Совершенствование межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Основные задачи курсовой работы:
•выявить особенности бюджетной системы и основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
•дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
•оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
•проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского муниципального бюджета)
•Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней

Содержание

Введение.................................................................................................................... 2
I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
1.1. Этапы и тенденции развития межбюджетных отношений ......................5
1.2. Обзор законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9
1.3. Разграничение бюджетных полномочий и ответственности .................... 14
1.4. Политика финансового выравнивания………………………………….….17
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24
2.1. Налоги в системе межбюджетных отношений................................................24
2.2. Основные инструменты межбюджетных отношений.....................................28
III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ C МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33
3.1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
3.2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
3.3. Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47
Заключение ............................................................................................................. 55
Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс к числу  местных  налогов и сборов относит:

  • земельный налог,
  • налог на имущество физических лиц,
  • налог на наследование и дарение,
  • налог на рекламу,
  • местные лицензионные сборы.

К местным неналоговым доходам  относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности,
  • доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности,
  • доходы от продажи муниципальной земли и нематериальных активов.

К закрепленным на постоянной основе за местными бюджетами налоговым  и неналоговым доходам относятся:

  • федеральные налоги и сборы и неналоговые доходы:
  • платежи за пользование недрами (в фиксированной доле, установленной по каждому виду платежа);
  • гербовый сбор (100%);
  • государственная пошлина (100%);
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (100%);
  • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (100%);
  • доходы от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации (10%);
  • региональные налоговые доходы:
  • налог на имущество предприятий (50%);
  • налог с продаж (60%).

Результатом существенной завышенности статуса многих налогов является необходимость распределять практически  все федеральные налоги между  федеральным центром и субъектами федерации.

Таким образом,  в качестве совместных налогов, одновременно участвующих в доходах бюджетов разных уровней, выступают два типа налогов. Одни из них разделяются по уровням бюджетной системы в процентных долях, устанавливаемых на постоянной основе, а другие – по нормативам  отчислений (также в процентах) на временной основе. 

2.2. Основные инструменты межбюджетных  отношений.

 

Средствами бюджетного регулирования  местных бюджетов являются  следующие  инструменты:

1)  нормативы отчислений от  регулирующих доходов;

2)  дотации и субвенции местным  бюджетам;

3) средства, выделяемые из фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований;

4)  средства, поступающие по взаимным  расчетам из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской  Федерации.

Объем поступлений из этих источников в местные бюджеты регулируется законодательством субъекта Федерации. По данным Министерства финансов  РФ в 2002 г. местные органы власти получили по каналам бюджетного регулирования 168 млрд. руб., что составило 75% от их суммарных  бюджетных доходов. Таким образом, для местных бюджетов подавляющая часть их доходов является результатом реализации межбюджетных отношений.

Все виды безвозмездной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований  распадаются на две категории  – на целевую и нецелевую финансовую помощь.

К целевой помощи, прежде всего, относятся субвенции, или средства на финансирование конкретных видов расходов, на размер которых местные органы власти не могут влиять. Местный бюджет играет роль транзитного счета, поскольку решения относительно размера субвенций и конкретных получателей средств по ним предписывается законами вышестоящего уровня (например, субсидии на выплату детских пособий, финансирование региональных целевых программ,  другие категории расходов, обязательных для выполнения на местном уровне в соответствии с федеральным или региональным законодательством). Доля субвенций в суммарном объеме средств, полученных местными бюджетами в порядке межбюджетного регулирования, составила в 2002 г. 3,5%.

Другой категорией целевой финансовой помощи являются средства, передаваемые в местные бюджеты по статье «взаимные расчеты». Официальная бюджетная отчетность не позволяет определить конкретные цели, на которые расходуются эти средства, однако средства по взаимным расчетам по определению передаются под определенные цели. Доля средств, полученных местными бюджетами по статье «взаимные расчеты», составила в 2002 г. 11,2% от всех средств бюджетного регулирования.

Все остальные инструменты бюджетного регулирования относятся к нецелевой  финансовой помощи: это доходы местных бюджетов от регулирующих налогов (63,3% бюджетного регулирования), а также дотации и средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (22% бюджетного регулирования).

Регулирующие налоги являются основным инструментом межбюджетного регулирования на региональном уровне, на их долю приходится самый большой объем средств, передаваемых на местный уровень.

Дотации - это «бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов».

Бюджетный кодекс требует их расходования только на текущие расходы.

Основным  инструментом бюджетного регулирования являются средства из фонда финансовой поддержки муниципальных  образований, иначе трансферты. Трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Главное требование к этой категории  доходов  бюджетов является прозрачность и объективность распределения средств из фонда финансовой поддержки.

По своей функциональной принадлежности средства из фонда финансовой поддержки  ничем не отличаются от дотаций.

Следует отметить положительные аспекты  в методике расчета фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2003 год являются:

  • изменение критериев распределения средств фонда финансовой поддержки, где взамен ранее применяемых показателей доходов на душу населения региона, начиная с 2000 года применяются показатели среднедушевых валовых налоговых ресурсов региона;
  • практика проведения расчета финансовой поддержки субъектам РФ в 2 этапа, что позволяет на втором этапе оказать серьезную поддержку высоко дотационным территориям;
  • определение базы расходов субъектов с учетом  потребностей регионов исходя из нормативных расходов по ЖКХ, образованию, здравоохранению, культуре, правоохранительной деятельности и управлению. И что особенно важно, впервые дополнительно в состав бюджетных расходов для расчета индекса бюджетных расходов включались расходы в 2002 году на реализацию федеральных законов «О государственным пособиям гражданам, имеющих детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также расходы на содержание переданных в муниципальную собственность жилья и объектов социально-культурной сферы, не обеспеченных источниками финансирования, расходы на содержание новой сети учреждений социальной сферы;
  • использование впервые при расчете нормативных расходов на ЖКХ федеральных стандартов пред<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_04

Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений