Совершенствование государственного финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5
1.2. Формы государственного финансового контроля……………………...14
1.3. Принципы государственного финансового контроля………………….18
Глава 2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации………………………..27
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля. Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ…………………27
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38
2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42
Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47
3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47
3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков.

В общем и целом  цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая  стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности  и приумножения для выполнения  функций государства, а также созданию всех условий для этого

3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

4) обеспечению финансовой  безопасности государства.

Весьма важный вопрос теории ГФК — параметры его  объектов, т.е. нормы их состояния  или функционирования. По нашему мнению, основные параметры объектов ГФК  следующие: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность организационной структуры.

При этом указанные параметры  выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность и т.д. так или иначе в конечном счете включены в вышеприведенные). Так, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов и т.д. устанавливается соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию (в плане оптимизации их самих).

Целесообразность —  категория, охватывающая не только целевое  расходование государственных средств  и использование приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам и т.д. Также с точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения различного рода государственных программ, проведения различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом.

И последнее из основных направлений — оптимизация организационной  структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти на предмет способности принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков и т.д. Причем эта область ГФК тесно связана с административным контролем (в общем виде — контролем исполнения). Следует отметить, что оптимальность организационной структуры непосредственно влияет (можно сказать, является началом) как на целесообразность, так и на эффективность финансового управления (впрочем, как и в любой организации), но в силу своей специфичности эта область выделена в самостоятельное направление контроля.

В России ГФК осуществляется в установленном порядке (тем  или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов. Такие органы целесообразно разграничивать в соответствии с их компетенцией (рис 1). В данном аспекте можно различать:

   

ХАРАКТЕР КОМПЕТЕНЦИИ  ОРГАНОВ ГФК

   
                     

Общая компетенция

 

Отраслевая компетенция

 

Межотраслевая компетенция

 

Специальная компетенция

Счетная палата РФ, Контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Департамент ГФК и аудита Минфина РФ, Территориальный КРУ, ГКУ президента РФ, органы ГФК при администрациях и др.(правительствах) субъектов РФ и др.

 

Департамент страхового надзора Минфина РФ, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России, иные отраслевые органы ГФК

 

МНС РФ, ФСНП России, органы Федерального казначейства РФ, ГТК РФ, иные государственные комитеты и комиссии и др.

 

Минимущество РФ, ФКЦБ России, ВЭК России, МАП РФ, ФСФО России, ФЦПФ России и др.

     

 

 

 

Рис. 1. Классификация  органов ГФК в зависимости  от характера их компетенции  
    

1. Органы ГФК общей  компетенции. Они осуществляют  контроль в отношении достаточно  широкого круга объектов и  вопросов согласно сферам своей деятельности. Такими органами, в частности, являются: Счетная палата РФ, счетные (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы ГФК, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.

2. Органы ГФК отраслевой компетенции.  Они осуществляют контроль в конкретных отраслях (в некотором смысле термин «отраслевой контроль» синонимичен термину «ведомственный контроль»). В большинстве своем — это органы ГФК в составе федеральных и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие ГФК в определенных отраслях или видах деятельности (например: Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).

3. Органы ГФК межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности (например: МНС России, ФСНП России, органы Федерального казначейства России, ГТК России, иные государственные комитеты и комиссии и др.).

4. Органы ГФК специальной компетенции.  В принципе они также осуществляют  контроль вне зависимости от  отраслевой принадлежности объектов  контроля, но их контроль ограничен  достаточно узкими вопросами,  т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, Минимущество России, ФКЦБ России, ВЭК России, МАП России, ФСФО России, ФЦПФ России и др.).

Все взаимосвязи элементов системы  ГФК наглядно представлены на рис. 2.  

 

 

   

Информационно-коммуникационная инфраструктура ГФК

   
   

Информационное обеспечение  ГФК (статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и др.информация, унифицированные и специальные системы документации, системы баз данных, информационно-аналитические технологии, подразделения обеспечения информацией и т. д.

   
   

Системы коммуникаций ГФК (процедуры взаимодействия между  органами ГФК, координация их деятельности, совместное решение рабочих вопросов, обмен информацией, инициирование информационных проектов с соблюдением установленного порядка ее использования, механизмы взаимодействия с государственными и негосударственными организациями, общественностью

   
                           

Методологическая основа ГФК

 

Нормативно-правовая база, методологическое обеспечение ГФК

 

Организационные структуры  ГФК

 

Научно-исследовательская  и учебная базы, кадровое обеспечение  ГФК

 

Материально-техническое  и финансовое обеспечение ГФК

Определение понятий, сущность, значение, функции, цели, задачи, принципы, требования, классификация видов (по типам, формам, методам, субъектам, объемам, предметам и т. д.), критерии эффективности ГФК

 

Система нормативно-правовых актов, стандартизация, контрольные  процедуры, оргмодели, методики, тесты, блок-схемы, органайзеры, контрольные  анкеты и др.

 

Структура системы органов ГФК, состав ЦО, их статус, разграничение направлений деятельности, порядок их взаимосвязей

 

Научно-исследовательские  и учебные учреждения (центры, институты и т. д.), программы, курсы, кадры ГФК

 

Финансовые ресурсы, техника и технология (включая электронную), помещения и т. д.

       

 

 
Рис. 2. Принципиальная схема системы  государственного финансового контроля во взаимосвязи ее элементов

 

1.2. Формы государственного финансового контроля

 

Успешное и эффективное  выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения.

Формы и порядок осуществления  финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общее, что объединяет все виды государственного финансового  контроля, – это единство содержания, предмета и метода. В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый, или аудит.

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью.

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 265) законодательно установлено, когда используются данные формы финансового контроля законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления:

- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Сложившиеся в мире теория и практика разделения финансового  контроля по формам его проведения позволяют дать следующие характеристики их осуществления.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов и т. д. Он способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов. На стадии составления финансовых планов, смет доходов и расходов при проведении предварительного финансового контроля могут быть выявлены дополнительные ресурсы, сокращены предусматриваемые необоснованные расходы. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушения законов и нормативных актов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами.

Так, ст. 267 Бюджетного кодекса  Российской Федерации на федеральное казначейство возложен предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами бюджетополучателей, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной  росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений [8, с.49].

Оценка проведенных  контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля в РФ