Стадии развития финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Одной из ключевых проблем общественного развития является вопрос об определении места и роли финансов в социально-экономическом развитии общества.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Этапы развития финансов и их характеристика ……………………..4
1. Основные этапы развития финансов………………………………………4
2. Основные закономерности развития финансов в России………………...7
2.1.Становление финансовой системы социалистического Государства…………………………………………………………………… 8

2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы контрольная 1.docx

— 33.05 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение................................................................................................................
Этапы развития финансов и их характеристика            ……………………..4

1. Основные этапы развития финансов………………………………………4

2. Основные закономерности  развития финансов в России………………...7

      2.1.Становление финансовой системы социалистического Государства……………………………………………………………………  8

  
      2.2. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике………………………………………………………………………..12

 
Заключение……………………………………………………………………….16

 
Список используемой литературы……………………………………………...17  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Введение      

 Осуществление радикальных  преобразований на современном  этапе экономического развития  Российской Федерации возможно  только при активном и умелом  использовании финансов как инструмента  воздействия на социально-экономические  процессы развития общества, что  обусловливает необходимость теоретического  осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все  стороны процесса общественного  воспроизводства.      

 Огромную роль в  структуре рыночных отношений  и в механизме их регулирования  со стороны государства играют  финансы. Они - неотъемлемая часть  рыночных отношений и одновременно  важный инструмент реализации  государственной политики. Вот почему  сегодня как никогда важно  хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях  их функционирования, видеть способы  наиболее полного их использования  в интересах эффективного развития  общественного производства.      

 Проблемы финансового  оздоровления волнуют сегодня  буквально всех. Ведь то, что происходит  в настоящее время в финансовой  сфере деятельности теснейшим  образом связано с личным благополучием  каждого.    Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.     

 Одной из ключевых  проблем общественного развития  является вопрос об определении  места и роли финансов в  социально-экономическом развитии  общества. 

 

 

 

 Этапы развития финансов и их характеристика.

1. Основные этапы  развития финансов.      

 Преобразования финансовой  системы в России началось  раньше всех экономических структур, так как финансовая система  плановой экономики не позволяла  даже приступить к решению  задач перехода к рынку.

Коренная перестройка  государственной бюджетной системы  началась в 1991 году. До этого момента  государственный бюджет РСФСР, как  и других союзных республик, включался  в государственный бюджет СССР, в  котором отражались все бюджеты  на территории страны, включая сельские и поселковые      

 В настоящее время  бюджетная система РФ состоит  из трех уровней:      

1. Федеральный бюджет  РФ

      2. Бюджеты субъектов федерации      

3. Местные бюджеты            

 Основными принципами  построения современной бюджетной  системы в РФ являются:       

 Единство бюджетной  системы РФ обеспечивается за  счет единой правовой базы, денежной  системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов федерации  и местных бюджетов.      

 Самостоятельность бюджетов  предполагает наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня. Эти источники  определяются в соответствии  с законодательством РФ. Органы  власти самостоятельно принимают  решения о направлениях использования  полученных средств.      

 Внебюджетные фонды  РФ в настоящее время, образуются  в соответствии с Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РСФСР”  от 10 октября 1991 г.       

 Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает  направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.      

 В зависимости от  правового статуса различают  внебюджетные фонды, находящиеся  в собственности федеральной  власти – федеральные фонды,  и фонды, создаваемые по решению  органов власти субъектов федерации  и местных органов самоуправления  – региональные фонды, а также  внебюджетные фонды создаваемые  группами предприятий – отраслевые  и межотраслевые фонды.      

 В настоящее время  средства большинства федеральных  и региональных внебюджетных  фондов включены в соответствующие  бюджеты.

Денежно-кредитная система  Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась  радикальной перестройке. Фундаментом  новой денежно-кредитной системы  стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.     

 Перестройка банковской  сферы началась в 1987 году. Первый  этап включал создание двух  уровней банковской системы. Госбанк  был преобразован в Центральный  Банк Советского Союза. Он стал  ответственным за проведение  денежно-кредитной политики, обеспечение  стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).      

 В конце 1988 г. и  в начале 1989 г. прошел второй  этап. Он характеризовался быстрым  ростом разветвленной сети отраслевых  и региональных коммерческих  банков. Которые создавались как  акционерные компании или кооперативы.  Коммерческие банки также организовывались  общественными организациями, научно-исследовательскими  институтами, группами государственных  предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной  сфере и развитие конкуренции.      

 В конце 1991 г. в  связи с распадом СССР Центральный  Банк Российской Федерации взял  на себя все полномочия Госбанка  СССР. В январе 1992 г. был упразднен  союзный Сбербанк, а его российское  отделение преобразовано в Сбербанк  России.      

