Совершенствование структуры налоговых доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Содержание

Введение
1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета
1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах
1.2.Нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет
2. Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов
2.1. Анализ состава и структуры налоговых доходов
2.2. Анализ динамики налоговых доходов
3. Совершенствование структуры налоговых доходов федерального бюджета
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части бюджета на примере германии
3.2.Проблемы и перспективы увеличения налоговых доходов бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.61 Кб (Скачать файл)

- использование нефтепродуктов  для собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую  или оптово-розничную реализацию;

- получение нефтепродуктов  налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

- ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ и др. Операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается  на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

 В 2010 году было произведено увеличение ставок акцизов на период 2011-2013 годов. В соответствии с принятыми решениями наиболее существенно возросли ставки на нефтепродукты, а также на табачную продукцию. 
Кроме того, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения качества нефтепродуктов введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов. Начиная с 1 июля 2011 года изменен действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В частности, введена авансовая уплата акциза в бюджет по алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая осуществляется производителями указанных подакцизных товаров при приобретении спирта. Предусмотрена также возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии. 

С 2002 г. Введен единый налог  на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз  на сырье и налога на воспроизводство  материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций  относится к прямым налогам и  является важнейшим элементом налоговой  системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета.

Современный характер налогообложения  прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения  является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация  должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением  расходов, не учитываемых в целях  налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и  документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные  с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

  1. 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. Транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  2. 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в  виде дивидендов, применяются следующие  ставки:

  1. 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
  2. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Налог определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Единый социальный налог  был введен с 1 января 2001 г., он носит  целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное  пенсионное и социальное обеспечение  и медицинскую помощь. ЕСН взимается по регрессивной шкале: 26 % при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч и свыше 600 тысяч - 2% . На данный момент он обеспечивает около 17% поступлений в федеральный бюджет.

Единый социальный налог  с 2010 года заменяется страховыми взносами во внебюджетные фонды. В целом, новый  порядок исчисления страховых взносов  аналогичен порядку расчета цен. Однако перечисляться эти взносы теперь будут непосредственно в соответствующие фонды, минуя федеральный бюджет. Компании будут уплачивать страховые взносы по единой ставке 20% в пенсионный фонд, помимо этого, еще 5,1 процента придется отчислять в ФОМС и 2,9 процента – в соцстрах. В итоге общий размер страхового тарифа составит 26% процентов от фонда оплаты труда (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки никакие взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). Тем самым отменяется регрессивная шкала взимания взносов. Исключение будет сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.

С 2005г. Введена в действие гл. 25.2 «водный налог». В налоговом  кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

После трех лет тяжелых  дискуссий и обсуждений принята  и с 1 января 2005 года введена в  действие гл. 25.3 «государственная пошлина». Это показательный и очень  важный факт, даже с общеправовой точки  зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения  платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной  нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо  не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

С введением в действие главы о государственной пошлине  отменен налог на рекламу.

Совершенно очевидно, что  это был не рыночный налог. В то же время представительным органом  местного самоуправления предоставлено  право введения единого налога на вмененный доход от деятельности по размещению наружной рекламы.

Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем.

Крайне важно отметить, что составляющие почти треть  доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее значились в  составе налоговых доходов, а  теперь – в составе неналоговых  и отнесены к доходам от внешнеэкономической  деятельности государства. Анализируя данные поступлений в федеральный  бюджет можно отметить, что косвенные  налоги на данный момент имеют тенденцию  к снижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ динамики налоговых  доходов

(На 2009-2011гг.)

Рассматривая текущие  изменения в структуре налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, необходимо отметить следующие изменения. Всего в январе-ноябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 718 млрд. Рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

Показатели, заложенные на 2009 год в федеральном законе «о федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. Рублей.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года составили 168 млрд. Рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.

Снижение поступлений  обусловлено ухудшением результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. Составили столько же, сколько за весь 2008 год. Значительный рост убытков зафиксирован в металлургии, химическом производстве. В банковской сфере убытки превысили полученную прибыль.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. Рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. Рублей, или на 0,8%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации, в январе-ноябре 2009 года составили 1 086 млрд. Рублей и по сравнению  с январем-ноябрем 2008 года выросли  на 10,1%.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию российской федерации из республики Беларусь, поступило в январе-ноябре 2009 года 27 млрд. Рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-ноябре 2009 года 74 млрд. Рублей и снизились относительно января-ноября 2008 года на 35%.

Снижение поступлений  по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта российской федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-ноябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. Рублей, в том числе на добычу нефти – 792 млрд. Рублей.

По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления НДПИ снизились в 1,7 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 102,5$ в декабре 2007 года – октябре 2008 года до 56,2$ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в 1,8 раза) [25].

 

 

3. Совершенствование структуры  налоговых доходов федерального  бюджета

3.1. Зарубежный опыт формирования  доходной части бюджета

(на примере германии)

В мировой практике налогообложение  населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании  экономики. В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики.

К числу государств, имеющих  высокоцентрализованную финансовую систему, относится и германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в конституции  положение, регулирующее разделение налоговых  доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически  все источники доходов.

Налоговая система германии показательна, прежде всего, тем, что  на ее базе удалось достичь как  высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень  социальной защиты для своих граждан.

Система налогообложения  в германии очень сложна, так как  насчитывает около 45 различных видов  налогов. Нередко она подвергается в стране жёсткой критике, прежде всего из-за относительно больших  ставок налогообложения. Однако эти  действительно высокие ставки разрешают  государству решать самые сложные  задачи социального рыночного хозяйства. В германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

  1. Налоги по возможности минимальны;
  2. Минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
  3. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
  4. Налоги соответствуют структурной политике;
  5. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
  6. Система должна строиться на уважении к частной жизни человека;
  7. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь;
  8. Налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике;
  9. Сохранение коммерческой тайны гарантировано;
  10. Налоговая система исключает двойное обложение;

Информация о работе Совершенствование структуры налоговых доходов федерального бюджета