Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6
1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,
направления использования …………………………………………………...…..6
1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на
муниципальном уровне…………………………………………………….……....11
1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития
дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21
1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных
учреждений………………………………………………………………….…..….30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35
2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности
МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35
2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов
МДОУ № 481………………………………………………………………….……51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64
3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64
3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и
освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75
Кроме
того, проект привносит значительные
изменения в механизмы
Федеральным институтом развития образования по заказу Министерства образования и науки России осуществлен анализ результативности мероприятий национального проекта «Образование» в субъектах Российской Федерации [ 10 ].
Анализ осуществлен за период 2007, 2008 годов и 9 месяцев 2009 года по следующим параметрам:
1)
соответствие мероприятий,
2)
соответствие запланированных
3)
объемы средств областного
4) полнота освоения федеральных средств, предоставленных региону на цели национального проекта.
По итогам проведенного анализа Челябинская область вошла в число 19 регионов России, в которых достигнуты высокие результаты реализации национального проекта «Образование». При этом Челябинская область в рейтинге регионов - лидеров занимает верхнюю строчку, и такая оценка – заслуженная [ 42 ].
Город
Челябинск сформировал
За три года реализации нацпроекта грантовую поддержку получило каждое третье учреждение дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования детей и каждый седьмой педагог города. При этом на каждое учреждение, получившее грант в 1,0 млн. рублей из федерального бюджета, оказана поддержка 3 учреждениям за счет областного бюджета и 4 – за счет местных бюджетов.
За три года на реализацию нацпроекта «Образование» в Челябинской области было направлено 4,5 млрд. руб., из них более 1,7 млрд. — из областного бюджета. Вложения местных бюджетов муниципальных образований области составили 900 млн. рублей. В целом софинансирование Челябинской областью мероприятий нацпроекта почти в два раза превышает объем федеральных средств, предоставлены области на цели проекта (1,3 млрд. рублей) [ 39 ].
На эти средства современным оборудованием были оснащены городские и сельские школы.
Так, если раньше на один компьютер приходилось 40 учеников, то теперь 14 школьников. Также современные информационные ресурсы активно осваивают и педагоги. За время реализации проекта профессиональную переподготовку прошли 23 тыс. учителей, что составляет 88 процентов от общего числа педагогов области. Об этом сообщает пресс-служба губернатора.
За три года были открыты 29 тыс. дополнительных мест в детских садах. Вследствие чего охват дошкольным образованием в области на сегодняшний день составляет 79,6 процента, в советские времена он составлял 78 процентов. В свою очередь общероссийский показатель в 2008 году достиг порога 58 процентов. Помимо этого, в рамках нацпроекта в регионе были открыты 28 профильных ресурсных центров, которые оснастили современным оборудованием. В них готовят рабочие кадры для предприятий области, а также проводят переподготовку трудящихся. Кроме того, в настоящее время Министерство образования и науки совместно со службой занятости разрабатывает программу по переподготовке высвобождающихся рабочих с предприятий на базе ресурсных центров [ 13 ].
Целевые программы не исчерпывались мерами по открытию дополнительных мест, была предусмотрена поддержка из областного и муниципальных бюджетов всех направлений деятельности, которые влияют на качество дошкольного образования. Выделялись средства на поддержку материально-технической базы, приобретение оборудования, игрушек, образовательных программ, компьютеров и технологического оборудования.
Успешная реализация национального проекта «Образование» позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.
Развитие дошкольного образования – одно из важнейших условий реализации демографической политики Российской Федерации.
Увеличение рождаемости резко обострило проблему доступности детских садов практически повсеместно. Для крупных городов, лишившихся в 90-е годы значительной части детских садов, ликвидация дефицита мест – особенно непростая задача.
Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем именно бюджетные средства муниципальных образований.
В этом направлении Бюджетный кодекс РФ предоставляет достаточно ограниченный набор форм финансирования дошкольного образования из муниципального и регионального бюджетов. Это ассигнования на содержание бюджетных учреждений, средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии (Ст. 69 БК РФ).
На сегодняшний день можно назвать относительно небольшое число регионов, имеющих действующие целевые программы, направленные на комплексное развитие дошкольного образования. К их числу относятся Челябинская область (Целевая программа «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы), Ярославская область (Целевая программа «Развитие дошкольного образования в Ярославской области на 2007-2008 годы).
Согласно областной целевой Программе «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 1991 [ 7 ] дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на условия содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях: организацию питания детей, оснащение образовательного и социально-бытового процессов. Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков, прачечных, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах) современные обучающие пособия и тренажеры практически отсутствуют.
Цель Целевой программы «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы - обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования в Челябинской области.
Задачи Программы - удовлетворение потребности населения Челябинской области в услугах учреждений системы дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования; улучшение условий содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях; повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.
По демографическому прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [ 8 ], рост рождаемости ожидается до 2012 года. По результатам среднего варианта прогноза, численность детей дошкольного возраста к 2011 году увеличится с 192342 до 225120 человек (рост составит 17 процентов), что значительно усугубит проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.
С учетом мер, принятых в рамках Программы на 2003 - 2005 годы, в решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.
Достижение
цели Программы и решение
1)
создание условий для
2) создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшение подготовки детей к обучению в школе;
3)
улучшение питания и
4)
повышение профессионального
5)
повышение экономической
Общая сумма финансовых средств на реализацию Программы составляет 3067388,2 тыс. рублей [ 9 ]. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов, бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования и иных внебюджетных источников.
В результате выполнения Программы к концу 2010 года в Челябинской области будут достигнуты следующие результаты:
Общий план 2009 года по дополнительному набору детей в детские сады не выполнен на 17 тысяч детей. Наряду с объективными причинами неполного освоения средств областного бюджета до конца 2009 года (поступление средств в муниципальные бюджеты во втором полугодии 2009 года, большое количество объектов, требующих значительного объема ремонтно-восстановительных работ) имеют место причины, обусловленные недостаточным вниманием глав городских округов и муниципальных районов Челябинской области к проблемам дефицита мест и очередности в детские сады, к проблемам возврата детским садам зданий, занятых муниципальными службами, к необходимости вложения средств местных бюджетов в создание дополнительных мест в системе дошкольного образования [ 9 ].
Таким
образом, актуальным является решение
проблем дошкольного образования программно-целевым
методом, то есть посредством принятия
целевых программ, направленных на развитие
дошкольного образования, которые позволяют
обеспечивать выделение субсидий и субвенций
из бюджетов субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в случаях,
предусмотренных региональными целевыми
программами и решениями представительных
органов местного самоуправления. Именно
целевые программы выступают на сегодняшний
день мощнейшим средством привлечения
бюджетных средств (помимо режима текущего
финансирования) на решение проблем дошкольного
образования.
1.4.
Особенности анализа финансового состояния
муниципальных учреждений
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов [ 16 ].
Анализ финансового состояния муниципального бюджетного учреждения показывает направления использования бюджетных средств с целью выявить проблемы их использования и распределения, а также дает возможность выделить наиболее важные аспекты финансирования муниципальной организации.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.
Некоммерческие
организации предоставляют