Социальная политика государства: необходимость и пределы государственного вмешательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:52, курсовая работа
Краткое описание
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны. Наша страна идёт очень сложным путём перестраивания собственной структуры экономики и рыночных отношений. Это неизбежно сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами. Одной из них является увеличивающееся расслоение общества.
Содержание
Введение 3 1. Понятие и сущность социальной политики государства 5 1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 5 1.2 Функции и методы социальной политики 11 2. Основные направления социальной политики государства 15 3. Особенности социальной политики РФ 23 3.1 Правовое регулирование социальной политики РФ 23 3.2 Особенности социальной политики РФ 24 Заключение 34 Список литературы 36
- всеобщий и обязательный характер
защитных работников от социальных и профессиональных
рисков, обеспечение права на социальную
защиту как главного ориентира социально
- экономического развития общества;
- минимально возможный уровень
социальных и профессиональных рисков,
доступность и открытость соответствующей
информации;
- государственные гарантии,
связанные с социальной защитой при одновременной
самостоятельности и самоуправляемости
негосударственных систем и программ
защиты;
- заинтересованность всех основных
субъектов защиты (государство, предприниматели,
товарищества социального страхования
и широкий круг профессиональных организаций
трудящихся) в формировании и совершенствовании
тех или иных систем и форм защиты;
- солидарность всех субъектов
социальной защиты на основе “социальных
договоров”, касающихся распределения
финансового бремени по компенсации и
минимизации социальных и профессиональных
рисков;
- экономическую и социальную
свободу работников в области труда - выбор
профессии с приемлемыми уровнями социальных
и профессиональных рисков, возможность
получения профессионального образования,
места работы, свободы ассоциаций;
- личную ответственность работников
за сохранение своего здоровья, работоспособности
и трудоспособности, правильный выбор
профессии, места работы;
- многоуровневость и разноадресность
способов социальной защиты - от государственных
гарантий для всех трудящихся до узконаправленных
мер для отдельных их категорий и профессиональных
групп;
- многосубъектность социальной
защиты - субъектами социальной защиты
должны выступать: государство (в лице
ведомств и министерств), работодатели,
товарищества по страхованию, региональные
органы управления;
- многоаспектность и разнонаправленность
мер социальной защиты - предметом внимания
должны стать условия и оплата труда работников,
профессиональная подготовка, медицинское
обслуживание, компенсация утраты работоспособности
и реабилитационные услуги.
Социальная политика в области
заработной платы должна реализовываться
дифференцированно. Регулирующие вмешательство
осуществляется в основном в тех случаях,
когда степень профессиональной подготовки
работника невысока, и позиции его в противостоянии
с работодателем относительно слабы. Это
главным образом касается тех видов трудовых
процессов, которые требуют неквалифицированного
труда. В отношении таких категорий населения
фиксируется минимальный уровень заработной
платы, ниже которого выплачивать ее, не
разрешается. С помощью законов государство
определяет также ритм оплаты труда.
В некоторых случаях политика
заработной платы предусматривает введение
предельного уровня последней и сохранение
его в течение определенного отрезка времени.
Возможно также использование ограничений
на темпы роста оплаты труда. Данные меры
применяются для предотвращения инфляции
и устранения трудностей в области платежного
баланса [9].
Социальная политика на рынке
труда. Государственная политика в этой
области делает особенно отчетливым переход
системы чистого страхования по безработице
к поиску профилактических мер по предотвращению
возможных трудностей в трудовой деятельности
и на рынке труда.
Социальная политика применительно
к рынку связана прежде всего с возможностями
государства влиять на спрос на рабочую
силу. Кроме того, воздействие на этот
рынок идет с помощью корректировки правовых
норм, касающихся использования в стране
иностранной рабочей силы. Регулирование
может осуществляться и сокращением доступа
некоторых групп работников на рынок труда
(например, с помощью сокращения пенсионного
возраста). Кроме того, государство может
влиять на рынок труда, информируя о его
состоянии заинтересованные органы. Весьма
серьезное воздействие на этот рынок оно
оказывает и тем, что берет на себя организацию
и финансирование системы переобучения
работников в связи со структурными сдвигами
в экономике.
Инструментарий социальной
политики в области рынка труда включает
в себя наряду с произведением компенсационных
выплат при безработице и в период поиска
работы предоставление консультаций по
профориентации, трудоустройству и профессиональному
обучению, облегчающих вступление в трудовую
жизнь или смену профессии. Финансовые
средства из фонда страхования по безработице
должны использоваться эффективно, например,
в целях финансирования мероприятий по
профессиональному обучению, реабилитации,
облегчающей возвращение к трудовой деятельности,
а также в качестве вспомогательных средств
для создания и изменения структуры рабочих
мест.
Наряду с этим целью современной
политики обеспечения занятости является
также решение проблем особых групп работающего
населения (пожилых людей, инвалидов, женщин,
молодежи, иностранцев).
Политика обеспечения необходимых
жилищных условий рассматривается в современных
западных странах как инструмент социальной
политики. Легко и быстро решаемые жилищные
проблемы усиливают территориальную подвижность
рабочей силы, что в условиях существенных
структурных сдвигов приобретает особую
значимость, ибо повышает эффективность
производства.
В традиционном варианте это
направление социальной политики проводится
путем выделения из бюджета средств для
оказания помощи работникам, арендующим
жилье. Однако есть и альтернативные варианты:
государство в состоянии поощрять самостоятельное
жилищное строительство. При этом используются
различные возможности. Например, территориальные
органы власти сами создают относительно
дешевые комплексы жилья и сдают их в наем
семьям с низкими доходами. Еще один путь
социальной поддержки в этой области предполагает
использование жилья, построенного частными
строительными кооперативами. Роль государства
в этом случае сводится к тому, что оно
бесплатно предоставляет строительным
организациям землю, осуществляет их льготное
кредитование или применяет к ним более
мягкое налогообложение. В рамках данного
варианта государство обычно контролирует
величину оплаты жилья, устанавливая предельную
сумму доходов владельцев за сдаваемое
в наем жилье.
В отдельных случаях приходится
поступать еще более решительно: изымать
из частной собственности землю и использовать
ее для государственного жилищного строительства
[4].
Таким образом, социальное страхование
- система предоставления финансовой помощи
за счет взносов (обязательных или добровольных)
при соблюдении зависимости объемов социальной
услуги от размеров сделанных взносов.
Притом эта система может быть как государственной,
так и частной.
3. Особенности социальной
политики РФ
3.1 Правовое регулирование
социальной политики РФ
Основополагающими законодательными
актами, на которые опирается социальная
политика России, являются:
Конституция Российской Федерации,
Семейный кодекс Российской
Федерации,
Гражданский кодекс Российской
Федерации,
ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195,
ФЗ «О государственной социальной
помощи» 1999 г. № 178,
ФЗ «О социальной защите инвалидов»
1995 г. № 181 и др.
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает,
что Правительство России обеспечивает
проведение в стране единой государственной
политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Стратегия социальной политики
— это генеральное решение системы социальных
проблем страны на данном конкретно-историческом
этапе её развития.
При разработке и реализации
социальной политики с необходимостью
встаёт вопрос о социальных приоритетах,
то есть социальных задачах, которые признаются
обществом на данном этапе его развития
наиболее настоятельными и срочными, требующими
первоочередного решения. В качестве главных
приоритетов социальной политики можно
выделить:
обеспечение человеку от рождения
до старости нормальных условий жизни
и развития;
создание условий для функционирования
семьи как первичной ячейки общества,
особое внимание оказывать матерям;
обеспечение экономической
безопасности, надежная защита конституционных
прав и свобод граждан;
обеспечение эффективной защищенности
населения: повышение качества социальной
защиты населения, охрана здоровья, культуры,
обеспечения жильем, улучшение демографической
ситуации [10].
К субъектам социальной политики
относятся органы законодательной и исполнительной
власти различных уровней, работодатели
в государственном и негосударственном
секторах экономики, а также профсоюзные
и иные общественные организации, которые
влияют на разработку государственной
социальной политики.
Для эффективного осуществления
своих регулирующих функций государство
располагает такими мощными рычагами
воздействия, как законодательство страны,
национальный бюджет, система налогов
и пошлин.
3.2 Особенности социальной
политики РФ
Главной задачей социальной
политики РФ являются достижение благосостояния
человека и общества, обеспечение равных
и справедливых возможностей для развития
личности. Эта задача социальной политики
Российского государства должна решаться
в тесном единстве с его экономической
политикой.
Главная задача социального
развития российского общества определяет
основные направления социальной политики,
реализация которых на практике приведет
к созданию важнейших элементов социального
государства в РФ. В их число входят: охрана
труда и здоровья людей; установление
гарантированного МРОТ; обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социального обслуживания;
установление государственных пенсий,
пособий и иных гарантий социальной защиты.
1. Охрана труда и здоровья
людей. Труд - основа жизни любого
общества, решающая сфера применения
человеческих сил и способностей.
Однако в демократическом обществе труд
не может быть принудительным. Гражданин
сам распоряжается своими способностями
к труду самостоятельно или на основе
договора.
Труд граждан, как правило, организуется
на базе таких ячеек экономической системы,
как предприятие, учреждение, организация.
Работники предприятий, учреждений, организаций
объединены совместным трудом, общностью
интересов, связанных с условиями их труда,
быта, и т.д.
Деятельность граждан, связанную
с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащую законодательству
РФ и приносящую им заработок, принято
называть занятостью.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору,
в том числе выполняющие работу за вознаграждение
на условиях полного либо неполного рабочего
времени, а также имеющие иную оплачиваемую
работу (службу), включая сезонные, временные
работы, за исключением общественных работ;
зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей;
занятые в подсобных промыслах
и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам
гражданско-правового характера;
избранные, назначенные или
утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу,
альтернативную гражданскую службу, а
также службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы;
проходящие очный курс обучения
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях;
временно отсутствующие на
рабочем месте в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства,
вызванной забастовкой, призывом на военные
сборы, привлечением к мероприятиям, связанным
с подготовкой к военной службе (альтернативной
гражданской службе), исполнением других
государственных обязанностей или иными
уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками)
организаций, за исключением учредителей
(участников) общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов, объединений юридических
лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют
имущественных прав в отношении этих организаций
[8].
Российская Федерация стремится
к созданию условий для полной занятости
населения: обеспечение равных возможностей
всем гражданам, проживающим на территории
Федерации, независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии, в реализации права на свободный
труд и свободный выбор занятий; поддержка
трудовой и предпринимательской инициативы
граждан, осуществляемой в рамках законности,
содействие развитию их способностей
к производительному и творческому труду;
социальная защита в области занятости,
проведение специальных мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы; сочетание
самостоятельности республик в составе
РФ, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов в обеспечении занятости населения
с согласованностью действий при проведении
централизованных мероприятий в этой
области; координация деятельности в области
занятости с деятельностью по другим направлениям
экономической и социальной политики,
включая социальное обеспечение, регулирование
роста и распределения доходов, предупреждение
инфляции; поощрение работодателей, создающих
новые рабочие места, прежде всего, для
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы; координация деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, их
организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей
в разработке, реализации мер, касающихся
занятости населения, и контроле за их
выполнением, обеспечение занятости в
местах проживания малочисленных народов
и народностей РФ с учетом национальных
особенностей их хозяйственной и культурной
деятельности, а также исторически сложившихся
видов занятости; международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан РФ за рубежом и
иностранных граждан на территории РФ.
Государство осуществляет программы
подготовки, профессионального обучения
и переквалификации работников. Программы
для работников, зарегистрированных в
службе занятости населения в качестве
ищущих работу, могут осуществляться по
направлению службы занятости в случаях,
если: невозможно подобрать подходящую
работу из-за отсутствия у гражданина
необходимой профессиональной квалификации;
нужно изменить профессию (квалификацию)
в связи с отсутствием работы, отвечающей
имеющимся у гражданина профессиональным
навыкам; гражданином утрачена способность
к выполнению работы по прежней профессии
(специальности); гражданин желает получить
другую профессию (специальность).