Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение деятельности государственных органов управления финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть методы управления финансами в РФ
-
Объектом исследования в данной работе являются финансовые отношения, связанные с деятельностью органов управления финансами в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 Система управления финансами. 4
1.1. Понятие и методы управления финансами в РФ. 6
1.2.Органы осуществляющие финансовую деятельность в РФ. 7
Глава 2 Министерство финансов РФ. 9
2.1 Полномочия и функции Министерства финансов РФ. 9
2.2.Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами. 22
Заключение 24
Список литературы 26
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.
Представительные (законодательные) органы и органы исполнительной
власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.
Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных
государственных органов власти является принятие законов по вопросам
финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске
государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,
другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства РФ.
Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или
администрации субъектов Федерации) принимают меры к их реализации,
исполняют бюджет под контролем представительных органов.
При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий
федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по
проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления[1]
контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует[2]
Комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики; создан
Экономический совет. В структуре аппарата Правительства РФ имеется
Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства,
соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и
внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст.80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и
исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования
государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики,
организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений,
организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное
управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль5.
В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в
области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ
образовано Экономическое управление Президента РФ. Его деятельность
распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета,
межбюджетных отношений и др.
Основными задачами Управления являются:
— анализ социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование ее
развития и выработка предложений Президенту РФ;
— анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами'
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
— подготовка предложений по реализации указов и распоряжений Президента
РФ в области экономической политики государства;
— экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ,
проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-
экономическим вопросам;
— участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствовании
деятельности федеральных органов власти по результатам анализа хода
исполнения ими федерального бюджета;
— участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному
Собранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания Президента РФ;
— комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений по
их совершенствованию, и др.
Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы
власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие функции государственного
управления в рамках определенных отраслей или сфер управления
(министерства, комитеты и т.д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач
данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи
с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе
местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.).
Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама
финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их
компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных
для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его
неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все
звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит,
страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.
Глава 2 Министерство финансов Р.Ф.
Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориалъные образования и административно-
В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более подробно.
Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ
Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:
– совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ
– концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ
– разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ
– разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ управление государственным внутренним и внешним долгом РФ
–разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ
участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
– разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
– обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):
– подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
– участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу; участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
– участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;
– участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ
– участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
– разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
– обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
– проводит совместно с Министерством РФ по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
– порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
– порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
–форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;