Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа
Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность в 1990-х гг. в Мексике, Юго-Восточной Азии, России и других странах подтвердили необходимость такой структуры финансовой и денежной системы, которые бы обеспечивали эффективную динамику экономических процессов в государстве.
Так в настоящие время перед нашим государством стоит важная задача – построение рыночной экономики. Поэтому именно сейчас стабильная денежная система приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, сделать его конвертируемой валютой во всех странах мира, свисти инфляцию к минимуму (к мировым стандартам – 2 % в год).
В данной курсовой работе хотелось бы дать полное определение денежной системы, а также рассмотреть ее элементы: их развитие и современное состояние в России. Необходимо, также, ответить на вопрос, по каким принципам строится современная денежная система рыночного типа в РФ.
Введение. 3
Глава 1. Денежная система: общие понятия и принципы. 5
1.1. Элементы денежной системы. 5
1.2. Биметаллизм. 16
1.3. Монометаллизм. 18
1.4. Система неразменных кредитных денег. 22
Глава 2. Денежная система РФ. 27
2.1. Состояние современной денежной системы РФ. 27
2.2. Перспективы развития Российской денежной системы. 41
Заключение. 46
Список литературы. 54
На внешнем рынке также произошли существенные перемены. Появилась единая европейская валюта, макроэкономический и финансовый потенциал которой сопоставим с долларом. Динамику курса рубля к доллару и евро можно проследить по графику, предоставленном в Приложении 2.
В последние годы влияние евро на отечественный рынок неуклонно растет. Во-первых, за десять лет экспорт из России в страны ЕС вырос в 2.5 раза. После присоединения к ЕС 10 новых членов на единую Европу будет приходиться до 50 % внешнеторгового оборота России. Во-вторых, медленно, но уверенно частный сектор наращивает объемы внешних займов в евро. К настоящему времени отечественные корпоративные заемщики привлекли под еврооблигации с номиналом в европейской валюте сумму более 2 миллиардов.
В-третьих, 60 % иностранных инвестиций пришло к нам из Европы. В-четвертых, как валюта сбережений евро более предпочтителен для россиян. Хотя доля евро в банковских вкладах еще мала – около 10 % депозитов, спрос на него имеет интересные характерные особенности. По оценкам Сбербанка РФ, в отличие от доллара, спрос на который колеблется в зависимости от обменного курса, соотечественники вяло реагируют на изменения курса рубль-евро, стабильно наращивая накопления в европейской валюте.
Таким образом, хотя влияние евро на наш внутренний рынок еще не сопоставимо с долларом, игнорировать колебания курса евродоллар больше невозможно. В импортном сегменте потребительского рынка цены ориентируются на курсы иностранных валют. На курс евро увязано ценообразование до 50 % рынка автомобилей и порядка 20-30 % розничного потребительского рынка.
На единую европейскую валюту приходится 2-3 % оборота биржевого и 20% внебиржевого валютного рынка. Порядка 10-20 % внешнеторговых сделок заключается в евро. Денежные власти не используют евро в качестве валюты интервенций, однако 40 % внешнего долга России номинировано в европейской валюте, в текущем году на нее приходится треть всех платежей по задолженности.
Евро служит одной из основных валют для накопления сбережений, на него приходится 25-30 % оборота рынка наличной валюты. В отличие от доллара, евро является не столько валютой трансакций, сколько средством сбережения. В евро номинировано 10% депозитов отечественной банковской системы.
По приблизительным оценкам, доля евро в золотовалютных резервах ЦБ составляет 25 %. Сколько на долю евро приходится активов стабилизационного фонда правительства РФ, неизвестно.
Сейчас биржевой оборот по евро на Московской межбанковской валютной бирже – мизерный, не более 3 %. На внебиржевом межбанковском рынке доля евро выше, около 20 %. Денежным властям приходится рассчитывать на арбитраж через FOREX для определения косвенной котировки рубль – евро. ЦБ проводит интервенции только на долларовом рынке, а далее через кросс-курс рассчитывается котировка по евро.
Ныне денежные власти отказались от ежедневной стабилизации курса. Поэтому участники внешней торговли будут вынуждены страховать выручки на фьючерсном и форвардном рынках. Сейчас рынок производных инструментов в нашей стране не развит из-за отсутствия необходимого законодательства.
Изменение курсовой политики, безусловно, будет способствовать росту срочного рынка и посреднических доходов банков. ММВБ сейчас активно занимается развитием рынка валютных фьючерсов.
