Совершенствование управления финансами мунициапального дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6

1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,

направления использования …………………………………………………...…..6

1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на

муниципальном уровне…………………………………………………….……....11

1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития

дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21

1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных

учреждений………………………………………………………………….…..….30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35

2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности

МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35

2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43

2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов

МДОУ № 481………………………………………………………………….……51

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64

3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64

3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и

освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ДЛЯ НОРМОКОНТРОЛЯ.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

     Благодаря указанной особенности финансы  бюджетных организаций находятся  в гораздо более тесной связи  и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем  все другие звенья финансовой системы.

  1. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.

     Две указанные особенности позволяют  определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное: между общественными финансами и финансами предприятий и организаций.

     Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций.

     Это отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

     К основным принципам организации  финансов бюджетных учреждений относятся  следующие [ 4 ].

     1. Целевое использование выделенных  и самостоятельно заработанных средств;

     2. Жесткое разграничение бюджетного  финансирования и самостоятельно  заработанных средств. Обе группы  средств хранятся на отдельных  счетах, на каждую из групп  составляется отдельная смета  по их расходованию, по каждой  из групп составляется самостоятельная отчетность;

     3. Бюджетный иммунитет. Согласно  ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов  представляет собой правовой  режим, при котором обращение  взыскания на бюджетные средства  осуществляется только на основании  судебного акта:

     а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

     б) возмещения убытков, причиненных физическому  лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных, муниципальных органов или их должностных лиц.

     4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

     Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

      Бюджетное финансирование  основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами  и методами предоставления средств.

      Принципы  бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. К ним относятся следующие [ 12 ]:

      1. Получение максимального эффекта  при минимуме затрат.

      2. Целевой характер использования  бюджетных ассигнований.

      3.Предоставление  бюджетных средств в меру выполнения  производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

      4. Безвозвратность бюджетного финансирования.

      5. Бесплатность бюджетного финансирования.

      В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования.

      1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

      2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. В этом случае  бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.

      Указанные способы предоставления денежных средств  осуществляется при помощи следующих  форм бюджетного финансирования бюджетных  организаций [ 13 ]:

       1. Ассигнования на содержание бюджетных  учреждений - бюджетных средств,  предусмотренных бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

      2. Средства на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным  контрактам – все закупки товаров,  работ и услуг на сумму свыше 500 тысяч рублей осуществляются исключительно по результатам торгов.

      3. Трансферты населению, то есть  бюджетные средства для финансирования  обязательных выплат населению:  пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,  других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

      4. Субвенции и субсидии физическим  и юридическим лицам- бюджетные  средства, представляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов и на условиях  долевого финансирования целевых расходов.

     Из  выше сказанного можно выделить два  основных вида источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и собственные средства.

     Бюджетное финансирование - предоставленное в  безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из местного бюджета  на расходы, связанные с осуществлением муниципальных заказов, выполнением муниципальных программ, содержанием муниципальных организаций [ 13 ].

     Бюджетное финансирование осуществляется в форме  выделения денежных средств (бюджетных  ассигнований) по определенному назначению для покрытия расходов организаций, находящихся на полном либо частичном муниципальном денежном обеспечении.

     Собственные средства бюджетных учреждений состоят  из различных источников:

     а) средства, получаемые от сдачи в  аренду помещений, сооружений и оборудования;

     б) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

           в) целевые средства юридических и физических лиц;

     г) другие поступления.

     Все поступающие средства имеют одну общую цель – обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного учреждения.

     Собственные средства бюджетных учреждений можно  сгруппировать так, как это предусмотрено  генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности [ 15 ].

     1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю.

           2. Средства от  производственной деятельности  мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений  общественного питания, не имеющих статуса юридического лица.

           3. Средства от  оказания услуг по хозяйственным  договорам.

           4. Средства, поступающие  в виде платы за проживание  в общежитиях, содержания детей  в детских дошкольных учреждениях  и т.п.

           5. Средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам, грантам на проведение этих работ.

           6. Доходы от услуг  связи.

     В соответствии со статьей 42 п. 2 БК РФ  [ 1 ] «доходы    бюджетного    учреждения,    полученные    от  предпринимательской и иной деятельности,  приносящей доход,  после  уплаты  налогов  и сборов,   предусмотренных  законодательством  о налогах  и сборах,  в  полном объеме учитываются в смете доходов и  расходов    бюджетного    учреждения    и  отражаются   в  доходах соответствующего  бюджета  как  доходы от использования имущества, находящегося  в государственной  или  муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг».

     Таким образом, доходы муниципального или государственного образовательного учреждения от платных образовательных услуг (а также предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) после уплаты соответствующих налогов и сборов в полном объеме перечисляются и зачисляются на единый счет бюджета, а также учитываются в смете доходов и  расходов    образовательного учреждения    и  отражаются   в  доходах соответствующего  бюджета  как доходы от оказания платных услуг.

     Из  бюджета эти средства возвращаются назад, в образовательное учреждение,  с   соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования и только в пределах фактического   наличия   бюджетных   средств   на   едином   счету   бюджета (ст. 219 БК РФ).

     Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджета являются: составление и утверждение бюджетной росписи (ст. 219 БК РФ).

     Таким образом,  руководитель муниципального образовательного учреждения никакого права самостоятельно распоряжаться привлеченными из внебюджетных источников  средствами не имеет. Ведь бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ. 

     1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске 

     Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования  стимул к движению вперед – это  и есть первоочередная задача приоритетного  национального проекта «Образование» [ 10 ].

     Основная  стратегическая цель Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [ 8 ].

      Стратегическими задачами Программы являются: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования [ 7 ].

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • по 60 процентам образовательных дисциплин будут разработаны и внедрены новые стандарты общего образования;
  • доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом;
  • увеличится доля средств, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций на финансирование образования, в общей сумме расходов на образование по сравнению с 2005 годом;
  • изменения в системе дополнительного образования взрослых позволят переподготовить в 1,3 раза больше граждан в возрасте 25 - 65 лет по сравнению с 2005 годом;
  • количество программ профессионального образования, получивших международное признание, увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом.

     Для реализации проекта предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Информация о работе Совершенствование управления финансами мунициапального дошкольного образовательного учреждения