Содержание системы государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.
Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей.

Содержание

Содержание системы государственного и муниципального управления………………………………………………………………………..…..
Основные признаки территориальных образований:системный анализ……………………………………………………………………………….…
Тесты……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 114.48 Кб (Скачать файл)

ИОУ ВПО “БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ” (БИЭФ)

 

Кафедра:                          Экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему:

Содержание системы государственного и муниципального             управления.

Основные  признаки территориальных образований: системный анализ

 

 

 

 

 

Студента: Войтович Галины

Владимировной

Курс, группа:      IV, 3012

Дата  сдачи:  06.09.2013

Дата  проверки:               …..

Проверил  преподаватель:       Григорян С.А.

 

 

 

 

 

Калининград, 2013

 

 

Содержание

  1. Содержание системы государственного и муниципального управления………………………………………………………………………..…..
  2. Основные признаки территориальных образований:системный анализ……………………………………………………………………………….…
  3. Тесты……………………………………………………………………..

 

 

  1. Содержание системы государственного и муниципального управления

Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Для  того чтобы в полной мере удовлетворять  интересы своих членов и иметь  возможности для развития, оно  должно выработать режим саморегулирования  и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности  означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать  эту способность главным условием такого саморегулирования.

Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр. Главным координатором этого процесса может выступать государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.

Всякая система управления имеет  как субъектную, так и объектную  природу и может быть рассмотрена  только с учетом многоуровневых взаимодействий со средой. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия, и есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется. Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе.

При этом в сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное и эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.

К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические  процессы, общественные институты, а  также различные социальные группы, действующие на территории данного  государства. Объектом управленческого  воздействия может являться не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая составляющая самого субъекта. В ходе же воздействия  субъекта на объект реакция последнего может быть различной и зависеть как от характера этого воздействия, так и состояния самого объекта. Объект сам способен обрести свойства субъекта и активно противодействовать его намерениям. Чтобы воздействие  субъекта на объект было максимально  эффективным, необходимо своевременное  и точное представление о поведении  объекта, которое может дать организация  прямых и обратных связей между сторонами  этого взаимодействия. Действие обратной связи, вызванной реакцией объекта  государственного управления, может  иметь и конструктивный для субъекта характер, если его активность определяется, к примеру, добровольным участием населения  в правительственных мероприятиях. В западной литературе этот феномен  получил название партиципациии стал одним из проявлений гражданской самоорганизации населения, положенной в основу общественного самоуправления.

Система государственного и муниципального управления является одной из ключевых дисциплин управленческого цикла. Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого образования структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.

Вертикальные связи включают в  себя разделение территориальных образований  на уровни власти, тогда как горизонтальные — на ветви власти.

Уровни власти — это горизонтально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответственности  между должностными функциями в  организационной структуре. Причем число уровней тем больше, чем  более обширным становится количество этих функций и чем выше степень  их специализации.

Ветви власти (зоны управления) — вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Идентификационными признаками, на основе которых определяется содержание ветви власти, являются следующие:

  • наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;
  • юридическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;
  • структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, является иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;
  • цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударственный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Разделение системы государственного и муниципального управления на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить бесперебойное функционирование управляемой системы на основе принципов  пропорциональности и непрерывности  в согласованной работе всех ее подразделений.

Система государственного и муниципального управления, как видно из названия, содержит два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно  различаются, но в совокупности способны определять эффективный режим развития общества.

Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной; оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию  государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и Суверенность.

Системный характер государственного управления заключается в том, что  он обеспечивает единство распорядительного (командно- административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал  в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

1. Институциональную — через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

2. Регулятивную — через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

3. Целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

4. Функциональную — через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. Идеологическую — через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Основными принципами формирования системы  государственного управления являются:

    • принцип разделения властей;
    • принцип комплементарности;
    • принцип субсидиарности;
    • принцип суверенности;
    • принцип демократизма;
    • принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти способствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропорционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий унравленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления, в соответствии с этим принципом, может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международногоправопорядка». Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом  которого становится особая система  государственного управления, обусловливающая  способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы  государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территориям экономическая система. Блок-схема взаимодействия между этими элементами изображена на рис. 1.

Информация о работе Содержание системы государственного и муниципального управления