Совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение государственного долга, его структуры и управления.

Для достижения поставленной цели необходимо:

-раскрыть теоретические основы государственного долга;

-изучить современное состояние государственного долга в российской экономике;

-проанализировать механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 6
1.1.Сущность государственного долга 6
1.2.Классификация государственного долга 9

2.СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ 16

2.1. Структура и динамика государственного долга России 16
2.2.Решение проблем государственного долга 22

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный долг РФ. Его структура и управление.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)
lign="justify">     Стоимость еврооблигаций с конца 2008-го по октябрь 2009 г. падала до 90% от номинала и ниже. А до кризиса она была выше 115% номинала.

     В федеральном бюджете на 2010–2012 гг. предусматривается опережающий рост внешнего долга. Это ставит экономику страны в зависимость от внешнего рынка. Для замены внешних займов внутренними необходимо существенно разнообразить выпуск облигаций на внутреннем рынке. В настоящее время он представлен всего двумя сегментами – рынком облигаций федерального займа и рынком государственных сберегательных облигаций. Причем на ОФЗ приходится около 85% общего объема рынка госбумаг.

     Большое значение для привлечения средств  в федеральный бюджет и стабилизации фондового рынка имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Они не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение – сохранять сбережения населения. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создаст также определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте.

     Важное  значение имеет и выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут стать предметом залога. Практика показывает, что в условиях кризиса банки охотно переводят часть рискованных активов в стабильные бумаги нерыночных займов. А в условиях стабилизации валютного курса в эти бумаги может быть переведена часть средств с валютного рынка.

     Существенным  ресурсом для нерыночных займов являются и депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ.

     В течение ближайших двух лет в облигации нерыночных займов может быть вложено 400–500 млрд руб. Выпуск таких бумаг даст возможность получить немалые денежные суммы для покрытия дефицита федерального бюджета, а также значительно увеличит залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих кредитных организаций.

     Предложенный  комплекс мер снизит долговую нагрузку на российскую экономику. Так, например, введение пороговых значений экономической безопасности позволит ограничить рост долга и улучшить управление им. Выпуск новых видов государственных облигаций даст возможность диверсифицировать внутренний государственный долг, а также существенно расширит залоговую базу для рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности будут способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

     В немалой степени снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования  части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн. руб. 

 

     ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

 
 

     Государственный долг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. [5, С.25]

     Рассмотрим  ключевые методы регулирования госдолга.

     Оптимизация государственных заимствований.

     Данный  подход представляет собой программу  по оптимизации заимствований, в  рамках которой осуществляется маневрирование внутренними и внешними займами. Оптимизация касается не только формирования долга, но и его обслуживания, включая такие меры, как:

     - обеспечение эквивалентности текущих  долгов и будущих налогов;

     - сохранение баланса в эмиссионной  деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания;

     - реализация политики стабилизации  долга в увязке с процессом  инвестирования;

     - проведение мер по трансформации  политики роста долга в ограничительную  политику, стабилизирующую рост долга;

     - осуществление операций по выкупу  дорогих выпусков ГКО за счет  средств, привлеченных при размещении  евробондов.

     Удлинение государственного внутреннего долга.

     Данный  метод является одним из ключевых в системе управления государственным  долгом и связан с процессом замещения "коротких" и "дорогих" долгов на "длинные" и "дешевые". Реализация данного метода предполагает сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам.

     Реструктуризация  задолженностей бюджету экономических  субъектов (предприятий и организаций).

     Этот  метод в нормальной экономической  ситуации должен применяться ограниченно (индивидуально). Однако сложная экономическая  ситуация в реальном секторе обусловливает необходимость активного использования данного метода, чтобы не допустить полной остановки стагнирующего реального сектора производства, поскольку долги многих предприятий сейчас значительно превышают годовые объемы реализации продукции и перешли в категорию "безнадежных".

     Сложность использования метода связана с  тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают  государственную налоговую и  финансовую политику.

     К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.

     Контроль  за заимствованиями субъектов РФ. [5, С.26]

     В настоящее время регионы активно  проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы).

     Это обусловливает необходимость выработки  эффективных способов и решений  по обеспечению контроля за данным процессом со стороны федерального центра.

     Увеличение  доли государства (федеральные и  региональные органы) в структуре капитала акционированных (бывших государственных) предприятий.

     Главная цель - формирование нового механизма  управления государственными пакетами акций на основе создания холдинговых  компаний, активизации использования  института представителей государства в АО, использования договора траста.

     Временная передача имущества предприятий-должников  в управление государственных органов.

     Данный  подход должен применяться в тех  случаях, когда имеется возможность  извлечения с помощью этого имущества доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с неотработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется.

     Продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах.

     Реализация  этого подхода связана с необходимостью разработки и внедрения в практику механизма продажи коммерческим банкам "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях - банкротства и ликвидации должников.

     Покупка государством "плохих" долгов.

     В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.

     Проведение  взаимозачета долговых требований и  обязательств.

     Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других.

     Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах  движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.

     Организационная подсистема управления долгом должна включать:

     - функционально ориентированные  структурные подразделения по  управлению государственным долгом  в Минфине России и Банке России;

     - организационно-методическое обеспечение  управления государственным долгом, включающее прогнозирование государственного  долга, организацию системы учета  государственного долга (в рамках  государственных финансов), формирование  методических разработок по структуре долга и расчетных схем его обслуживания и т.д.

     Под реализацией организационных мер  по управлению государственным долгом понимается: [5, С.28]

     установление  норм и правил, регулирующих рынки  инструментов долга;

     определение первичных дилеров;

     регулирующие  и координирующие функции по отношению  к регионам, осуществляющим эмиссию  обязательств на внутренних и внешних  рынках;

     подготовка  предложений по увеличению государственного долга (объемам, выплате процентов  и др.);

     формирование  аналитических материалов по оценке состояния государственного долга;

     составление нормативно-методических материалов по работе с государственным долгом.

     Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:

     управление  и контроль за процентными выплатами  по долгу;

     регулирование ликвидности рынка долговых инструментов;

     координация функций по формированию структуры  долга;

     управление  кассовыми потоками.

     Для решения возникающих проблем  федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

     Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

     Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной  стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Информация о работе Совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом