Современная бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА…………………………………….4
1.1 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………….4
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………….5
1.3 ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ РФ……………7
1.4 ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………………..11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………13
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………19
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

Основными задачами Банка  России являются регулирование денежного  обращения, проведение единой денежно-кредитной  политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической  деятельности.

Особую, ведущую роль в  функционировании финансовой системы  играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Он осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Минфин России обеспечивает нормативно-правовое регулирование  производства, переработки и обращения  драгоценных металлов и драгоценных  камней, таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, финансового  обеспечения государственной службы.

Так же он выполняет функции  по контролю за организацией и проведением  лотерей, азартных игр и пари, производством  и оборотом защищенной полиграфической  продукции, а также противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России координирует деятельность подведомственных структур: Федеральной налоговой службы, Федеральной  службы страхового надзора, Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  и Федеральной службы по финансовому  мониторингу, а также Федеральной  таможенной службы.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные  органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов  районного подчинения), районам и  районам в городах.

Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в  стране. К таким органам относятся  налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему налоговых органов  входят Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным  образованьям - налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных  органов налоговой полиции. Федеральные  органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и  составной частью органов по обеспечению  экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных  органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции  РФ, территориальные и местные  органы налоговой полиции.

Задачами федеральных  органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников  от противоправных посягательств при  исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов  налоговой полиции относятся  производство дознания и проведение предварительного следствия по делам  о преступлениях в налоговой  сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках  и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Государственный  таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура  ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении  товаров границы РФ, правильностью  исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения экономической  безопасности и защита экономических  интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

 1.4 Элементы финансовой политики

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном  кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный  процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной  части бюджета, в распределении  расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным  долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая  направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма  в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит  свое воплощение в построении той  или иной налоговой системы. Налоговые  системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием  видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений  налогоплательщиков с налоговыми органами.

Горизонтальное равенство  означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально  большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой  доказано, что:

- налоговая система должна  быть открытой; увеличение числа  налогов, объектов обложения приводит  к повышению расходов по сбору  налогов, к росту недоимок и  штрафов;

- основой налоговой базы  должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);

- превалирование косвенной  системы налогообложения приводит  к увеличению налогового бремени  основной массы доходов, что  предопределяется относительно  одинаковым уровнем потребления  при разных уровнях доходов;

- косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши  и т.п.;

- высокие налоги приводят  к утечке капитала;

- в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать  бремя налоговой нагрузки, что  способствует мобилизации внутреннего  инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий  для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть  финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих  субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий  для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового  обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и  охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным  социальным группам населения и  др.;

 

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и  ценовой политики, ограничивая или  расширяя доступ на внутренний рынок  товаров и услуг и поощряя  либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким  образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные  процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и  между хозяйствующими субъектами, а  также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время  во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Глава 2. Проблемы и пути их решения

Главными проблемами являются:

1) сбалансированность бюджетов  всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой  системы;

3) оптимизация структуры  расходов государства;

4) принятие реального  и прозрачного бюджета;

5) расширение инвестиционного  финансирования;

6) обеспечение единства  денежно-кредитной и финансовой  политики;

7) стабилизация валютного  курса рубля;

8) повышение эффективности  использования государственной  собственности;

9) переход на казначейскую  систему исполнения бюджетов;

10) развитие финансовых  взаимоотношений со странами  СНГ и дальнего зарубежья.

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой цепью Федеральный бюджет на 1999 г. предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.

3. Возможности сокращения  расходов федерального бюджета  практически исчерпаны. Речь в  настоящее время может идти  лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.

Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства  в области экономической и  социальной политики, углублению регионального  сепаратизма, либо к укреплению основ  государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.

Стратегический курс в  сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

Реальный бюджет - это  и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными  параметрами, что во многом зависит  от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.

5. Сокращение государственного  сектора экономики и увеличение  частной собственности в ключевых  отраслях, включая естественные  монополии, не привело к увеличению  доходной базы государственного  бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения  в современных условиях может  обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.

6. Известно, что активы  Федеральной резервной системы  США (ФРС) формируются в основном  за счет правительственных займов, доходность которых соответствует  учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.

7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.

Информация о работе Современная бюджетная политика