Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6
1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,
направления использования …………………………………………………...…..6
1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на
муниципальном уровне…………………………………………………….……....11
1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития
дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21
1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных
учреждений………………………………………………………………….…..….30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35
2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности
МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35
2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов
МДОУ № 481………………………………………………………………….……51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64
3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64
3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и
освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75
Согласно горизонтальному анализу балансов МДОУ № 481 за исследуемый период, валюта баланса в 2007 году увеличилась на 85,5 процентов (на 13 610 тыс. руб.), в 2008 году лишь на 1,1процента (на 284,33 тыс. руб.). За отчетный период баланс вырос на 13 894,93 тыс. руб., или на 87,3 процента. Если не учитывать увеличение стоимости основных средств в 2007 году по причине присоединения нового здания, то рост валюты баланса можно считать не значительным. Это является отрицательной тенденцией, т.к. дальнейшее уменьшение темпов роста валюты баланса может повлечь ухудшение материального положения дошкольного образовательного учреждения № 481.
В активе баланса в 2007 году очень существенно увеличилась стоимость основных средств – на 13 485,9 тыс. руб. (на 94,1процента). Статья расчеты с прочими дебиторами и кредиторами выросла в 3 раза, или на 83,7 тыс. руб.; расчеты с подотчетными лицами – в 4 раза или на 1,9 тыс. руб.; средства на расходы учреждения – на 30,2 процента или на 1,6 тыс. руб. Материалы и продукты питания сократилась на 22,7 тыс. руб. (на 12,4 процента).
В 2008 году средства на расходы учреждения увеличились в 3 раза (на 16,7 тыс. руб.), материалы и продукты питания – на 51,5 процента (на 82 тыс. руб.), малоценные предметы на складе и в эксплуатации – на 33,3 процента (на 157,2 тыс. руб.) Появилась статья расчеты с ФСС в размере 1,6 тыс. руб.
За весь исследуемый период наиболее значительно увеличились следующие статьи актива баланса:
За отчетный период на 303,5 тыс. руб. (43,1 процента) сократились расходы на содержание учреждения и другие мероприятия; расчеты с прочими дебиторами и кредиторами – на 6,6 тыс. руб. (18,3 процента).
В составе пассива баланса в 2007 году отмечается значительный рост фонда в основных средствах, который увеличился на 8 683,20 тыс. руб. (на 89,3 процента); износ основных средств возрос на 4 616,2 тыс. руб. (на 97,7 процента); доходы будущих периодов увеличились на 177,2 тыс. руб. (на 64,3 процента).
В 2008 году расчеты по оплате труда выросли на 37,4 тыс. руб. (30,3 процента), а также появилась статья пассива Целевые средства на содержание учреждения (46,3 тыс. руб.). Произошло сокращение расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на 347,5 тыс. руб. (48,3 процента).
За анализируемый период наиболее существенно увеличились следующие статьи пассива баланса:
За отчетный период на 295,9 тыс. руб. (44,3 процента) сократились расчеты с прочими дебиторами и кредиторами; расчеты с подотчетными лицами – на 13,06 тыс. руб. (99,7 процента). Положительным фактором является снижение кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является дестабилизирующим фактором для деятельности учреждения.
Для общей оценки финансового состояния учреждения составим таблицу 3 вертикального анализа балансов, составленную на основе приложения Б. Вертикальный анализ баланса дает представление о динамике средств в относительных показателях.
Таблица 3 – Сводный вертикальный анализ баланса МОУ № 481 за период с 2006 по 2008 гг., в процентах
Показатели | Код строки | Структура 2006 г. | Структура 2007 г. | Отклонение 2006-2007гг. | Структура 2008 г. | Отклонение 2007-2008гг. | Отклонение
за весь период (2006-2008гг) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
АКТИВ | |||||||
1.
Основные средства и другие
долгосрочные финансовые |
|||||||
Основные средства | 0010 | 90 | 94,19 | +4,19 | 94,53 | +0,34 | +4,53 |
Нематериальные активы | 0030 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Материальные запасы | |||||||
Материалы и продукты питания | 0070 | 1,15 | 0,55 | -0,6 | 0,81 | +0,26 | -0,34 |
3. Малоценные предметы | |||||||
Малоценные предметы на складе и в эксплуат. | 0080 | 2,6 | 1,6 | -1 | 2,11 | 0,51 | -0,49 |
Белье, постельные прин. | 0090 | 0,29 | 0,22 | -0,07 | 0,22 | 0 | -0,07 |
4. Готовая продукция | |||||||
5. Средства учреждений | |||||||
Средства на расходы учреждения | 0150 | 0,03 | 0,02 | -0,01 | 0,08 | +0,06 | +0,05 |
Средства, полученные от предпринимательской деятельности | 0180 | 1,22 | 0,65 | -0,57 | 0,76 | +0,11 | -0,46 |
Касса | 0220 | 0,01 | 0,01 | 0 | 0,01 | 0 | 0 |
Прочие средства | 0230 | 0,03 | 0,04 | +0,01 | 0,02 | -0,02 | -0,01 |
6. Расчеты | |||||||
Расчеты с подотчетными лицами | 0290 | 0,01 | 0,01 | 0 | 0,01 | 0 | 0 |
Расчеты по недостачам | 0300 | 0,03 | 0,01 | -0,02 | 0,01 | 0 | -0,02 |
Расчеты по платежам в бюджет | 0330 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами | 0350 | 0,23 | 0,41 | +0,18 | 0,1 | -0,31 | -0,13 |
Расчеты с ФСС | 0390 | 0,01 | 0 | -0,01 | 0,01 | +0,01 | 0 |
7. Расходы | |||||||
Расходы на содержание учреждения и другие мероприятия | 0430 | 4,42 | 2,31 | -2,11 | 1,34 | -0,97 | -3,08 |
8.
Выполненные и сданные |
|||||||
9. Доходы (прибыли, убытки) | |||||||
Доходы будущих периодов | 0540 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Убытки | 0550 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Баланс | 100,00 | 100,00 | 100 | ||||
ПАССИВ | |||||||
1.Финансирование из бюджета | |||||||
2.Фонды и средства целевого назначения | |||||||
Фонд в основных средствах | 0690 | 61,06 | 62,32 | +1,26 | 62,13 | -0,19 | +1,07 |
Фонд в МПЗ | 0710 | 2,89 | 1,82 | -1,07 | 2,33 | +0,51 | -0,56 |
Целевые средства на содержание учреждения | 0720 | 0 | 0 | 0 | 0,16 | +0,16 | +0,16 |
Износ основных средств | 0760 | 29,67 | 31,63 | +1,96 | 32,03 | +0,4 | +2,36 |
3. Расчеты | |||||||
Расчеты с подотчетными лицами | 0800 | 0,08 | 0,01 | -0,07 | 0,01 | 0 | -0,07 |
Расчеты по платежам в бюджет | 0820 | 0,11 | 0,05 | -0,06 | 0,05 | 0 | -0,06 |
Расчеты с прочими деби-торами и кредиторами | 0860 | 4,2 | 2,44 | -1,76 | 1,25 | -1,19 | -2,95 |
Расчеты по оплате труда | 0870 | 0,7 | 0,42 | -0,28 | 0,54 | +0,12 | -0,16 |
Расчеты с ФСС | 0930 | 0,01 | 0,01 | 0 | 0,01 | 0 | 0 |
Расчеты с ФОМС | 0940 | 0,04 | 0,02 | -0,02 | 0,02 | 0 | -0,02 |
Расчеты с ПФ | 0960 | 0,31 | 0,18 | -0,13 | 0,16 | -0,02 | -0,15 |
4. Доходы, прибыли (убытки) | |||||||
Доходы будущих периодов | 0980 | 0,95 | 1,11 | +0,16 | 1,32 | +0,21 | +0,37 |
Баланс | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Из таблицы 3 следует, что на протяжении всего отчетного периода структура баланса существенно не изменилась.
В 2006 году доля основных средств составила 90 процентов, а в 2008 году – 94,53 процента всех активов, увеличение их доли составило 4,53 процента. Доля расходов на содержание учреждения и другие мероприятия в 2006 году составила 4,42 процента, а в 2008 году – 1,34 процента, уменьшение составило 3,08 процента.
В составе пассивов доля средств фонда в основных средствах составляет 61,06 процента в 2006 году и 62,13 процента в 2008 году, увеличение составило 1,07 процента. Износ основных средств в 2006 году составил 29,67 процента, а в 2008 году – 32,03 процента пассивов, увеличение составило 2,36 процента.
Доля расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в 2006 году составила 4,2 процента, в 2008 году – 1,25 процента, уменьшение составило 2,95 процента. Доля средств фонда в МПЗ также имеет тенденцию к снижению, в 2006 году от составлял 2,89 процента, в 2008 году – 2,33 процента пассивов, доля сократилась на 0,56 процента.
Анализируя вертикальную структуру пассива баланса МДОУ № 481 можно отметить как положительный момент достаточно высокую долю фондов и резервов в валюте баланса, их удельный вес увеличился с 93,62 процента до 96,7 процента. В целом тенденцию роста капитала и резервов можно признать положительной.
Показатели оценки
Рассчитаем
коэффициент износа основных средств,
характеризующий степень износа
основных средств в целом по Дошкольному
образовательному учреждению № 481 по следующей
формуле:
где К1 – коэффициент износа основных средств;
Иn-1 – величина износа основных средств на конец (начало) года;
Сn – стоимость основных средств на конец (начало) года.
Коэффициент износа основных средств:
К1(начало 2007г.) = 4 725 600 руб./ 14 333 200 руб. = 0,33
К1(конец 2007г.) = К1(начало 2008г.) = 9 341 800 руб./ 27 819 100 руб. = 0,34
К1(конец 2008г.) = 9 556 060 руб. / 28 188 400 руб. = 0,34
Расчеты
показывают, что коэффициент износа
основных средств имеет незначительное
увеличение в течение 2007 года. Это является
негативным фактором, который свидетельствует
о старении материально-технической базы,
т.е. наблюдается тенденция к росту старения
основных средств.
2.3.
Составление и исполнение сметы доходов
и расходов МДОУ № 481
Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения кассовых расходов от фактических, а также кассовых и фактических расходов от назначений по смете и отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств.
Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечить контроль за соблюдение норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направленные на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению, затратам, которые несет учреждение по их оказанию.
Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической классификации расходов.
В
таблице 4 представлена динамика
сметы расходов МОУ № 481 в 2006-2008 годах.
Данные для анализа взяты из ежегодных
смет расходов Дошкольного образовательного
учреждения № 481 (см. приложения А, Б).
Таблица 4 - Динамика сметы расходов МДОУ № 481
Классификация расходов | Код статьи | Наименование статьи расходов | 2006 год, руб. | 2007 год, руб. | Измене-
ние, % |
2007 год, руб. | 2008 г. | Измене-
ние, % |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 211 | Заработная плата | 1 348 400 | 1 396 000 | + 3,5 | 1 396 000 | 1 437 200 | + 3 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 213 | Начисления на оплату труда | 963 000 | 918 800 | -4,6 | 918 800 | 954 200 | + 4 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 221 | Услуги связи | 12 000 | 35 200 | + 193,3 | 35 200 | 34 600 | - 1,7 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 223 | Коммуналь-ные услуги | 1 280 000 | 1 201 800 | - 6,1 | 1 201 800 | 1 452 400 | + 21 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 225 | Услуги по содержанию имущества | 90 000 | 87 000 | - 3,3 | 87 000 | 85 600 | - 1,6 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 226 | Прочие услуги | 160 000 | 168 000 | + 5 | 168 000 | 83 200 | - 50,5 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 290 | Прочие расходы | 20 000 | 15 000 | - 25 | 15 000 | 2 800 | - 81,3 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 310 | Увеличение стоимости осн. средств | - | 12 200 | + 100 | 12 200 | 6 000 | - 80,8 |
Отраслевая
целевая программа «Организация
здорового питания детского населения
г. Челябинска» |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 310 000 | 325 800 | + 5,1 | 325 800 | 234 600 | - 28 |
На обеспечение продуктами питания социальной сферы муниципальных образований из областного фонда продовольствия | 340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 292 000 | 545 600 | + 86,8 | 545 600 | 752 400 | + 37,9 |
На обеспечение продуктами питания детей из мало-обеспеченных семей и детей с нарушением здоровья, обучаю-щихся в муници-пальных образова-тельных учреждениях | 340 | Увеличение стоимости материаль-ных запасов | 48 000 | 8 600 | - 82,1 | 8 600 | 8 600 | 0 |
На финансирование ежемесячной надбав-ки к заработной плате молодым специалис-там муниципальных. образовательных учреждений | 211 | Заработная плата | 0 | 0 | - | 0 | 701 758 | + 100 |
На финансирование ежемесячной надбав-ки к заработной плате молодым специалис-там муниципальных образовательных учреждений | 213 | Начисления на оплату труда | 0 | 0 | - | 0 | 183 860 | + 100 |
На
выплату библиотечным работникам лечебно-
го пособия и ежемесячной надбав-ки к заработной плате за выслугу лет |
212 | Прочие выплаты | 0 | 0 | - | 0 | 14 400 | + 100 |
ИТОГО | 4 523 400 | 4 714 000 | + 4,2 | 4 714 000 | 5 951 618 | + 26,3 |
Как видно из таблицы 4 объем бюджетных средств за исследуемый период имеет тенденцию к росту. Общий объем расходов, утвержденный на 2007 год, на 4,2 процента превышает объем расходов, утвержденных МДОУ № 481 в 2006 году, а объем, утвержденный на 2008 год – на 26,3 процента превышает расходы 2007 года.
В 2007 году расходы увеличились не так существенно как в 2008 году – лишь на 4,2 процента. Несмотря на значительное увеличение расходов на обеспечение услуг связи (выросли почти в 3 раза, т.е. на 193,3 процента) и на обеспечение продуктами питания (увеличились на 86,8 процента), резкого увеличения общей суммы расходов не произошло, потому что по некоторым статьям расходы значительно сократились: на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушением здоровья – на 82,1 процента и прочие расходы – на 25 процентов.
Существенный рост расходов в 2008 году (по сравнению с 2007 годом увеличились на 2 237 618 руб. или на 26,3 процента) вызван увеличением объема финансирования следующих статей:
Так же значительное увеличение расходов повлекло появление ежемесячных надбавок к заработной плате молодым специалистам и библиотечным работникам.
В
то же самое время объем
Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы в анализируемом периоде, рассмотрим сводную таблицу 5.
Таблица 5 - Динамика объема бюджетного финансирования МДОУ № 481
Классификация расходов | Код статьи | Наименование статьи расходов | 2006 год, руб. | % от сметы | 2007 год, руб. | % от сметы | 2008 год, руб. | % от сметы |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 211 | Заработная плата | 1 264 300 | 93,8 | 1 066 228 | 76,4 | 1 186 500 | 82,6 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 213 | Начисления на оплату труда | 865 100 | 89,8 | 872 100 | 94,9 | 770 300 | 80,7 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 221 | Услуги связи | 10 000 | 83,3 | 20 000 | 56,8 | 20 000 | 57,8 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 223 | Коммуналь-ные услуги | 878 800 | 68,7 | 970 800 | 80,8 | 1 000 531 | 68,9 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 225 | Услуги по содержанию имущества | 60 000 | 66,7 | 50 000 | 57,5 | 50 000 | 58,4 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние | 226 | Прочие услуги | 70 000 | 43,8 | 70 000 | 41,7 | 70 000 | 84,1 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 290 | Прочие расходы | 1 000 | 5 | 10 000 | 66,7 | 1 000 | 35,7 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние | 310 | Увеличение стоимости осн. средств | - | - | 5 000 | 41 | 5 000 | 83,3 |
Отраслевая целевая программа «Организация здорового питания детского населения г.Челябинска» | 340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 280 400 | 90,5 | 285 200 | 87,5 | 150 000 | 63,9 |
На обеспечение продуктами питания социальной сферы муниципальных образований из областного фонда продовольствия | 340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 280 300 | 96 | 426 300 | 78,1 | 436 300 | 58 |
На обеспечение продуктами питания детей из мало-обеспеченных семей и детей с нарушением здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях | 340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 40 000 | 83,3 | 5 000 | 58,1 | 5 000 | 58,1 |
На финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам муниципальных. образовательных учреждений | 211 | Заработная плата | 0 | - | 0 | - | 701 758 | 100 |
На финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений | 213 | Начисления на оплату труда | 0 | - | 0 | - | 183 860 | 100 |
На выплату библиотечным работникам лечебного пособия и ежемесячной надбавки к заработной плате за выслугу лет | 212 | Прочие выплаты | 0 | - | 0 | - | 14 400 | 100 |
ИТОГО | 3 749 900 | 83 | 3 780 628 | 80,2 | 4 594 649 | 77,2 |