Что касается рынка наличной валюты, то нетрудно предугадать недовольную реакцию населения, привыкшего к стабильности доллара. Спрос на иностранную валюту через сеть обменных пунктов изменяется вслед за событиями на бирже. Фактически население выступает в роли запаздывающего спекулянта.
Для предприятий, в отличие от финансового сектора, краткосрочные колебания курса не представляют большого интереса. Если ЦБ действительно в среднесрочной перспективе сохранит прежний стиль управления обменным курсом рубля, серьезных макроэкономических изменений ожидать не следует.
В долгосрочном плане постепенная дедолларизация российского рынка и отрыв ценообразования от доллара «развяжут руки» Банку России для проведения денежно-кредитной политики, не зависящей от конъюнктуры валютного рынка.
Денежные власти наконец-то смогут перейти от управления финансовым рынком с помощью валютных интервенций к регулированию посредством процентных ставок.
Уровень инфляции.
Центральный банк России рассчитывает, что инфляция в стране в 2006 г не превысит 8,5 %, а укрепление реального эффективного курса рубля составит не более 9 %. В 2005 г инфляция превысила запланированные показатели. Вместо запланированных 8,5 % фактический уровень инфляции составил 10,9 % (Приложение 3).
Хотя потребительские цены за 2005 г. возросли на 10,9% (за 2004 г. – на 11,7%), это является самым низким показателем инфляции с 1991 года. Снижение инфляции было обеспечено значительным уменьшением базовой инфляции, которая составила 8,3% (в 2004 г. – 10,5%).
Причинами сложившегося относительно высокого уровня инфляции является значительный рост цен на платные услуги населению, в том числе регулируемые на региональном и муниципальном уровнях.
Следует отметить, что при общей тенденции к замедлению в течение всего послекризисного периода рост цен на платные услуги оставался высоким. В 2005 г. повышение цен на платные услуги населению в 2,6 раза превысило общий прирост цен на товары (в 2004 г. – в 1,7 раза). Прирост цен на платные услуги населению составил 21,0%, что на 3,3 процентного пункта превысило аналогичный показатель 2004 года. Наиболее высокие темпы роста характерны для услуг, тарифы на которые относятся к числу регулируемых. Так, в 2005 г. прирост тарифов на услуги, регулируемые на региональном и муниципальном уровнях, составил, по оценкам, 23,9% (в 2004 г. – 19,6%).
Среди регулируемых услуг в 2005 г. в наибольшей мере (на 32,7%) увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги (в 2004 г. – на 23,5%). Тарифы на услуги пассажирского транспорта повысились на 15,8% (в 2004 г. – на 18,0%). Услуги связи подорожали на 9,1% (в 2004 г. – на 9,9%). Среди других основных видов услуг значительно подорожали услуги дошкольного воспитания – на 32,1% (в 2004 г. – на 21,6%), медицинские услуги – на 18,7% (15,0%), услуги организаций культуры – на 17,7% (19,9%).
В условиях высоких мировых цен на энергоносители темпы прироста цен на автомобильный бензин на потребительском рынке заметно превышали общее удорожание товаров и услуг (в 2004 г. – в 2,7 раза, в 2005 г. – в 1,4 раза). Автомобильный бензин в 2005 г. подорожал на 15,8% (максимальный рост среди основных непродовольственных товаров), что почти вдвое меньше аналогичного показателя 2004 г. (31,3%).
Негативное влияние на общий уровень инфляции в 2005 г. оказала динамика цен на плодоовощную продукцию, которая подорожала на 14,3%. (В 2004 г. аналогичный показатель был в 4,3 раза меньше – 3,3%.)
Динамику базовой инфляции в значительной мере определяет динамика цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции и непродовольственные товары. Динамика цен на непродовольственные товары в 2005 г. характеризовалась устойчивым замедлением роста, соответствующим общему тренду снижения инфляции.
В 2005 г. потребительские цены на непродовольственные товары увеличились на 6,4%. Среди основных видов непродовольственных товаров значительно подорожали строительные материалы – на 9,1% (в 2004 г. – на 8,4%), трикотажные изделия – на 8,6% (9,2%), одежда и белье – на 7,5% (8,0%), моющие и чистящие средства – на 6,4% (4,2%). Телерадиотовары в 2005 г. подешевели на 0,8% (в 2004 г. – на 1,5%). Подробнее структура инфляции РФ показана в Приложении 4.
Вместе с тем экспертами был высоко оценен ряд мер по снижению инфляции в 2005 г. В первой половине года ЦБ РФ пошел на серьезное укрепление номинального эффективного курса, поэтому последние 7 месяцев инфляция была меньше, чем в тот же период 2004 года. Ему удалось вместе с Минфином и правительством сбить инфляционную волну, и хочется надеяться, что эта тенденция продолжится.
