Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Основные задачи курсовой работы:
•выявить особенности бюджетной системы и основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
•дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
•оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
•проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского муниципального бюджета)
•Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней
Введение.................................................................................................................... 2
I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
1.1. Этапы и тенденции развития межбюджетных отношений ......................5
1.2. Обзор законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9
1.3. Разграничение бюджетных полномочий и ответственности .................... 14
1.4. Политика финансового выравнивания………………………………….….17
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24
2.1. Налоги в системе межбюджетных отношений................................................24
2.2. Основные инструменты межбюджетных отношений.....................................28
III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ C МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33
3.1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
3.2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
3.3. Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47
Заключение ............................................................................................................. 55
Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58
Приложения
Еще более жесткие ограничения на направления расходования бюджетных средств и объемы расходов на региональном и местном уровне налагаются принятыми федеральным уровнем законами о предоставлении льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан.
Местным властям вменяется
в обязанность оплачивать из
своих бюджетов 37 видов льгот,
причем по отдельным видам
льгот количество категорий
Оплату большинства этих льгот и субсидий федеральное законодательство с самого начала возлагало на местные бюджеты. По оценкам, для большинства местных бюджетов потребности в финансирования переданных им мандатов превышают все их доходы, включая трансферты.
Бюджетный кодекс предусматривает
передачу средств, необходимых для
осуществления отдельных
Распределение прав ведения и расходной ответственности представляет собой один из наиболее болезненных компонентов межбюджетных отношений.
1.4 Политика финансового выравнивания.
Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В России структура бюджетной системы состоит из трех уровней:
Несколько лет подряд
принятие федерального бюджета
происходило после начала
финансового года. Достижением всех
ветвей власти в 2001-2002-2003
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.
В основе устройства бюджетной системы
РФ лежит административно-
Остановлюсь на некоторых из них более подробно.
Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней. Он обеспечивается: единой правовой базой, денежной системой, использованием единой бюджетной классификации Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает:
Принцип полноты бюджета требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех доходов и расходов в соответствующем бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности требует: публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, открытости всех процедур принятия бюджетов для общества и средств массовой информации.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Целевой характер использования бюджетных средств обеспечивается бюджетополучателями.
Содержание принципов
Основу механизма бюджетного регулирования составляет организация целостной системы экономических отношений. Бюджетное регулирование – это совокупность механизмов, координирующих финансовые взаимосвязи. Бюджетное регулирование обеспечивает существование бюджетной системы в условиях целостности и единства федеративного государства.
На современном этапе под
бюджетной политикой понимают совокупность
взаимосвязанных и
В свою очередь, в составе бюджетной
политики приобретают относительную
самостоятельность налоговая
В бюджетном планировании господствует
метод “от достигнутого”. Оценка
эффективности осуществляемых расходов
в большинстве случаев отсутств
Сегодняшняя структура бюджетных расходов не отвечает целевым ориентирам экономического развития России.
Система управления государственными финансами характеризуется не только серьезными изъянами бюджетного планирования, в особенности на региональном уровне, но и недостаточно эффективными механизмами исполнения бюджетов и контроля. Казначейская система пока не охватывает существенную часть расходов силовых министерств. На региональном уровне процесс перехода к казначейской системе только начинается.
Многие целевые внебюджетные фонды остаются за рамками казначейского контроля.
Бюджеты всех уровней остаются недостаточно прозрачными. Это прежде всего относится к процедурам государственных закупок.
Без решения этих проблем невозможно не только достижение финансовой и социальной стабильности и создание надежных предпосылок для устойчивого экономического роста, но и повышение эффективности государственной власти, являющейся фундаментом поступательного развития общества.
Отличительной особенностью 2004 года стала углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
2.1.Налоги в системе межбюджетных отношений
Главную и решающую роль в системе государственного регулирования межбюджетных отношений играют налоги.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Структура доходов по социально-экономическому признаку включает в себя доходы от:
Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые и неналоговые поступления.
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации.
К неналоговым доходам относятся:
Существуют два вида источников доходов бюджетов: собственные доходы и регулирующие доходы.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Регулирующие доходы бюджетов –
это федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
В соответствии с бюджетной классификацией, источниками формирования доходов местных бюджетов могут являться:
Список местных налогов
Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений