Совершенствование государственного финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5
1.2. Формы государственного финансового контроля……………………...14
1.3. Принципы государственного финансового контроля………………….18
Глава 2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации………………………..27
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля. Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ…………………27
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38
2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42
Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47
3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47
3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

- обмен опытом и  координация работ по созданию  и обеспечению функционирования  информационных систем и телекоммуникационных  сетей, а также по формированию  информационных ресурсов в интересах  эффективного решения поставленных задач;

- осуществление и координация  совместных научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и инновационных  программ и проектов;

- содействие в обучении  работников и подготовке научных  кадров высшей квалификации.

Среди двухсторонних  соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно также назвать Соглашение между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Согласно данному соглашению:

Стороны совместно разрабатывают  и реализуют мероприятия, направленные на широкое информирование зарубежной общественности о функционировании системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, оказывают взаимную поддержку интернет-сайтов и иных информационных ресурсов друг друга.

Счетная палата Российской Федерации организует систематическое информирование МИДа России о своем участии в мероприятиях в области международного сотрудничества в целях координации их информационного обеспечения и поддержки дипломатическими и международно-правовыми средствами.

Особо следует отметить соглашения о сотрудничестве, заключенные  между Счетной палатой РФ и  министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Федеральной  службой безопасности РФ с другой. Суть этих соглашений сводится к:

- обмену представляющей взаимный интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

- обмену опытом работы  и содействию в повышении квалификации  кадров в том числе путем организации стажировок,

- планирование и осуществление  скоординированных мероприятий,  направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений,

- обмен нормативными  правовыми актами, методическими  рекомендациями, литературой по  вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Что касается остальных  государственных органов финансового  контроля, то в отсутствии соглашений о совместной деятельности со Счетной палатой РФ и законодательного регулирования их взаимоотношений, каждый из этих органов осуществляет контрольные полномочия в пределах своей компетенции.

Так Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, представляет Государственной Думе отчет о его исполнении. Кроме того, Правительство РФ осуществляет единую политику в области государственных финансов, денег и кредита, контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. Правительство РФ и Главное контрольное управление Президента РФ дают поручения по проведению последующего государственного финансового контроля Министерству финансов РФ.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам Министерства финансов РФ в этой сфере относятся: разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществление внутриведомственного государственного финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет также внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ может осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Оно организует финансовый контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

 

 

2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля

 

 

Виды финансового контроля, осуществляемого Росфиннадзором, указаны  в ст. 268 БК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.04 N 198 Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Данная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и ее основными функциями, в частности, являются:

- проведение ревизий  и проверок правомерности и  эффективности использования средств  федерального бюджета, средств  государственных внебюджетных фондов;

- проведение мероприятий  по предупреждению, выявлению и  пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

- осуществление надзора  за исполнением законодательства  Российской Федерации о финансово-бюджетном  контроле и надзоре органами  финансового контроля федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- осуществление в пределах  своей компетенции контроля за  соответствием проводимых в Российской  Федерации резидентами и нерезидентами  (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Указанные полномочия также  зафиксированы в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.04 N 278 (в ред. от 27.01.09).

Для более предметной характеристики работы Росфиннадзора  как одного из основных органов ГФК  приведем некоторые результаты проверки отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (получателей бюджетных средств), заключивших соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Росфиннадзором выявлены, в частности, следующие нарушения:

- в бюджетах субъектов  Российской Федерации не учитывались  средства, получаемые в виде арендной  платы за сдачу во временное  пользование имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от продажи имущества, дивиденды по акциям (нарушение п. 1 ст. 42 БК РФ);

- в бюджетах субъектов  Российской Федерации не отражены  доходы бюджетных учреждений, полученные  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (нарушение п. 2 ст. 42 БК РФ);

- отдельные республиканские  финансовые органы осуществляли  централизованное перечисление  средств коммунальным предприятиям  на оплату коммунальных услуг,  оказанных республиканским бюджетным учреждениям. Сумма средств, подлежащая перечислению, определялась на основе расчетных лимитов без учета объема фактически потребленных услуг, что привело к многочисленным случаям возникновения у республиканских бюджетных учреждений необоснованных дебиторских или кредиторских задолженностей по коммунальным платежам (нарушение ст. 158, 219 БК РФ).

Выявленные проверками факты нецелевого использования  бюджетных средств связаны в  основном со следующим:

- предоставлением льгот,  компенсаций и осуществлением  выплат гражданам, не имеющим права на их получение;

- направлением средств  резервных фондов на проведение  мероприятий, не предусмотренных  положениями о резервных фондах  субъектов Российской Федерации;

- несанкционированным  перераспределением средств с  одной подстатьи бюджетной классификации на другую;

- финансированием организаций,  не являющихся получателями средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации.

Нарушения в части  переплаты и перерасхода денежных средств и материальных ценностей  связаны в основном со следующим:

- оплатой фактически  невыполненных объемов работ;

- оплатой выполненных  работ по завышенной стоимости;

- предоставлением жилищных  субсидий гражданам без документов, подтверждающих право на их  получение.

Наиболее существенными  фактами в части неэффективного использования средств и материальных ресурсов являются:

- перечисление авансовых  платежей сверх установленных  законодательством Российской Федерации  размеров;

- неиспользование приобретенного  оборудования в течение длительного  срока;

- приобретение оборудования и других материальных ценностей при отсутствии потребности в них.

Другие финансовые нарушения  выразились в следующем:

- непринятии мер по  взысканию неустойки, задолженностей  по арендной плате;

- принятии денежных  обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

- осуществлении расчетов  между юридическими лицами наличными  денежными средствами в размере,  превышающем установленный;

- превышении окладов  республиканских государственных  гражданских служащих по сравнению  с окладами федеральных государственных гражданских служащих;

- невыполнении обязательств, принятых субъектами Российской  Федерации по софинансированию  расходов;

- предоставлении субсидий  сельскохозяйственным товаропроизводителям  на возмещение части затрат  на уплату процентов по инвестиционным кредитам без документов, подтверждающих целевое использование кредита, по мере использования кредита;

- недоплате надбавки  за выслугу лет к заработной  плате.

Нарушения принципа целевого использования бюджетных средств  в основном могут быть вызваны как объективными причинами, например нехваткой денег на мероприятия, требующие безотлагательного финансирования, так и неправомерными действиями со стороны компетентных органов власти.

Также способствуют совершению финансовых нарушений такие причины, как:

- несоответствие принятых  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации нормативным  правовым актам Российской Федерации;

- отсутствие мер ответственности  за нарушение установленного  порядка.

Все вышеописанные негативные моменты существующей системы ГФК, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы ГФК и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

Считаю, что если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

 

 

3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля

 

 

На основе анализа  ряда отчетов о проверках, проводимых Счетной Палатой РФ с целью  выявления эффективности и целесообразности расходования государственных средств на различные программы развития отраслей социальной сферы, обобщаются отличительные признаки механизмов финансового контроля, применяемых в России.

В рамках контроля за исполнением  бюджета, выделяемого на инновационное  развитие отраслей социальной сферы, счетными органами нашей страны основное внимание до сих пор уделяется контролю за исполнением соответствующих бюджетных средств, в то время как предварительному контролю, т.е. прогнозно-проектной стадии финансового контроля, контрольно-счетные органы уделяют относительно небольшое внимание. Этот вид контроля практически полностью сведен к ведомственному внутреннему контролю самих исполнителей при составлении проектов смет с вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, уделяя основное внимание выявлению нарушений, контрольно-счетные органы практически не занимаются профилактической работой (превентивным контролем).

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля в РФ