 Бывшие специализированные  банки стали крупнейшими коммерческими  банками России. Появился ряд  совместных банков с участием  иностранного капитала. Они специализируются  на международных операциях и  различного вида финансовых услуг.  Всего в РФ в настоящее время  действует около 1.300 коммерческих  банков. 90 -е. годы в России характеризуются  также быстрым ростом небанковских  финансовых посредников: пенсионных  фондов, кредитных союзов, ссудо-сберегательных  ассоциаций и т.п. Особое место  среди небанковских финансовых  структур занимают инвестиционные  фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации.       

 С 1993 г. в РФ начинает  формироваться рынок ценных бумаг  негосударственных эмитентов- частных  и приватизируемых предприятий,  инвестиционных и финансовых  компаний, коммерческих банков Постепенно  ценные бумаги превращаются в  важнейший инструмент аккумулирования  денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.       

 Получило новое направление  система государственного кредита.  Он стал важным и открытым  источником покрытия бюджетного  дефицита. Государство стало использовать  его рыночные формы – различные  формы краткосрочных и среднесрочных  государственных займов при отказе  от прямого кредитования расходов  со стороны Центрального Банка.  

 С начала девяностых  годов претерпели радикальные  изменения в своем кругообороте  и финансовые ресурсы предприятий.  Признание свободы предпринимательской  деятельности, введение разнообразных  форм хозяйствования, приватизация  государственной собственности  привели к необходимости создания  принципиально нового финансового  механизма на предприятии. Развитие  акционерной формы собственности  на предприятиях стало основой  для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в  РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К  существовавшему ранее единому  органу управления – Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный  таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных  органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский  финансовый контроль.

2. Основные закономерности  развития финансов в России.      

 Состояние государственных  финансов определяется, прежде  всего,  степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету  России  на  протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом  Россия  вошла и в XX век. Политические и социально-экономические    реформы  сопровождались изменениями в  организации  финансовых  отношений.  Но,  с  другой  стороны, реформирование  финансовой  системы  обеспечивало   претворение    в   жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в  мировой экономике.      

 Доходы и расходы  государственного  бюджета  взаимосвязаны.  Действующая налоговая  система,  как  правило,   определяет   основную   часть   доходов государственного   бюджета. Засуха, войны  негативно  влияют  на  динамику  доходов   от   народногохозяйства, сокращают  товарооборот,  а  значит,  и  сокращаются  поступления налогов  в  бюджет.  Возможности  налогового  бремени   ограничены   уровнем платёжеспособности населения, а переход  этих  границ  чреват  появлением  и обострением социальной напряжённости.       

 Более лёгким путём  сбалансирования бюджета является  покрытие бюджетного дефицита  либо дополнительной эмиссией, либо  ростом  государственного  долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.      

 Свертывание денежных  отношений  –  переход  все  большей  части  товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной  способности  и авторитета национальной денежной единицы. Расстройство   денежной   системы   становится   основной   из   причинрасстройства  финансов,  и  непременным   условием   оздоровления   финансов является оздоровление денежного обращения.      

 История развития России XIX – XX вв. –  яркая  иллюстрация  чередования войн,    обострения    противоречий    между    нарождающимся     российским предпринимательством  и  помещиками   землевладельцами,   преобразований   в государственном   управлении   и   периодического   расстройства   денежного обращения, роста бюджетного дефицита  и  реформ  в  области  государственных финансов, денежного обращения и банков.

2.1. Становление  финансовой системы социалистического  государства.      

 Основы финансов в  период становления «этапа развитого  социализма» определялись изменениями  финансовых отношений. В ходе  экономической реформы 1965 г. Исторической  особенностью этого периода было  принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей  Программы КПСС.      

 В Программе КПСС  подчеркивалось, что в коммунистическом  строительстве необходимо использовать  товарно-денежные отношения в  соответствии с новым содержанием,  присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения  таких инструментов развития  экономики, как хозяйственный  расчет, деньги, цена, кредит, финансы,  а также важная роль государственного  бюджета в распределении общественного  продукта и национального дохода.        

 Несколько изменились  содержание и форма финансового  плана предприятия. В баланс  доходов и расходов был введен  новый третий раздел «взаимоотношения  с кредитной системой», в котором  отражались отношения по долгосрочным  ссудам и уплата процентов  за кредит, а бывший третий  раздел «взаимоотношения с бюджетом»  стал четвертым разделом плана.       

 Совершенствование системы  мобилизации денежных накоплений  государственных предприятий в  бюджет осуществлялось путем  введения трех новых видов платежей из прибыли в бюджет, более активно воздействующих на производство.      

Информация о работе Стадии развития финансов