Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования – определить пути оздоровления финансового рынка РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы финансового рынка и его механизм;
- провести анализ финансовой деятельности государства и состояния финансовых рынков России;
- разработать мероприятия по совершенствованию финансовых рынков РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Современный финансовый рынок и его механизм 5
1.1 Сущность и значение финансового рынка 5
1.2 Функции финансового рынка 10
2. Анализ финансовых рынков РФ 13
2.1 Анализ состояния финансовых рынков в России 13
2.2 Анализ финансовой деятельности государства 18
3. Совершенствование и перспективы развития финансового рынка в России 23
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке 23
3.2 Перспективы развития финансового рынка РФ 28
Заключение 31
Список литературы 32
В 2008 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.
В 2008-2009 годах предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, а также установить требование о ежедневном расчете капитала участниками финансового рынка. Также необходимо пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их и в то же время, учитывая необходимость сохранения участников финансового рынка с незначительным уровнем минимального капитала и ограниченным количеством совершаемых ими операций.
В долгосрочной
перспективе в целях создания
системы риск-ориентированного пруденциального
надзора представляется необходимым
приблизить требования к определению
достаточности капитала к международным стандартам. Предполагается
развивать требования к достаточности
капитала, отражающие риски, сделав в целом
подход к расчету достаточности собственных
средств более чувствительным к рискам,
и способствующим сближению регулятивного
и экономического капитала.
Для введения международных принятых
требований к осуществлению расчета достаточности
собственных средств возможно потребуется
доработать систему бухгалтерского учета
профессиональных участников рынка ценных
бумаг таким образом, чтобы она позволяла
получать все необходимые надзорные данные.
Предполагается внедрить передовые методики оценки рисков, используя международные принятые модели, активно включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих, операционный риск. При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций, присущих им рисков.
Также при внедрении
системы риск - ориентированного надзора
необходимо предусмотреть возможность
индивидуального подхода к
В 2008-2009 годах необходимо завершить работу
по сближению положений о банкротстве
финансовых организаций, включая введение
временной администрации в целях предотвращения
банкротства.
В 2010-2012 годах необходимо сконцентрировать в одном государственном органе и вопросы регулирования и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики.
3.2 Перспективы развития финансового рынка РФ
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.
Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов [15].
Во-первых, в мировой практике создание «финансовой пирамиды» только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).
Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.
В-третьих, сейчас
широкомасштабные частные инвестиции
в национальное производство вообще
представляются мало возможными ввиду
некоммерческого характера
Задача концентрации денежных средств решается Центробанком за счет увеличения активности в следующих направлениях. Первое – максимальное полное использование средств коммерческих банков, находящихся во временном распоряжении Центробанка. Это:
увеличение размеров отчислений коммерческих банков в резервные и страховые фонды;
сохранение низкой скорости платежей, позволяющей дополнительно оборачивать переводимые средства [15].
Наряду с политикой Минфина по увеличению налогооблагаемой базы доходов коммерческих банков, это деятельность Центробанка своим следствием имеет увеличение непроизводительных расходов субъектов финансового рынка, снижение уровня рентабельности коммерческого кредитования. Реализация политики компенсации снижения доходной части госбюджета за счет хозяйствующих субъектов, в первую очередь коммерческих банков, способствует повышению рискованности финансовой деятельности на отечественном рынке, а также увеличению числа банков – потенциальных банкротов. Второе – целенаправленная деятельность по возвращению в Центральный банк всех бюджетных счетов государственных организаций, которые в настоящее время размещены среди уполномоченных и иных коммерческих банков. Последнее представляется также крайне болезненным для банковской системы, так как бюджетные средства в настоящее время составляют, по некоторым данным, до 70% привлекаемых кредитных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Россия вынуждена стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это нормальный экономический этап. Появление следующих зависит от нашей готовности к ним. На сегодняшний день объем эмиссии на рынке ГКО-ОФЗ – 100 трлн. рублей. Уже создано 8 региональных торговых расчетно-депозитарных площадок на базе валютных бирж в Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Эти торгово-депозитарные комплексы, работающие в режиме реального времени, позволяют уполномоченным дилерам, а через них сотням тысяч инвесторов вкладывать свои деньги в государственные ценные бумаги, а государству – аккумулировать средства для финансирования дефицита бюджета. Для современной России характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг. В отличие от многих стран Восточной Европы у нас они формируются не только в столице и крупных промышленных центрах. Практически их имеет каждый субъект Федерации. В большинстве промышленных городов есть как минимум одна фондовая или товарно-фондовая биржа. Все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Даже в таких странах, как Швеция и Финляндия, при идеальном механизме построения финансовые рынки далеки от совершенства с точки зрения объемов и пропорций. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. То же пытается делать и Россия. Это очень трудный путь, но иначе нельзя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Колб Р.У. Финансовые деривативны. -М.: «Филинъ», 2001г.- 360с
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2002г.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ.- М.: АООТ «Фининнова» 2000г.-512с
4. Финансы. Учебник. / ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- М.: «Дело и Сервис» 2000г.- 520с.