Было отмечено, что главная задача в 2006 – удержать инфляцию ниже планки в 8,5 %. Но первые цифры января – за 16 дней – пока не очень оптимистичны, инфляция составила 1,7 %, при этом нельзя не отметить, что за 16 дней января 2005 г инфляция была все же выше – 1,9 %. Планировалось, также, не допустить повышения реального эффективного курса больше чем на 8%, но фактически он повысился на 10,5 %.[12]
2.2. Перспективы развития Российской денежной системы.
В 2006 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля (Приложение 5). Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.
В целях поддержания на относительно низком уровне отношение курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам (Приложение 6) Банк России в 2006 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости может быть скорректирован.
В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 году Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
С учетом условий различных сценариев социально-экономического развития в 2006 году Банк России считает, что прирост реального эффективного курса рубля не превысит 9 %, при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет меньше указанной величины.
Центробанк России планирует, что в 2006 году рубль укрепится на 9 %, а рост цен составит не более 8,5 %.
В конце ноября 2005 года Центральным Банком РФ был составлен документ «Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 год». Вместе с проектом бюджета-2006 он был рассмотрен и утвержден на заседании кабинета министров.
Центробанк рассматривает три варианта развития экономики в 2006 году. При ценах на нефть 28 долларов за баррель рост экономики должен составить 4 %, при 40 долларах за баррель - 5,8 %, 50 долларах за баррель - 6,2 %.
При этом прогноз укрепления рубля и роста цен остается одинаковым при всех трех вариантах развития событий. ЦБ считает, что рубль укрепится максимум на 9 %, а рост цен составит 7-8,5 %.
Прогноз ЦБ по укреплению рубля в 2006 году в два раза выше, чем у Минэкономразвития (4,2 %) и в проекте бюджета-2006 (4,7 %). Представители Минэкономразвития считают, что ЦБ «перестраховывается» и дает прогноз «с большим запасом». Впрочем, в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год» говорится, что укрепление рубля может быть и «заметно ниже указанной границы».
Необходимо понимать, что крепление рубля даже на 9 % не повредит экономике – конкурентоспособность отечественных производителей сохранится.
Что касается инфляции, то на будущие периоды ее уровень предполагается снизить до уровня ниже 8,5 %, по плану ЦБ РФ инфляция должна составить 7-8,5 %. Если будет продолжена бюджетная политика последних лет, если Стабилизационный фонд будет продолжать работать также эффективно, то удастся добиться выполнения и этой задачи.[13]
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2006 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7-8,5%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 6-7,5%.
В соответствии со сценариями прогноза развития российской экономики на 2006 год Банк России разработал денежную программу в четырех вариантах.
Темпы прироста денежной базы в узком определении, соответствующие целевому ориентиру по инфляции на 2006 год, в зависимости от варианта оцениваются на уровне 17-23%.
Основным источником увеличения денежного предложения в каждом из вариантов является прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Первый вариант денежной программы исходит из значительно меньшего, чем в 2005 году, прироста чистых международных резервов - 0,6 трлн. рублей по сравнению с 1,8 трлн. рублей.
Второй вариант программы соответствует параметрам второго сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год. Увеличение чистых международных резервов при реализации данного сценария, по расчетам, может составить 1,4 трлн. рублей.
По третьему варианту прогнозируемый прирост чистых международных резервов может составить 2,2 трлн. рублей. В соответствии с четвертым вариантом денежной программы предполагается наиболее существенный прирост чистых международных резервов, равный 2,9 трлн. рублей.
Расчеты показывают, что по каждому из указанных вариантов прогнозируемый прирост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов превышает допустимый с точки зрения ориентира по инфляции прирост денежной базы. В связи с этим органам денежно-кредитного регулирования с целью недопущения развития инфляционных процессов потребуется обеспечить снижение объема чистых внутренних активов по каждому из вариантов. Поскольку соотношение прироста чистых международных резервов к приросту узкой денежной базы возрастает с 1,5 до 5,6 раза от первого к четвертому варианту, требуемое сокращение чистых внутренних активов будет более существенным в четвертом варианте денежной программы и составит 2,4 трлн. рублей против 0,2 трлн. рублей по первому варианту, 1 трлн. рублей по второму варианту и 1,7 трлн. рублей по третьему варианту.
Информация о работе Состояние и перспективы развития денежной системы РФ