Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:26, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение государственного долга, его структуры и управления.
Для достижения поставленной цели необходимо:
-раскрыть теоретические основы государственного долга;
-изучить современное состояние государственного долга в российской экономике;
-проанализировать механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6
1.1.Сущность государственного долга 6
1.2.Классификация государственного долга 9
2.СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1. Структура и динамика государственного долга России 16
2.2.Решение проблем государственного долга 22
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Таблица 1
Классификация государственного долга по типам кредиторов
I | Общая сумма долга (II + III) |
II | Внутренний долг |
1 | Другим частям сектора государственного управления |
2 | Органам кредитно-денежного регулирования |
3 | Коммерческим банкам |
4 | Прочим финансовым учреждениям |
5 | Нефинансовым государственным предприятиям |
6 | Нефинансовым частным предприятиям |
7 | Домашним хозяйствам |
8 | Прочая внутренняя задолженность |
III | Внешний долг |
9 | Международным организациям развития |
10 | Зарубежным органам управления |
11 | Банковские ссуды и авансы |
12 | Кредиты поставщиков |
13 | Прочая внешняя задолженность |
Категории, используемые в классификации, соответствуют категориям финансирования, описанным в разделе, посвященном классификаций финансирования дефицита государственных финансов. Разница между ними заключается в том, что государственный долг отражает накопленный запас непогашенных обязательств, а финансирование по типам кредиторов характеризует денежные потоки, связанные с созданием или погашением долговых обязательств органов государственного управления за определенный период. Поэтому ограничимся лишь необходимыми дополнительными пояснениями.
Внутренний долг другим частям сектора государственного управлений включает все долги другим частям сектора государственного управления (например, долг субъекта федерации федеральному бюджету). Поэтому данная статья исключается при получении консолидированной итоговой величины долга сектора государственного управления в целом. Долговые обязательства, держателями которых являются нефинансовые государственные предприятия и государственные финансовые учреждения, в данной статье не учитываются.
Определенной
спецификой в этой классификации
отличается отражение государственной
задолженности органам
Раздел
«Внешний долг» аналогичен соответствующему
разделу классификации «
Трудности получения информации для заполнения таблицы государственного долга по типу кредитора также аналогичны тем, которые возникают при формировании данных об операциях финансирования. При использовании различных источников информации могут возникнуть расхождения между данными для отдельных категорий держателей долговых обязательств и общей величиной долга.
Классификация долга по типу долгового обязательства выявляет типы долговых обязательств, размещенных органами государственного управления, и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы. В ней выделяются внутренний и внешний долг, долг в форме ценных бумаг и в форме ссуд, не предназначенных для обращения; краткосрочный и долгосрочный долг. Категории, используемые при классификации государственного долга по типу долгового обязательства, тождественны аналогичным категориям финансирования. Классификация государственного долга по типу долгового обязательства выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
I | Общая сумма долга |
II | Внутренний долг |
1 | Долгосрочные облигации |
2 | Краткосрочные облигации и векселя |
3 | Долгосрочные ссуды |
4 | Краткосрочные ссуды и авансы |
5 | Прочие внутренние обязательства |
III | Внешний долг |
6 | Долгосрочные облигации |
7 | Краткосрочные облигации и векселя |
8 | Долгосрочные ссуды |
9 | Краткосрочные ссуды и авансы |
10 | Прочие внешние обязательства |
Изменение объема государственного долга должно быть равно изменению объема чистого заимствования, однако на практике существует ряд факторов, приводящих к различиям в величинах изменений этих категорий государственных финансов. В целях выяснения причин расхождений данных о государственном долге с данными о чистом заимствовании, а также для анализа факторов увеличения иди уменьшения государственного долга могут использоваться специальные справочные данные, дополняющие основную классификацию видов как внутреннего, так и внешнего долга.
Величина
непогашенного долга
На величину государственного долга оказывают влияние операции, связанные с безденежным долгом. Внутренний долг может увеличиваться в связи с безденежным выпуском государственных обязательств и уменьшаться в связи с аннулированием долгов кредиторами.
В отношении внешнего долга наряду с указанными выше факторами существенное влияние оказывает переоценка внешнего долга в национальную валюту, вытекающая из изменения валютных курсов. Такая переоценка может иметь место и в отношении той части задолженности перед резидентами, которая выражена в иностранной валюте в случае изменения валютного курса.
Бюджетной классификацией России предусмотрены две раздельные классификации: «Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», «Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации». При этом группировки долговых обязательств по типам кредиторов и по типу долгового обязательства, нужные для анализа воздействия долга на функционирование экономики, не предусматриваются.
Классификация
видов государственных
В классификации видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации содержатся элементы распределения долга по типам кредиторов. Вместе с тем в ней отсутствуют данные о распределении задолженности на прямые ссуды и займы, полученные в обмен на эмитированные страной ценные бумаги, а также данные о распределении долговых обязательств на краткосрочные и долгосрочные.
В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. В российской практике согласно Бюджетному кодексу к внутреннему долгу относятся долговые обязательства, выраженные в национальной валюте.
Далее рассмотрим современное состояния государственного долга в российской экономике.
Важной особенностью экономики России является рост совокупного национального долга (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний долг корпораций и корпоративный долг нерезидентам.
За 1998–2009 гг. внешний государственный долг России сократился более чем в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составлял 29,9 млрд. долл. Однако со II квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября внешний госдолг достиг 46,2 млрд. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во II–III кварталах 2009 г. вырос с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл. (табл. 3).
Таблица 3
Динамика внешнего госдолга России в 2009 г., млрд. долл. [17, C.10]
В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011–2012 гг. предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн. долл., а в 2012 г. вырастут до 20 084,8 млн. (предполагаемый объем погашения, соответственно, – 3434,0 и 2637,5 млн. долл.).
Основной
формой государственных внешних заимствований
станет выпуск облигационных займов Российской
Федерации на международных финансовых
рынках. Для этого предусмотрено возобновить
выпуск федеральных еврооблигаций. В последний
раз крупные заимствования на рынке еврооблигаций
производились в 1998 г. Затем в течение
10 лет задолженность по федеральным еврооблигациям
снизилась примерно в 3 раза и на начало
июля 2009 г. составила 15,9 млрд. долл. С учетом
облигаций внутреннего государственного
валютного займа (ОВГВЗ) на внешнем рынке
тогда обращалось федеральных облигаций
на сумму 16,3 млрд. В 2010–2012 гг. предполагается
дополнительно разместить внешние облигационные
займы более чем на 58,45 млрд. долл.
Рис. 1. Динамика
государственного долга России, % к
ВВП [17, C.11]
С
учетом новых заимствований
В федеральном бюджете на 2010–2012 гг. четко не обоснована необходимость в столь гигантских валютных займах. Ведь золотовалютные резервы страны высоки (441,7 млрд. долл. на 13.11.2009), они составляют около 70% резервов всех стран еврозоны. При этом в последнее время наши золотовалютные запасы постоянно растут, несмотря на то, что часть их – средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – используется на финансирование дефицита бюджета. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы.
Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.
В целом из-за новых кредитов и займов внешний государственный долг России к концу 2012 г. увеличится до 104,3 млрд. долл., т.е. в 3,5 раза. Его объем превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего госдолга, а внешний обычно невелик.