Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 09:06, контрольная работа
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.
Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов (которая подразделяется на государственные бюджетные фонды и фонды специального назначения) и финансов хозяйствующих субъектов (которая подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций).
Введение 2
1.Социально-экономическая сущность внебюджетных
фондов и их характеристика 3
2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран 6
3. Характеристика государственных внебюджетных фондов 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.
3. Характеристика
Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение.
По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.
С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы в федеральном бюджете. Таким образом, государственными внебюджетными фондами РФ являются:
- пенсионный фонд РФ;
- фонд социального страхования РФ;
- фонд обязательного
- государственный фонд занятости населения.
Данные фонды имеют территориальные отделения. Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:
- фонды развития территорий;
- фонды природоохранных мероприятий;
- фонды социальной поддержки населения;
- валютные фонды и др.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса РФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом финансовой системы. С принятием Бюджетного Кодекса РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российский Федерации.
Фонд социального страхования - специализированное финансово- кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основные задачи - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплату путевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - находится в государственной собственности и его средства являются целевыми. Его задачи - обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Государственный фонд занятости населения - предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Его средства имеют строго целевой характер. Средства формируются за счет страховых взносов работодателей, ассигнований из бюджетов низшего уровня, доходов от коммерческого использования временно свободных средств. Средства направляются: на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, организацию и частичное финансирование общественных работ, выплату пособий по безработице, мероприятия на по сохранению и созданию рабочих мест для нуждающихся граждан.
Пенсионный фонд - представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.
На сегодняшний день в пенсионной системе важную роль стали играть добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это некоммерческая финансовая организация, работающая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста.
Деятельность НПФ регулируется федеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах".
Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию Министерством труда и социального развития РФ. Контрольные функции возложены на специально созданную Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ.
Негосударственное пенсионное обеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий, предполагающее регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд в течение определенного периода времени и их прирост, за счет дохода, получаемого по результатам размещения пенсионных резервов. Государственную пенсию нельзя оставить в наследство, потому как она фактически является пожизненной с момента выхода на пенсию. В случае с НПФ дело обстоит иначе. Вкладывая деньги в НПФ и человек имеет возможность завещать накопленное.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.
Заключение.
Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
- пенсионный фонд РФ;
- фонд социального страхования РФ;
- фонд обязательного
- государственный фонд занятости населения.
Данные фонды являются внебюджетными социальными фондами. Наряду с ними функционируют внебюджетные экономические фонды – это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.
Специальные фонды создаются двумя путями:
- выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формированием спецфонда
по особому решению
Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие:
- расходы, обусловленные назначением фондов;
- расходы на учредительскую деятельность;
- инвестиции.
Бюджет государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.
Список использованной литературы
1. Архипов, А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / А.И.
Архипов, В.К. Сенчагов, Г.Н. Чубаков и др. – М.: Изд-во: «Велби Проспект»,
2008. – 720с.
2. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное
пособие / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 544 с.
3. Костина, Р.В Финансы и кредит / Р.В. Костина, Т.Н. Гупалова, Н.Ф.
Зарук, С.В. Пиварчук. – М.: Изд-во: «КолосС», 2008. – 472с.
4. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 302 с.
5. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.
6. Международные финансы / Под. ред. И. Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
7. Литовских А. М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 135 с.
5. Финансовый менеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 284 с.
Информация о работе Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика