Совершенствование межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Основные задачи курсовой работы:
•выявить особенности бюджетной системы и основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
•дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
•оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
•проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского муниципального бюджета)
•Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней

Содержание

Введение.................................................................................................................... 2
I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
1.1. Этапы и тенденции развития межбюджетных отношений ......................5
1.2. Обзор законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9
1.3. Разграничение бюджетных полномочий и ответственности .................... 14
1.4. Политика финансового выравнивания………………………………….….17
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24
2.1. Налоги в системе межбюджетных отношений................................................24
2.2. Основные инструменты межбюджетных отношений.....................................28
III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ C МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33
3.1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
3.2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
3.3. Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47
Заключение ............................................................................................................. 55
Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Еще более жесткие ограничения  на направления расходования  бюджетных  средств и объемы расходов на региональном и местном уровне налагаются принятыми  федеральным уровнем законами о предоставлении льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан.

 Местным властям вменяется  в обязанность оплачивать из  своих бюджетов 37 видов льгот,  причем по отдельным видам  льгот количество категорий граждан,  которые могут на них претендовать, достигает 15.

Оплату большинства этих льгот  и субсидий федеральное законодательство с самого начала возлагало на местные  бюджеты. По оценкам, для большинства  местных бюджетов потребности в  финансирования переданных им мандатов превышают все их доходы, включая трансферты.

Бюджетный кодекс предусматривает  передачу средств, необходимых для  осуществления отдельных государственных  полномочий, на нижестоящий уровень, по каждому передаваемому виду полномочий. Это положение должно помочь местным органам власти упорядочить финансирование федеральных и региональных мандатов. Однако до тех пор, пока бюджетная классификация не будет выделять федеральные и региональные мандаты в виде отдельных статей расходов в составе функциональной классификации, проконтролировать передачу таких средств будет невозможно.

Распределение прав ведения и расходной  ответственности представляет собой  один из наиболее болезненных компонентов  межбюджетных отношений.

 

 

 

 

1.4 Политика финансового  выравнивания.

 

Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В России структура бюджетной системы  состоит из трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты местных или  бюджеты административно-территориальных образований — районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Бюджеты каждого уровня функционируют автономно.

   Несколько лет подряд  принятие федерального бюджета  происходило  после начала  финансового года. Достижением всех  ветвей власти в 2001-2002-2003годах является принятие  Федерального бюджета до   начала  финансового года. 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов  местного самоуправления.

Под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

В основе устройства бюджетной системы  РФ лежит административно-территориальное  деление РФ и субъектов федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Остановлюсь  на некоторых из них более подробно.

Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней. Он обеспечивается: единой правовой базой, денежной системой, использованием единой бюджетной классификации Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов  предусматривает:

  • право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ:
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решении) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов,
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решении) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты бюджета  требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех доходов и расходов в соответствующем бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности требует: публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, открытости всех процедур принятия бюджетов для общества и средств массовой информации.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Целевой характер использования бюджетных средств обеспечивается бюджетополучателями.

Содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение  в Бюджетном кодексе, определяются необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Основу механизма бюджетного регулирования  составляет организация целостной  системы экономических отношений. Бюджетное регулирование – это  совокупность механизмов, координирующих финансовые взаимосвязи. Бюджетное регулирование обеспечивает существование бюджетной  системы в условиях   целостности  и единства федеративного государства.

На современном этапе под  бюджетной политикой  понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  мер государства по управлению доходами и расходами федерального бюджета, которые направлены на финансирование определенных экономических, социальных задач. К ним относится определение:

  • источников формирования доходов государственного бюджета;
  • приоритетных направлений расходов бюджета;
  • допустимых пределов разбалансированности бюджета;
  • источников финансирования бюджетного дефицита;
  • принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

В бюджетном планировании господствует метод “от достигнутого”. Оценка эффективности осуществляемых расходов в большинстве случаев отсутствует. Последнее ведет к перерасходу средств на выполнение не самых важных функций государства и одновременно к недостаточной концентрации ресурсов на решении ключевых для страны  задач.

Сегодняшняя структура бюджетных  расходов не отвечает целевым ориентирам экономического развития России.

Система управления государственными финансами характеризуется не только серьезными изъянами бюджетного планирования, в особенности на региональном уровне, но и недостаточно эффективными механизмами  исполнения бюджетов и контроля. Казначейская система пока не охватывает существенную часть расходов силовых министерств. На региональном уровне процесс перехода к казначейской системе только начинается.

Многие целевые внебюджетные фонды  остаются за рамками казначейского  контроля.

Бюджеты всех уровней остаются недостаточно прозрачными. Это прежде всего относится  к процедурам государственных закупок.

Без решения этих проблем невозможно не только достижение финансовой и  социальной стабильности и создание надежных предпосылок для устойчивого экономического роста, но и повышение эффективности государственной власти, являющейся фундаментом поступательного развития общества.

Отличительной особенностью 2004 года стала углубленная подготовка к  разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

 

II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ  СУБЪЕКТОВ

 

2.1.Налоги в системе  межбюджетных отношений

 

Главную  и решающую роль  в системе государственного регулирования межбюджетных отношений играют  налоги.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Структура доходов по социально-экономическому признаку включает в себя доходы от:

  • хозяйствующих субъектов;
  • государственных имущества и угодий;
  • государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
  • личных доходов граждан.

Укрупненная структура доходов  бюджетов включает: налоговые и неналоговые  поступления.

К налоговым доходам относятся  федеральные, региональные, местные  налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи государственного (муниципального) имущества;
  • финансовая помощь;
  • штрафы и иные суммы принудительного изъятия;
  • безвозмездные перечисления.

Существуют два вида источников доходов бюджетов: собственные доходы и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджетов – это  виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов –  это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты на очередной финансовый год.

Собственные доходы составляют меньшую  часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются  регулирующие доходы.

В соответствии с бюджетной классификацией, источниками формирования доходов местных бюджетов могут являться:

    1. местные налоги и сборы,
  1. местные неналоговые доходы,
    1. закрепленные налоговые и неналоговые доходы,
    2. регулирующие налоги,
    3. безвозмездная помощь из вышестоящих бюджетов, а именно: субвенции, дотации,  трансферты, средства по взаимным расчетам.

Список местных налогов являлся  закрытым, т.е. никаких новых налогов  местные органы власти вводить не могли. В распоряжении местных властей  оставалась свобода в установлении базы и ставок только по таким налогам и сборам, как:

  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне,
  • курортный сбор,
  • сбор за право торговли,
  • сбор за парковку автотранспорта,
  • сбор за участие в бегах на ипподромах,
  • сбор за право проведения кино- и телесъемок,
  • сбор за уборку территорий населенных пунктов,
  • сбор за открытие игорного бизнеса.

Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений