Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:26, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение государственного долга, его структуры и управления.
Для достижения поставленной цели необходимо:
-раскрыть теоретические основы государственного долга;
-изучить современное состояние государственного долга в российской экономике;
-проанализировать механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6
1.1.Сущность государственного долга 6
1.2.Классификация государственного долга 9
2.СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ 16
2.1. Структура и динамика государственного долга России 16
2.2.Решение проблем государственного долга 22
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
В России же в 2010–2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.
В последнее время усиливается также и тенденция роста внутреннего государственного долга России.
В 2002–2008 гг. он увеличился с 545 млрд. руб. до 1804,2 млрд. – 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2010–2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 г. возрастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 г. предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. руб. (табл. 4). Это около 60% от емкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.
Таблица 4
Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке
для финансирования дефицита госбюджета, млрд. руб. [17, C.13]
Только за 2011 г. объем новых государственных ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастет с учетом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.
Сегодня российский рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104 до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60–90% от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010–2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных ценных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в докризисный период.
В
итоге рынок облигаций
Кризис привел к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. В связи с тем, что доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008 г. до 14,09% в феврале 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011–2012 гг. предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010–2012 гг. внутренние займы будут размещаться под 9–11,5% годовых, что в 1,5–2 раза выше, чем до кризиса.
В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002–2008 гг. снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения в эту динамику. Уже в 2009 г. он вырос до 10,1% ВВП.
В соответствии с федеральным бюджетом на 2010–2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. превысит 15% ВВП (рис. 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу – 60% к ВВП. Но если такие темпы сохранятся, то в 2021 г. этот порог будет превышен.
Таблица 5
Расходы на обслуживание и погашение государственного долга РФ [17, C.14]
Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 г. в 1,9 раза (табл. 3). До 2009 г. эта доля снижалась. В 2010–2012 гг. она будет быстро расти.
Особую
тревогу вызывает быстрый рост всего
совокупного национального долга. В IV
квартале 2008-го – I квартале 2009 г. он интенсивно
сокращался, а с весны минувшего года рост
СНД возобновился (рис. 2). В соответствии
с федеральным бюджетом внешний и внутренний
государственный долг РФ составит к 2012
г. 15,4% ВВП. Корпоративный внутренний долг
достигнет уровня 68% ВВП, с учетом корпоративного
долга нерезидентам – 141,0% ВВП.
Рис.
2. Государственный и
В 2012 г. СНД будет существенно выше всех финансовых резервов государства – золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Таким образом, угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени стремительно увеличивается.
Процесс стремительного роста долгов идет во всех развитых странах. В 2007 г. совокупный долг США (с учетом долгов штатов и долгов домашних хозяйств) превысил 350% ВВП, что и стало одной из главных причин современного финансового кризиса. Однако следует учитывать, что экономика России функционирует в качественно иных условиях – у нас слабее банковская система, менее развит финансовый рынок. Это может снова привести к новым кризисным явлениям уже в ближайшей перспективе.
Чтобы преодолеть угрозы экономической безопасности, возникающие в результате роста долгового бремени, требуются комплексные меры. Прежде всего необходимо установить пороговые значения в области государственного и корпоративного долга – при этом ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.
Маастрихтскими соглашениями определено пороговое значение экономической безопасности в области госдолга – 60% ВВП. Учитывая, что в России дефолт 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга в 28% ВВП, целесообразно ввести пороговые значения отдельно для внутреннего и внешнего госдолга – не более чем по 30% ВВП.
Выдвигая данные индикаторы в качестве основных в системе пороговых значений, следует учитывать качественные изменения в структуре: объем государственного долга на начало 2009 г. составил 6,5%, а внутренний и внешний корпоративный долг (кредиты и займы) – около 85% ВВП. Поэтому систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по СНД.
При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нужно учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, в современной России корпоративный долг появился лишь в начале 1990-х гг., а в полном масштабе сформировался в 2005–2008 гг. Сохранение тенденции его стремительного роста может привести к банкротству большого числа налогоплательщиков, перебоям в бюджетном процессе, усилению кризиса в реальном секторе экономики, на фондовом и кредитном рынках.
Во-вторых, величина внутреннего корпоративного долга определяется прежде всего состоянием банковской системы России. Коммерческие банки – главные кредиторы предприятий и главные покупатели корпоративных облигаций. Однако ресурсная база у банковской системы очень узка.
В-третьих, быстрый рост частного долга перед нерезидентами связан с конъюнктурой мирового рынка – резким падением процентных ставок в 2001–2004 гг. и в период кризиса. Причем падение это было столь сильным, что для российских компаний было намного выгоднее брать кредиты за рубежом, чем на внутреннем рынке. Однако с ростом процентных ставок рефинансировать внешний корпоративный долг станет сложнее.
В-четвертых, возможность федерального бюджета обслуживать государственный долг в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть.
Очевидно, что в таких условиях для определения пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нельзя использовать опыт стран с развитой экономикой.
Индикаторы экономической безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100–120, а доля кредитного портфеля в активах – не менее 45–60%, объем банковских кредитов частному сектору не должен превышать 75% ВВП.
А с учетом корпоративных займов пороговое значение составит 80% ВВП.
При определении величины порогового значения по корпоративному долгу нерезидентам надо иметь в ввиду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации.
Следовательно, ресурсная база для погашения корпоративного долга нерезидентам гораздо ниже ресурсной базы для погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка (величины процентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50–60% от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, т.е. находиться в пределах 40–50% ВВП.
Пороговое значение по СНД равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам.
Эта предельная величина составляет 190% ВВП. Данное пороговое значение особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы госдолга достигнут предельных величин, а корпоративного – превысят их. Если при этом будет превышено пороговое значение и по СНД, то возникнут трудности во всей финансовой системе: федеральный бюджет будет вынужден расплачиваться по государственным гарантиям, выданным корпорациям; резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долга.
В 2012 г. совокупный национальный долг будет существенно выше всех финансовых резервов государства... При этом качество СНД ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.
Угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени стремительно увеличивается.
Контроль за индикаторами пороговых значений в сфере совокупного национального долга должны осуществлять Минфин, ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении предельных уровней по внешнему и внутреннему государственному долгу заимствования на рынках должны быть прекращены. А при достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках, повысить норму обязательных резервов кредитных организаций, повысить ставку рефинансирования и ввести ограничения по коротким валютным позициям коммерческих банков.
В немалой степени снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн руб. То есть средств этих фондов хватит на 4 с лишним года.
Если же кризис завершится к середине 2010 г., то остаток составит более 3 трлн руб.
Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации размещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если возникнет угроза дефолтов данных корпораций, часть облигаций может быть конвертирована в акции. Государство может продать их на рынке, а полученные деньги должны поступить в фонды-кредиторы.
Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда, скупая на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только погасить государственный долг, но и стабилизировать рынок данных бумаг в период резкого падения их котировок, что в настоящее время особенно актуально. Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке, – валютных гособлигаций «Россия-30» – выросла с 5,28 в апреле–мае до 6,89% в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность так же существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга.