Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить современное состояние межбюджетных отношений, основные проблемы в данной области и направления их в развития в условиях бюджетного федерализма. Основные задачи курсовой работы:
•выявить особенности бюджетной системы и основные направления бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе;
•дать характеристику российской модели межбюджетных отношений;
•оценить основные механизмы и инструменты межбюджетных отношений;
•проанализировать организацию межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации и муниципального бюджетов( на примере Вожегодского муниципального бюджета)
•Разработка предложений по оптимизации взаимоотношений бюджетов разных уровней
Введение.................................................................................................................... 2
I. ПРИНЦИПЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ................................................................ 5
1.1. Этапы и тенденции развития межбюджетных отношений ......................5
1.2. Обзор законодательно-нормативной базы межбюджетных отношений в России .....................................................................................................…... 9
1.3. Разграничение бюджетных полномочий и ответственности .................... 14
1.4. Политика финансового выравнивания………………………………….….17
II. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ ........................... 24
2.1. Налоги в системе межбюджетных отношений................................................24
2.2. Основные инструменты межбюджетных отношений.....................................28
III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ C МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ (на примере Вожегодского муниципального района Вологодской области) .............................................................................................................. 33
3.1. Экономическая основа организации системы местных бюджетов в современных условиях .................................................................................. 33
3.2. Взаимоотношения бюджета Вожегодского муниципального района с бюджетом Вологодской области ................................................................. 40
3.3. Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений и политика выравнивания .........................................................47
Заключение ............................................................................................................. 55
Список законов, нормативных документов и литературы ........................... 58
Приложения
Налоговый кодекс к числу местных налогов и сборов относит:
К местным неналоговым доходам относятся:
К закрепленным на постоянной основе
за местными бюджетами налоговым
и неналоговым доходам
Результатом существенной завышенности
статуса многих налогов является
необходимость распределять практически
все федеральные налоги между
федеральным центром и
Таким образом, в качестве совместных налогов, одновременно участвующих в доходах бюджетов разных уровней, выступают два типа налогов. Одни из них разделяются по уровням бюджетной системы в процентных долях, устанавливаемых на постоянной основе, а другие – по нормативам отчислений (также в процентах) на временной основе.
Средствами бюджетного регулирования местных бюджетов являются следующие инструменты:
1) нормативы отчислений от регулирующих доходов;
2) дотации и субвенции местным бюджетам;
3) средства, выделяемые из фонда
финансовой поддержки
4) средства, поступающие по взаимным
расчетам из федерального
Объем поступлений из этих источников в местные бюджеты регулируется законодательством субъекта Федерации. По данным Министерства финансов РФ в 2002 г. местные органы власти получили по каналам бюджетного регулирования 168 млрд. руб., что составило 75% от их суммарных бюджетных доходов. Таким образом, для местных бюджетов подавляющая часть их доходов является результатом реализации межбюджетных отношений.
Все виды безвозмездной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований распадаются на две категории – на целевую и нецелевую финансовую помощь.
К целевой помощи, прежде всего, относятся субвенции, или средства на финансирование конкретных видов расходов, на размер которых местные органы власти не могут влиять. Местный бюджет играет роль транзитного счета, поскольку решения относительно размера субвенций и конкретных получателей средств по ним предписывается законами вышестоящего уровня (например, субсидии на выплату детских пособий, финансирование региональных целевых программ, другие категории расходов, обязательных для выполнения на местном уровне в соответствии с федеральным или региональным законодательством). Доля субвенций в суммарном объеме средств, полученных местными бюджетами в порядке межбюджетного регулирования, составила в 2002 г. 3,5%.
Другой категорией целевой финансовой помощи являются средства, передаваемые в местные бюджеты по статье «взаимные расчеты». Официальная бюджетная отчетность не позволяет определить конкретные цели, на которые расходуются эти средства, однако средства по взаимным расчетам по определению передаются под определенные цели. Доля средств, полученных местными бюджетами по статье «взаимные расчеты», составила в 2002 г. 11,2% от всех средств бюджетного регулирования.
Все остальные инструменты
Регулирующие налоги являются основным инструментом межбюджетного регулирования на региональном уровне, на их долю приходится самый большой объем средств, передаваемых на местный уровень.
Дотации - это «бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Бюджетный кодекс требует их расходования только на текущие расходы.
Основным инструментом бюджетного регулирования являются средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, иначе трансферты. Трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Главное требование к этой категории доходов бюджетов является прозрачность и объективность распределения средств из фонда финансовой поддержки.
По своей функциональной принадлежности средства из фонда финансовой поддержки ничем не отличаются от дотаций.
Следует отметить положительные аспекты в методике расчета фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2003 год являются:
Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений