Становление и развитие страхового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:44, доклад

Краткое описание

В современной России система рыночных отношений в сфере страхования существует более десяти лет. Начало становлению отечественного страхового рынка положило принятие Закона СССР "О кооперации в СССР" от 26.05.88 г. Окончательное же преодоление страховой монополии стало результатом принятия Закона "О мерах по демонополизации народного хозяйства" от 16.08.90 г.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад «Становление и развитие страхового рынка в РФ».docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 

Государственное образовательное  учреждение

Нижегородский государственный  инженерно-экономический институт

(ГОУ ВПО НГИЭИ)

 

 

 

Факультет: экономический

Кафедра: бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

ДОКЛАД

По дисциплине: «Финансы»

На тему: «Становление и развитие страхового рынка в РФ»

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

3  курса, группы 09-БО

Насека  И.С.

Проверил преподаватель:

 Акифьева Л.В

 

 

 

г. Княгинино

2011

Становление и  развитие страхового рынка в РФ

В современной России система  рыночных отношений в сфере страхования  существует более десяти лет. Начало становлению отечественного страхового рынка положило принятие Закона СССР "О кооперации в СССР" от 26.05.88 г. Окончательное же преодоление  страховой монополии стало результатом  принятия Закона "О мерах по демонополизации  народного хозяйства" от 16.08.90 г.

Страховой рынок России в  своем становлении в условиях перехода к новым экономическим  отношениям прошел несколько этапов. Условно их можно обозначить следующим  образом:

Первый этап - с 1991 по 1996 г. - характеризуется как период формирования страхового рынка, в котором были заложены законодательные основы его  функционирования (приняты законы "О  страховании", "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации"), наблюдался массовый характер создания негосударственных страховых  организаций, сформировалась система  надзора за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации.

Второй этап - примерно с  конца 1996 г. по август 1998 г. Для него характерны тенденции, связанные с  принятием второй части ГК РФ, совершенствованием законодательства в области страховой  деятельности. Вместе с тем существовали и определенные проблемы, связанные  с отсутствием государственной  поддержки развития страхового предпринимательства, с низкой страховой культурой  потенциальных страхователей (прежде всего населения). Наконец, этот период совпал с финансовым кризисом 1998 г., который оказал воздействие на дальнейшее развитие страхового рынка.

С одной стороны, поскольку  большая часть страховых резервов была размещена в ГКО, платежеспособность и финансовая устойчивость страховых  организаций были более чем проблематичны. С другой стороны, кризис оказал и позитивное влияние, что нашло отражение в возрастании роли страховых организаций как на уровне конкретных субъектов рыночной экономики, так и на общегосударственном уровне.

Третий этап - посткризисный (современный) условно можно обозначить как период с конца 1998 г. по настоящее  время. И если для начала этого  периода была характерна тенденция  устойчивого сокращения числа и  прибыли страховых организаций, то уже в 1999-2000 гг. эта тенденция  была успешно преодолена.

Представляет интерес  анализ основных количественных и качественных тенденций, сложившихся на страховом  рынке за последние годы (табл. 3.1).    

Динамика развития страхового рынка Российской Федерации за 1994-2001 гг.

Таблица 3.1 

Показатели

Годы

1994

1996

1998

2000

2001

Число страховых организаций, ед.

2175

2043

1493

1166

1197

Уставный капитал, млн руб. (до 1998 г. - млрд руб.)

494,9

2427

7434,8

16041,6

37124,0

Страховые взносы, млн руб. (до 1998 г. -млрд руб.)

7955,5

29056,8

43651,9

170074,1

297737,2

Страховые выплаты, млн руб. (до 1998 г. -млрд руб.)

5136,1

23385,4

33596,6

138566,0

201342,5

Коэффициент выплат

64,6

80,5

77,0

81,5

67,6

Балансовая прибыль, млн руб. (до 1998 г.-млрд руб.)

642,9

1890,9

1097,6

2352,1

3325,8

Балансовый убыток, млн руб. (до 1998 г. -млрд руб.)

62,0

170,1

432,0

262,7

412,3

Среднедушевые страховые  взносы, руб.

54

197

297

1168

2056

Среднедушевые страховые  выплаты, руб.

35

158

229

952

1390

Доля страховых взносов  в общем объеме ВВП, %

1,3

1,4

1,6

2,3

3,3


 

В целом об уровне развития страхового рынка можно судить по величине доли страховых услуг в  валовом внутреннем продукте. В экономически развитых странах этот показатель составляет 4-8%, в то время как в России (см. таблицу) по состоянию на 01.01.02 г. он составил 3,3%.

Как видно из табл. 3.1, общий  объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 297,7 млрд руб. По сравнению с 1997 г. он вырос в 1,6 раза, а по сравнению с кризисным 1998 г. - почти в 6,7 раза. В 2001 г. населению и организациям было выплачено страховщиками 201,3 млрд руб., что более чем в 1,5 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г., и более чем в 5 раз - по сравнению с 1998 г.

Говоря о структуре  страховых взносов по видам страхования, следует отметить, что происходит неуклонное повышение доли добровольного  страхования - с 63,6% в 1998 г. до 81,5% в 2000 г. и до 85,8% в 2001 г. Доля обязательного  страхования снизилась соответственно с 36,4 до 18,5% и до 14,2%.

Тенденция соответствует  рыночным отношениям. Но вместе с тем  структура обязательного страхования, сложившаяся в нашей стране, не включает некоторые его виды, объективно присущие рыночной экономике. Это, прежде всего страхование различного рода ответственности собственников имущества и производителей товаров (услуг).

Принципиально важным шагом  в направлении преодоления такого рода недостатков является принятие Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств" от 25.04.02 г. N 40-ФЗ, который вступил в  силу с 1 июля 2003 г.

Иная ситуация при рассмотрении отраслевой структуры поступлений: резкое возрастание ежегодного абсолютного  прироста по личному страхованию, колебание  прироста по имущественному страхованию (спад в 2000 и 2001 гг.) и снижение прироста по страхованию ответственности.

Одна из характеристик  страхового рынка - изменение числа  зарегистрированных и числа действующих  страховых организаций.

Сокращение количества страховщиков в 1998-2000 гг. (см. табл. 3.1) объяснялось  главным образом отзывом большого числа лицензий: за 1998 г. - 496, 1999 г. - 364 и за 2000 г. - 411*1. Конечно, ежегодно регистрировались и вновь созданные компании, но их было гораздо меньше, чем покинувших рынок.

Тем не менее, как видно  из табл. 3.1, в России в последние  годы происходит динамичное развитие страхового бизнеса. Об этом свидетельствует  увеличение количества страховых организаций  по состоянию на 01.01.02 г., появление  новых видов страхования. Активно  развивается также рынок посреднических и дополнительных услуг в области  страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов).

Вместе с тем следует  признать, что за годы рыночных преобразований так и не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий  современным потребностям общества рынок страховых услуг.

Сдерживающими факторами  при этом оказались:

- существующий уровень  платежеспособности и спроса  граждан и юридических лиц  на страховые услуги и отсутствие  у них доверия к страховым  организациям;

- отсутствие надежных  инструментов долгосрочного размещения  страховых резервов (инвестиционных  инструментов);

- ограничение конкуренции  в некоторых секторах рынка  страховых услуг и на территориях,  в частности путем создания  аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

- отсутствие системы мер  по совершенствованию законодательства  о налогах и сборах в сфере  рынка страховых услуг;

- низкий уровень капитализации  страховых организаций, а также  неразвитость национального перестраховочного  рынка;

- отсутствие эффективных  сфер приложения временно свободных  средств страховых компаний;

- информационная закрытость  рынка страховых услуг, создающая  проблемы для потенциальных страхователей  при выборе устойчивых страховых  организаций;

- несовершенство правового  и организационного обеспечения  государственного страхового надзора  и др.

Надо отметить и такую  проблему, как неравномерное развитие региональных страховых рынков. Страховые  компании-лидеры сосредоточены в  ведущих финансово-промышленных центрах: Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге, Самаре и др. К примеру, на долю московских компаний в 1999 г. приходилось 63,4%, а в 2001 г. - 68% всех страховых взносов.

Масштабы и содержание страховых операций, осуществляемых в России, несопоставимы с масштабами и содержанием страховых операций, осуществляемых в зарубежных странах. К примеру, по общей сумме поступлений  страховых взносов Россия занимает лишь 26-е место (9470 млн долл. в 2001 г.). Для сравнения: в 2001 г. общая сумма поступлений в США составила 904 021 млн долл. (1-е место), в Германии - 123 682 млн долл. (4-е место), в Китае - 25 485 млн долл. (13-е место).

Принимая во внимание перечисленные  проблемы, можно определить и основные направления развития отечественного страхового рынка.

Прежде всего, как отмечается в Концепции развития страхования  в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.09.02 г. N 1361-р, необходимо совершенствование  и развитие законодательства, регулирующего  страхование в части создания правовых основ деятельности обществ  взаимного страхования, налогообложения  страховых организаций, определения  приоритетных видов обязательного  страхования, совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации.

Следующим направлением совершенствования  и развития страхования является развитие обязательного и добровольного  видов страхования. Предполагается усиление контроля за проведением обязательного  страхования, в том числе обязательного  государственного страхования; введение ряда новых видов обязательного  страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и т.п.

Развитие страхования  невозможно без повышения капиталоемкости  страхового рынка. В современных  условиях, по данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, всего 313 страховщиков имеют уставный капитал в 10 млн руб. и выше (по состоянию на 01.01.02 г. из 1350 действовавших на этот период страховых компаний), 868 компаний - от 600 тыс. до 10 млн руб., 138 компаний - от 100 тыс. до 600 тыс. руб. и 31 компания - менее 100 тыс. руб.

В этой связи в Концепции  определена величина базового уставного  капитала в размере, эквивалентном 1 млн долл., формируемого в денежной форме к 01.07.07 г., что позволит повысить финансовые возможности страховых компаний в направлении страхования крупных рисков.

Важным направлением развития страхования является совершенствование  налогообложения и регулирования  страховой деятельности. Так, предполагается включить в перечень социальных налоговых  вычетов затраты граждан при  страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных  с жизнью и здоровьем, владением, распоряжением жилыми помещениями  и домашним имуществом).

Целесообразно также расширить  перечень расходов организаций по различным  видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые  к вычету при исчислении налога на прибыль.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо создать равные условия для осуществления  деятельности всеми страховыми организациями  на территории Российской Федерации.

Далее предполагается повышение  качества функционирования национальной страховой системы при конкуренции  со страховщиками, капитал которых  сформирован с участием иностранных  инвесторов. При этом необходимо найти оптимальное соотношение интеграции российской страховой системы с мировой системой и механизмов, препятствующих оттоку национальных капиталов.

Наконец, необходимо совершенствование  государственного надзора за страховой  деятельностью в направлении  повышения надежности системы страхования  посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых  услуг, установления правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости, финансового  оздоровления страховых компаний, установления требований к профессиональному  уровню участников страхования и  т.д.

Информация о работе Становление и развитие страхового рынка в РФ