Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа
Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5
1.2. Формы государственного финансового контроля……………………...14
1.3. Принципы государственного финансового контроля………………….18
Глава 2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации………………………..27
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля. Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ…………………27
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38
2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42
Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47
3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47
3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57
Указом Президента РФ N 1095 ГФК возлагался на несколько органов: Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов [5, с.22].
Как видим, с момента принятия данного Указа изменились не только названия ряда упомянутых в нем государственных органов, но также их статус и полномочия. Так, в принятом позднее Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) приводится уже иной перечень органов, правомочных осуществлять ГФК. Среди указанных органов не упомянут преемник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Федеральная налоговая служба, хотя это не означает, что налоговый контроль не является частью финансового. Так, по мнению многих экспертов, бюджетно-финансовый контроль является лишь частью финансового контроля в целом, а бюджетные правоотношения по своему содержанию шире финансово-контрольных отношений в бюджетной сфере.
И, видимо, замечая некоторую неоднозначность, возникающую при проведении контрольной деятельности упомянутых органов, некоторые эксперты полагают целесообразным упорядочить классификацию видов финансового контроля в зависимости от специфики подотраслей финансового законодательства, введя более точные понятия бюджетного, налогового, валютного, таможенного контроля, банковского надзора, страхового надзора, финансового контроля на рынке ценных бумаг.
В настоящее время действующее законодательство уже содержит соответствующие определения некоторых из указанных понятий. Другой вопрос, насколько точными и исчерпывающими являются эти определения, чтобы исключить имеющееся дублирование в действиях некоторых органов при осуществлении ими соответствующих контрольных мероприятий.
Так, в соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Указанный контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. При этом ст. 9 НК РФ предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются и таможенные органы.
В свою очередь, ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Согласимся, что это понятие трактуется очень широко. Следует также отметить, что ст. 366 ТК РФ определены десять видов форм таможенного контроля, многие из которых также используются и другими контролирующими органами, в том числе налоговыми. К этим видам относятся, в частности, проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, осмотр помещений и территорий. Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.06 N 459 (в ред. от 10.03.09), предусмотрено осуществление данной службы функций по регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Валютный контроль проводится с целью обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка (Федеральный закон от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле (в ред. от 22.07.08).
При этом Закон N 173-ФЗ не содержит самого понятия валютного контроля, хотя и определяет его принципы (ст. 3). Валютный контроль осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. При этом к числу агентов валютного контроля отнесены также таможенные и налоговые органы (ст. 5).
Следует также отметить, что приказом Минфина России от 06.11.07 N 98н утвержден Административный регламент Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля.
Как видим, при осуществлении валютного контроля действуют несколько органов исполнительной власти, имеющие самые разнообразные полномочия в данном вопросе.
Под бюджетным контролем обычно понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Эффективность бюджетной политики государства предполагает целый комплекс мер по ее обеспечению, в частности:
- оптимизацию функционирования
системы управления
- прозрачность финансовых
потоков, четкое
- необходимый уровень объективности в формировании доходной части бюджета.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Учитывая обширность рассматриваемой темы и многообразие органов ГФК, мы рассмотрим особенности осуществления ГФК только теми федеральными органами, которые указаны в БК РФ.
Рассмотрим в связи с этим наиболее важные положения БК РФ в рамках затронутой темы.
Соответствующие бюджетные полномочия установлены БК РФ для следующих федеральных органов:
Министерства финансов Российской Федерации (ст. 165);
Федерального казначейства (ст. 166.1);
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст. 166.2);
Счетной палаты Российской Федерации (ст. 167.1). Этой же статьей БК РФ уточнено, что указанная Палата обладает бюджетными полномочиями, установленными не только БК РФ, но и Федеральным законом от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп. от 09.02.09).
Следует отдельно обратить внимание на то, что законодательные (представительные) органы осуществляют такие формы финансового контроля, как:
- предварительный контроль
- в ходе обсуждения и
- текущий контроль - в
ходе рассмотрения отдельных
вопросов исполнения бюджетов
на заседаниях комитетов,
При этом контроль законодательных
(представительных) органов предусматривает
право соответствующих
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств (ст. 266 БК РФ).
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации, в частности, являются:
- организация и осуществление
контроля за своевременным
- определение эффективности
и целесообразности расходов
государственных средств и
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Исходя из изложенного,
следует, что фактически проверками
эффективности использования
2.2. Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
О взаимодействии Счетной палаты РФ с Банком России можно сделать вывод из положений ФЗ «О Счетной палате РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Счетная палата Российской Федерации как высший конституционный орган государственного финансового контроля осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, а также в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. При этом в ФЗ «О Счетной палате РФ» говориться, что Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Также она осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ, кроме того, распространяются на счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне».1 Заключение Счетной палаты РФ по результатам названной проверки также ежегодно предоставляется в Государственную Думу в рамках годового отчета. По требованию Счетной палаты РФ Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов по установленным общим формам финансовой отчетности.
Составной частью органов государственного финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговый контроль охватывает
действия налоговых органов по надзору
за соблюдением
Согласно соглашению о сотрудничестве между Счетной палатой РФ Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и развивают сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью, содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования федерального имущества, его сохранности. А также способствуют разработке и внедрению новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной, научно-технической и иной деятельности.
Сотрудничество сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:
- взаимодействие по
вопросам проведения
- проведение аналитических
мероприятий по вопросам
Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля в РФ