширилось и количество отраслей, вовлеченных в процессы M&A. Если в сентябре 2012 года сделки происходили в девяти отраслях российской экономики, то в сентябре текущего года — уже в 17.

По итогам III квартала 2013 года российский рынок M&A также продемонстрировал заметный рост. Общая сумма сделок в III квартале составила $14,93 млрд, увеличившись на 62% по отношению с аналогичным периодом прошлого года ($9,2 млрд). Средняя стоимость сделки за вычетом крупнейших увеличилась на 34%, до $58,8 млн против $43,8 млн за аналогичный период 2012 года. Число сделок выросло на 26%, до 139 трансакций (против 110 трансакций в III квартале 2012 года).

Общая сумма сделок за январь–сентябрь 2013 года на российском рынке M&A достигла $94,662 млрд. Такой результат получен прежде всего за счет крупнейшей сделки на российском рынке M&A — покупки «Роснефтью» компании ТНК-BP в марте за $54,98 млрд. Однако даже за вычетом этой сделки объем рынка M&A за девять месяцев 2013 года составил $39,68 млрд. Это на 4,7% больше, чем в январе–сентябре прошлого года ($37,89 млрд.). Таким образом, отставание российского рынка M&A от прошлогодних показателей, наблюдавшееся с начала 2013 года, наконец преодолено.

Число сделок на российском рынке M&A в январе–сентябре 2013 года составило 390 транзакций — на 8,6% больше, чем за тот же период годом ранее (359 сделок). Средняя стоимость сделки за три квартала 2013 года, за вычетом крупнейших сделок (стоимостью от $1 млрд и выше), составила $57,1 млн, оставшись на том же уровне, что и годом ранее. Российский рынок слияний и поглощений пошел в рост, что объясняется ускорившимся процессом концентрации капитала, — комментирует замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. —  В условиях острой конкуренции и отсутствии дешевых денег, M&A, по сути, единственный для компании выход получить новый импульс к развитию. К тому же механизм размещения акций в России работает не очень эффективно.

По мнению Желанновой, тенденция роста рынка M&A в России с высокой вероятностью продолжится до конца текущего года и в начале следующего и определится конъюнктурой рынка. В свою очередь, партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов считает, что рост рынка М&А в первую очередь связан с низкой базой предыдущих периодов и не похож на долгосрочную тенденцию.

 
 

 

 

 

 

 

Заключение

Слияния и поглощения являются очень эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития.

Информация о работе Слияния и поглощения в современной российской экономике