Совершенствование государственного финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………..5
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля……………………………………………………………………5
1.2. Формы государственного финансового контроля……………………...14
1.3. Принципы государственного финансового контроля………………….18
Глава 2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации………………………..27
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля. Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ…………………27
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ…………………………………38
2.3. Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…..42
Глава 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………..47
3.1. Пути дальнейшего укрепления системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..47
3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи, основным недостатком, вытекающим из недостаточно разработанного и согласованного методического  обеспечения в области контроля за бюджетными средствами, является приоритет контроля над затратностью над контролем за результатом. При этом при контроле финансовой затратности основное внимание уделяется выявлению отдельных нарушений. Не случайно самыми распространенными критериями оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля являются показатели объемов выявленных нарушений.

Для сложившейся ныне системы государственного финансового  контроля в России характерно многообразие субъектов контрольной деятельности, функционирующих в едином правовом и информационном поле, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты средствами механизмов контроля и обеспечивающих надежную обратную связь с управляющими структурами. Но для обеспечения слаженной работы всех элементов контрольной службы необходимо решить еще целый ряд проблем.

Во-первых, сформировать оптимальную организационную структуру  с устойчивыми взаимосвязями  элементов, которая, с одной стороны, позволит использовать рационально совокупную мощность ГФК, а с другой – будет способствовать интеллектуальному усилению этой мощи при снижении материальных затрат на нее.

Во-вторых, обеспечить единство законодательной базы функционирования органов государственного финансового  контроля, т.к. ее несовершенство является основной сдерживающей причиной его развития.

В-третьих, выработать действенный  механизм контроля, препятствующий экономическим  злоупотреблениям, а также обеспечивающий должное реагирование органов управления государственными финансами и самих объектов контроля на результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, что положительным образом скажется на продвижении экономики страны по пути прогресса.

Имеющиеся проблемы должны быть решены посредством грамотного распределения целей и функций ГФК по иерархической пирамиде государственных органов и государственных должностей с соблюдением по вертикали – принципов бюджетного федерализма, по горизонтали – принципов специализации и комплексности контроля; развития человеческого потенциала (подготовка новых и повышение квалификации действующих кадров субъектов контроля); обеспечения всех структур контроля широкомасштабной информационной базой.

В связи с этим система  ГФК должна строиться исходя из функционального  единства управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственного сектора экономики, где важное место занимает организационная структура, включающая в себя не только субъекты контроля, но и порядок их взаимосвязей. Это очень важно, особенно в свете развития бюджетного федерализма. Именно бюджетный федерализм и его принципы требуют классифицировать субъекты ГФК в зависимости от уровней бюджетной системы для обеспечения взаимосвязанного контроля за потоками финансовых средств и сохранностью материальных ресурсов в полном объеме.

Для разграничения предметов  ведения и полномочий субъектов  контрольной деятельности, устранения дублирования и закрепления единообразия принципов их работы от программы  до результата настоятельным образом  требуется определить концептуальные основы ГФК в рамках долгосрочной стратегии развития страны. Их отсутствие не позволяет четко определить полномочия субъектов контроля, неоправданные финансовые и интеллектуальные издержки при разработке методик на однотипные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия и т.д.

Надлежащее функционирование единой системы государственного финансового  контроля целиком зависит от его  правовых основ. Несовершенство законодательства ослабляет контроль исполнительской  дисциплины бюджетного процесса. Между тем действующие в России рыночные отношения в общем ряду качественных изменений механизмов управления государственными финансами предопределяют усиление контроля за бюджетным процессом, поскольку слабый контроль за расходованием публичных средств при исполнении бюджета и использования государственной собственности наносит стране огромный ущерб.

Чтобы успешнее работала вся система ГФК за эффективностью использования финансовых ресурсов необходимо взаимодействие органов  контроля как по горизонтали (внутреннего и внешнего контроля), так и по вертикали (взаимоотношение контрольных органов разных уровней властной иерархии). В этом залог выравнивания бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, стимулирования налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, рационального и эффективного их расходования.

Опыт работы контрольно-счетных  органов играет важную роль в решении  вопросов формирования и совершенствования межбюджетных отношений. Прежде всего, накопленный ими потенциал контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности позволяет оказывать значительную консультационную поддержку контрольно-счетным органам муниципальных образований. Особую значимость эта поддержка приобретает с введением в действие новой модели формирования межбюджетных отношений, сочетающей в себе одновременно цели выравнивания и стимулирования.

Новые нормы законодательства о местном самоуправлении предусматривают четкое разграничение полномочий уровней власти всех административно-территориальных образований – регионального, районного и поселенческого. За муниципалитетами закрепляется постоянная доходная база в форме фиксированных долей с налогов. Уходит в прошлое затратный метод формирования бюджетов. Важнейшими изменениями являются передача ряда полномочий с регионального уровня на уровень муниципалитетов и снятие ограничений по формированию доходной базы муниципальных образований.

Несмотря на то, что установление четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней должно способствовать прозрачности межбюджетных отношений, развитие должной координации деятельности органов ГФК крайне важно. Неустойчивость связей как внутри системы государственного финансового контроля, так и за ее пределами образует «прорехи» в формировании идеологии контроля, в достижении высокого уровня законопослушности, гражданского самосознания в стране. Недостаточно еще развитая сфера ответственности побуждает региональные и местные власти прибегать к использованию различных форм отклонений от норм бюджетной политики: увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, скрытое субсидирование, безответственные заимствования, накопление кредиторской задолженности и т.д. Все это приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, а иногда к их прямому хищению и утрате.

Поэтому одной из первоочередных задач органов ГФК на современном  этапе является углубление их взаимодействия посредством организации совместных проверок за полнотой поступлений и целевым расходованием бюджетных средств.

Итак, можно выделить четыре характерные особенности  становления современного государственного финансового контроля в Российской Федерации и его возрастающую функциональную роль в экономике нашей страны.

Во-первых, с изменением принципов государственного управления экономикой государственный финансовый контроль в процессе эволюции приобрел характер публичного контроля. Получил  развитие внешний ГФК, функциональная роль и значение которого усиливаются с каждым годом, особенно в реализации долговременной стратегии развития экономики, в общей программе ее государственного регулирования.

Во-вторых, изменение  государственного устройства и экономических  отношений – отношений собственности – на первых порах значительно ослабило систему внутреннего ГФК, а эффективной системы внешнего ГФК создано не было. И это произошло несмотря на огромный отечественный опыт функционирования государственного финансового контроля, причем с элементами народного контроля, повышающего доверие общества к результатам контрольной деятельности. Словом, тогда сформировать единую, эффективно работающую систему финансового контроля не удалось.

В условиях первых, далеко не блестящих результатов хозяйственной перестройки в стране возросла потребность в эффективной системе государственного финансового контроля и скоординированной деятельности субъектов контроля. Л.А. Симонова предполагает, что достижение конечных результатов ее реализации может быть ускорено за счет формирования рациональной организационной структуры, надежного правового обеспечения, отлаженного механизма контроля с единообразием принципов и теоретико-методологической основы, а также внедрением эффективной технологии в практику работы субъектов контроля.

В-третьих, изучение опыта  развитых стран показывает, что ГФК  может быть достаточно эффективным, если это действенный контроль над  финансово-хозяйственной деятельностью  экономических субъектов, если это  реальный контроль за формированием и использованием бюджетных средств, если этот контроль находится под наблюдением общественности и его результаты доступны для народа, если система органов ГФК представляет совокупность органов внутреннего контроля (внутри отдельных ведомств и организаций) и внешних контрольных служб, которые не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений.

В-четвертых, государственный  финансовый контроль в экономике  страны должен приобрести социальную направленность за соблюдением действующих  норм, отвечающих насущным интересам каждого члена общества, за реальным повышением благосостояния населения. Для этого необходимо: согласовать направления развития ГФК со стратегическими целями и задачами государства, важным звеном которых являются бюджетно-финансовая и социальная политика, закрепить основы функционирования его системы на законодательном уровне.

 

 

 

3.2. Возрастание роли государственного финансового контроля за реализацией приоритетных национальных проектов

 

 

Реализация национальных проектов в 2012 году вновь предусматривает расширение нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления запланированных мероприятий.

В то же самое время, национальные проекты касаются жизненно важных для  российского общества сфер, а это  означает, что привычного контроля за целевым расходованием государственных средств недостаточно.

Государственным финансовым контролерам целесообразно брать  на вооружение принципы и методы аудита эффективности использования бюджетных  средств. В рамках данного направления  деятельности осуществляется оценка экономичности, результативности и продуктивности использования государственных ресурсов. При этом под экономичностью использования бюджетных средств понимается абсолютная или относительная экономия финансовых средств, исходя из количественных и качественных результатов их использования; под результативностью - степень достижения запланированных результатов и конечный социально-экономический эффект, полученный от использования бюджетных средств; под продуктивностью - степень соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Иными словами, органам государственного финансового контроля следует рассматривать различные сценарии реализации каждого национального проекта с учетом влияния большого количества факторов с целью выявления наиболее эффективного варианта. Целесообразнее данную функцию возложить на должностных лиц, ответственных за реализацию того или иного направления каждого национального проекта на местах. Тогда аудиторам Счетной палаты придется проверять лишь обоснованность выбора того или иного варианта деятельности. Только в данном случае возможна всесторонняя и всеохватывающая проверка реализации национальных проектов. На текущий момент деятельность Счетной палаты осложнена тем обстоятельством, что аудит эффективности возможен лишь при применении разработчиками законопроектов о федеральном бюджете современных методик бюджетирования, ориентированного на результат.

Но при разработке законопроекта федерального бюджета на 2012 год указанные методики не применялись, что не позволяет Счетной палате давать точное обоснование объемов расходов по отдельным направлениям использования бюджетных средств. Данное замечание непосредственно касается и такого приоритетного направления расходов как национальные проекты.

Реализация национальных проектов является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной  власти на предстоящие несколько  лет, вот почему целесообразно сформировать в структуре органов государственного финансового контроля специальные комитеты и комиссии, деятельность которых направлена на контроль за реализацией именно национальных проектов. Именно такой подход был использован

Необходимо также предусмотреть  формы взаимодействия органов государственного финансового контроля как между собой, так и с другими органами государственной власти с целью четкой координации их деятельности по контролю за реализацией национальных проектов.

В целом, можно сделать  вывод, что государственный финансовый контроль за реализацией национальных проектов - это деятельность государственных органов финансового контроля по контролю за законностью, эффективностью и целесообразностью использования денежных фондов государства в рамках национальных проектов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации  – это государственный контроль:

- за своевременным  исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- за организацией денежного  обращения;

- за использованием кредитных ресурсов;

- за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга,  государственных резервов;

- за предоставлением  финансовых и налоговых льгот  и преимуществ.

Организация и функционирование эффективной системы финансового  контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля в РФ