5. Финансы. / Учебное
пособие под ред. Ковалева В.В.
6. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. М.: «Юрайт» 2001., 79 стр
7. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 5-е изд.- М.: «Дашков и К» 2006г.-501с
8. Вестник МТУ М.: «Филинъ» 2004г. №4 с107
9. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, М.: «Просвещение» 2000г., с.143
10. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, М.: «Юнити-Дана» 1999г., с.245
11. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора
12. Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л. А. — М.: «Оникс 21 век» 2001. с.85
13. Финансовый менеджмент /ред. Стоянова Е.С.-М.: «Инфра-М» 2000г.-405с.
14. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2002г-М.: «Азимут Плюс» № 11. с34
15. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М.: «Сокол» 2002. 145 с.
16. Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами экономики. // Вопросы экономики. №6, М.: «Юрайт» 2003. 88-100 с.
17. Большаков
C. В. Финансовая политика и
финансовое регулирование
18. Родионова
В. М. Бюджетная реформа:
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Таблица №1 - Социально-экономическое положение страны в 2001 году
Макроэкономические показатели |
2001 г. |
В % к 2000 г. |
Примечание |
Валовой региональный продукт, трлн. руб. |
60,7 |
90 |
В сопоставимых ценах |
Объем промышленной продукции, трлн. руб. |
35,1 |
79,5 |
- |
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, трлн. руб. |
8,7 |
69,1 |
- |
Номинальная среднемесячная зарплата на одного работника, руб. |
809,5 |
166,8 |
Социальный фактор |
Официально зарегистрированные безработные, тыс. чел. |
47,4 |
85,6 |
- |
Доля сбережений в использовании доходов населения, % |
41 |
172,3 |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
Таблица № 2 - Структура задолженности городского бюджета
Виды займов |
По состоянию на 31.12.2001г. |
По состоянию на 31.12.2002г. | ||
Млрд. руб. |
Удельный вес в общей сумме долга |
Млрд. руб. |
Удельный вес в общей сумме долга | |
ГГКО |
1976.4 |
58.3% |
1283.0 |
35.1% |
Кредиты коммерческих банков |
1038.6 |
30.7% |
0.0% | |
Векселя |
307.6 |
9.1% |
0.0% | |
Облигации городского сберегательного займа |
65.0 |
1.9% |
265.0 |
7.3% |
Еврооблигации |
0.0% |
1700.0 |
46.6% | |
Синдицированный кредит |
0.0% |
400.0 |
11.0% | |
ИТОГО |
3387.6 |
100.0% |
3648.0 |
100.0% |
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)
Таблица № 3 -Динамика процентных ставок (доходности) в основных секторах финансового рынка.
2000 год |
I 2000 |
II 95 |
III 2000 |
IV 2000 |
I 2001 |
II 2001 |
III 2001 |
IV 2001 |
2002 Янв. |
2002 Февр. | |
Межбанковский кредит |
190.4 |
433.2 |
118.6 |
161.0 |
48.0 |
55.8 |
56.3 |
48.8 |
31.7 |
23.5 |
29.4 |
Доходность ГКО |
166.0 |
278.4 |
106.3 |
147.3 |
141.3 |
89.7 |
144.9 |
67.6 |
42.2 |
32.8 |
28.3 |
Депозитная ставка |
102.0 |
143.0 |
122.4 |
72.9 |
69.6 |
61.7 |
55.4 |
60.1 |
43.0 |
34.5 |
34.5 |
Ставка по кредитам |
320.3 |
419.3 |
379.0 |
251.1 |
231.9 |
187.8 |
176.4 |
142.8 |
80.2 |
71.6 |
- |
Информация о работе Совершенствование и перспективы развития финансового рынка в России