Становление и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Процесс перехода от командно-административной системы к так называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Самая рыночная экономика должна может и должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая работа РЦБ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

       Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые  выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

      1. Наличные и безналичные;
      2. Документарные и бездокументарные;
      3. Гарантированные и доходные;
      4. Рыночные и нерыночные;
      5. Именные и на предъявителя.

       Государственные ценные бумаги могут выполнять такие  функции как: налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. 8

       Они бывают:

    • Государственные долгосрочные обязательства;
    • Государственные краткосрочные бескупонные  обязательства;
    • Облигации государственного сберегательного займа;
    • Государственные казначейские векселя;
    • Облигации внутреннего валютного займа и т.д.

       Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны – в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

       Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нем было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

       Облигации Банка России – инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

       Муниципальные ценные бумаги выпускаются органами местного самоуправления для покрытия дефицита местных бюджетов и целевого финансирования территориальных программ. 

       2.2. Состояние рынка государственных  ценных бумаг России в наше  время. 

      Современный российский фондовый рынок можно  охарактеризовать по следующим параметрам:9

      1. Участники рынка:

    • 2400 коммерческих банков,
    • Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),
    • Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),
    • 60 фондовых бирж,
    • 660 институциональных фондов
    • более 550 негосударственных пенсионных фондов
    • более 3000 страховых компаний
    • саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.

      2. Объемы рынка

      Одним из наиболее объемных является рынок  государственных долговых обязательств, включающий:10

    • долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);
    • государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
    • долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.(с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);
    • внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);
    • казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).

         3. Рынок частных ценных бумаг:

  • эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);
  • эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);
  • эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);
  • эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);
  • облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).

      Качественные  характеристики.

      Российский  фондовый рынок характеризуется  следующим:

  • небольшими объемами и неликвидностью;
  • "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
  • неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
  • раздробленной системой государственного регулирования;
  • ценных бумаг;
  • отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
  • инвестиционным кризисом;
  • отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
  • агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
  • высокой долей спекулятивного оборота;
  • расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

 

       2.3 Проблемы рынка ценных бумаг. 

      В данном разрезе можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения.11

      1. Преодоление негативно влияющих  внешних факторов, сдерживающих  развитие рынка ценных бумаг  в России, в частности высокая  социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает  влияние даже при своем невысоком  уровне.

      2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых  компаний, не имевших ранее реальных активов.

      3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику ( в настоящее время наиболее сильна ориентация на фондовый рынок США).

      4. Улучшение качественных характеристик  рынка: наращивание объемов и  переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

      5. Повышение роли государства на  рынке ценных бумаг (речь идет  не об опережающем развитии  рынка государственных ценных  бумаг, это могло бы означать  переключение все большей части  денежных ресурсов на обслуживание  непроизводительных расходов государства; наоборот, эта тенденция должна быть преодолена), для чего необходимо:

      1) создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и его текущего  регулирования.

      2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

      3) формирование сильной Комиссии  по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

      4) ускоренное создание жесткой  регулятивной инфраструктуры рынка  и ее правовой базы для ограничения  рисков инвесторов.

      5) создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

      6. Проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь.

      7. Опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка.

      8. Широкая реализация принципа  открытости информации:

      а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

      б) создание независимых рейтинговых  агентств и введение признанной рейтинговой  оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,

      в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,

      9. Реализация принципа представительства  и консолидации регионов посредством:

      а) создания консультативного органа, объединяющего  представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;

      б) передачи части прав по регулированию  рынка регионам;

      в) введения представителей публики в  состав директоратов регулятивных органов  государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или представителей бирж в состав директоратов государственных органов);

      г) государственной поддержки саморегулирующихся организаций обеспечивающая их опережающее  развитие, и передача им части функций  государства по регламентации рынка  ценных бумаг и надзору за ним;

      10. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг).

      11. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка. 

      2.4.  Перспективы развития рынка ценных  бумаг России.

  

 Основными тенденциями  развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем этапе являются:12

  • концентрация и централизация капиталов;
  • интернационализация и глобализация рынка;
  • повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
  • компьютеризация рынка ценных бумаг;
  • нововведения на рынке;
  • секьютеризация;
  • взаимопроникновение с другими рынками капиталов.

         Тенденция к концентрации и  централизации капиталов имеет  два аспекта по отношению к  рынку ценных бумаг. Речь идет  о процессах, которые свойственны  данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны , на рынок вовлекаются все новые участники , для которых данная деятельность становится основной, профессиональной , а с другой – идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.

            В то же время рынок ценных  бумаг сам по себе притягивает  все большие капиталы общества.

             Интернационализация рынка ценных  бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всеземной характер. Национальные рынки – это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.        

Информация о работе Становление и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России