Современная денежная система РФ: состояние, развитие, проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система России сложилась на основе древнейших денежных товаров – скота и меха. Первые русские финансовые термины произошли от древнеславянского слова «скот»: «скотница» - казна, «скотник» - казначей. Древнейшей денежной единицей Руси являлись шкурки куницы – куны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1. История становления современных денежных систем
1.2. Понятие денежной системы и ее элементы
1.3.Нормативно-правовые основы функционирования денежной системы РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Анализ состояния денежного оборота РФ
2.2. Поддержание кассовой дисциплины в экономике страны
2.3. Порядок установление официального курса рубля
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Основные направления современной денежно-кредитной политики Банка России
3.2. Перспективы развития денежной системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дкб.docx

— 65.25 Кб (Скачать файл)

5.    Принцип обеспеченности вышускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

6.    Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота и борьба с инфляцией являются приоритетными задачами центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда существовала бы угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  он должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который  выступает как бы третейским судьей при возникновении разногласий между центральным банком и правительством.

7.    Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству, федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита федеральных и местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, а также заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

8.    Принцип комплексного использования инструментов денежнокредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк должен не ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.

9.    Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.

10. Принцип функционирования  исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

 

2.3. Порядок установление  официального курса рубля 

На основании решения  Совета директоров (15 мая 1996 г., протокол N 23) приказано:

1. Ввести с 17 мая 1996 г. Порядок установления официального обменного курса рубля Центрального банка Российской Федерации.

2. Департаменту иностранных  операций совместно с Департаментом  банковского надзора в срок  до 22 мая 1996 г. представить на  утверждение Кредитного комитета  Банка России перечень банков - контрагентов по осуществлению  валютно-обменных операций с Банком  России с указанием лимитов  на данные операции.

3. Департаменту иностранных  операций в срок до 22 мая 1996 г. представить на утверждение  Кредитного комитета Банка России  проект типового двустороннего  соглашения Банка России с  банками - контрагентами.

4. Уполномочить заместителя  председателя Банка России - директора  Департамента иностранных операций  А.И. Потемкина заключать от  имени Банка России двусторонние  соглашения с банками - контрагентами.

5. Уполномочить первых  заместителей председателя Банка  России А.В. Войлукова, А.А. Хандруева, С.В. Алексашенко и заместителя председателя Банка России - директора Департамента иностранных операций А.И. Потемкина подписывать приказы по Банку России об установлении официальных обменных курсов рубля.

6. Возложить на пресс-службу  Банка России своевременное доведение  информации об официальных обменных  курсах рубля Банка России  до средств массовой информации.

Публикация информации об изменениях официального обменного  курса рубля.

 ДИО после подписания  приказа об официальных обменных  курсах рубля, устанавливаемых  согласно разделу II настоящего  Порядка, передает информацию  об официальных обменных курсах  рубля Банка России в информационное  агентство "Рейтер" по каналам  банковской связи.

 ДИО в день подписания  приказа об официальных обменных  курсах рубля, устанавливаемых  согласно разделам II и III настоящего  Порядка, передает информацию  об официальных обменных курсах  рубля Банка России в территориальные  Главные управления (Национальные  банки) Банка России телеграфной  связью.

 Приказы об установлении  официальных обменных курсов  рубля немедленно после их  подписания передаются ДИО в  пресс-службу Банка России для  распространения в средствах  массовой информации.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Основные направления  современной денежно-кредитной политики  Банка России

Денежно – кредитная политика (англ. Monetarypolicy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых условий  эффективного развития экономики является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия  на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. Хотя при этом и  происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого  вообще невозможно какое-либо регулирование  хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная  политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.

Нельзя забывать и о  том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно  опасный инструмент. С ее помощью  можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике  негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей  воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат  Нобелевской премии, видный экономист  современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе  правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная. Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Направления денежно-кредитной  политики Банка России

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через  Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

n проведение экспансионистской  или расширительной политики, направленной  на стимулирование масштабов  кредитования и увеличение количества  денег. В зависимости от экономической  ситуации Центральный Банк осуществляет  удорожание или удешевление кредитов  для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике  наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит  политику дешевых денег, которая  делает кредиты дешевыми и  доступными. Параллельно происходит  увеличение предложения денег,  что ведет к снижению процентной  ставки и, соответственно, должно  стимулировать рост инвестиций  и деловой активности, а также  реального Валового Национального  Продукта (ВНП). Если на финансовом  рынке обостряется конкуренция  и предложение денег опережает  спрос на них, банки вынуждены  снижать процентную ставку (цену  денег) с целью привлечения  заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

n проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

3.2. Перспективы развития  денежной системы России

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти  факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит  из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Политика валютного курса  Банка России в 2010-2012 гг будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля. В этот период основной задачей Банк России является создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Под диверсификацией экономики понимается снижение ее концентрации (на нефтегазовом секторе) за счет модернизации действующих и развития новых ее областей (секторов, отраслей, видов деятельности, внешнеторговых связей).

Информация о работе Современная денежная система РФ: состояние, развитие, проблемы функционирования