Структура и функции Министерства финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата функции, структура Министерства финансов. Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач:
- рассмотрение функций и задач Министерства финансов России;
- рассмотрение структуры Министерства финансов России.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………………3
1. Функции и задачи Министерства финансов Российской Федерации…..……..5
2. Структура Министерства финансов Российской Федерации……..................10
Заключение….. …………………………………………………..…….………...…21
Список использованной литературы ………………………………………..……22
Приложение …………………….………...…………………………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

СТРУКТУРА МИНФИНА 1.docx

— 51.47 Кб (Скачать файл)

Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные  и правовые акты [1. С. 80].

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной  налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и  иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает  основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а  также другие наиболее важные вопросы  деятельности Министерства. Решения  коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий  между Министром и членами  коллегии окончательное решение  принимает Министр, докладывая о  возникших разногласиях Правительству  РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.

Минфин в установленном  порядке утверждает журналы и  другие печатные издания.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных  органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном  бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим  наименованием. Местонахождение Министерства РФ – г. Москва.

Структурными подразделениями  Министерства финансов Российской Федерации  являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы [2. C.].

Минфину России разрешено  иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности. В состав Центрального аппарата Министерства финансов РФ входят следующие департаменты и отделы.

  1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: Отдел бюджетного законодательства; Отдел бюджетного планирования; Отдел межгосударственных финансов Отдел организации исполнения федерального бюджета; Свободный отдел анализа и прогнозирования доходов; Отдел анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; Отдел анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; отдел резервных фондов; отдел бюджетной политики в сфере государственной службы; отдел финансового обеспечения судебной системы; Отдел оплаты труда государственных служащих и анализа и административных расходов; Отдел методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; Отдел методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов.
  2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; Отдел бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; Отдел бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; Отдел бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; Отдел бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства; Отдел бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов;  Отдел бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.
  3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает следующие отделы: Сводный отдел; Отдел бюджетной политики в сфере образования; Отдел бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; Отдел бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения; Отдел бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения; Отдел обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов; Отдел бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.
  4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа включает отделы: Отдел сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности; Отдел нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; Отдел бюджетной политики в сфере национальной обороны; Отдел бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности; Отдел бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций; Отдел бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.
  5. Департамент межбюджетных отношений включает отделы: Сводный отдел; Отдел организации бюджетного процесса в субъектах РФ; Отдел мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ; Отдел муниципальных образований; Отдел реформы жилищно-коммунального хозяйства; Отдел методологии межбюджетных отношений.
  6. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов включает отделы: Отдел международного сотрудничества; Отдел взаимоотношений с международными банками; Отдел внешнего долга; Отдел внешних активов; Отдел государственных внутренних активов; Отдел внутреннего долга; отдел методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; Отдел учета, анализа и отчетности; Отдел по управлению средствами Стабилизационного фонда.
  7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: Отдел координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; Отдел применения общих правил законодательства о налогах и сборах; Отдел налогообложения прибыли (дохода) организаций; Отдел налогообложения доходов граждан и единого социального налога; Отдел имущественных и прочих налогов; Отдел налогов и доходов от использования природных ресурсов; отдел косвенных налогов; Отдел международного налогообложения; Отдел таможенных платежей; отдел нормативного регулирования определения таможенной стоимости.
  8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности включает отделы: Отделы регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; Отдел методологии бухгалтерского учета и отчетности; Отдел нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; Отдел регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.
  9. Департамент финансовой политики включает следующие отделы: Отдел пенсионной реформы; Отдел финансовых рынков и имущественных отношений; Отдел регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; Отдел регулирования страховой деятельности; Отдел организации комплексных выплат; Отдел банковской деятельности; Отдел денежно-кредитной политики.
  10. Правовой департамент включает отделы: Отдел правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений; Отдел правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов; Отдел правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; Отдел судебной защиты.

Территориальные финансовые органы Министерства финансов РФ, являясь функциональными подразделениями территориальных администраций, входят в систему Министерства финансов РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство порядка формирования доходов, финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств всех звеньев бюджетной системы Минфина России.

Территориальные финансовые органы обеспечивают: разработку и  реализацию единой финансовой политики территориальной администрации, составление  и исполнение территориального бюджета, исполнительно-распорядительные функции  в сфере управления финансами  территории. В соответствии с этими  основными они осуществляют также  следующие функции:

  1. в области формирования единой финансовой политики

- совершенствуют систему  управления финансами области,  района, города, поселения;

- совершенствуют систему  аккумуляции финансовых ресурсов;

- определяют порядок формирования  и использования целевых бюджетных  фондов;

- формируют территориальную  бюджетную политику;

- определяют порядок мобилизации  доходов и финансирования расходов;

- концентрируют финансовые  ресурсы на приоритетных направлениях  социально-экономической деятельности  развития территории;

- готовят предложения  по финансовому обеспечению территориальных  программ и заказов;

2) в области решения  задач финансового воздействия  на оптимизацию развития экономики  и социальной сферы территории

- осуществляют разработку  финансового, налогового и кредитного механизмов финансово-экономических мер по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики территории;

- участвуют в прогнозировании финансовой базы социально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

3) в области управления  бюджетным процессом

- формируют проекты бюджетов, обеспечивают их исполнение, корректируют  бюджетные назначения с учетом  динамики цен и поступлений  доходов в бюджет, осуществляют  контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из бюджета комплексам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- совершенствуют структуру  бюджетных расходов с учетом  проводимых преобразований в  экономике и необходимых выборочной  поддержке отдельных отраслей  народного хозяйства, развития  социально-культурной сферы;

4)  в области обеспечения доходов бюджета

- готовят предложения по совершенствованию территориального налогового законодательства;

5) в области обеспечения  эффективного взаимодействия звеньев  единой финансовой системы

- осуществляют методическое  руководство деятельностью органов  администрации в области финансово-бюджетного  планирования, финансирования производственной  и социально-культурной сфер;

- готовят предложения  об укреплении территориальных финансов; координации деятельности финансовых органов и органов территориальной администрации;

6) в области развития  и регулирования финансового  рынка

- участвуют в разработке  политики формирования, функционирования  и развития рынка ценных бумаг;

- участвуют в регулировании  рынка ценных бумаг, анализе  финансовых аспектов развития  фондового рынка и разработке  предложений по его совершенствованию.

Территориальные финансовые органы определяют источники формирования территориальных целевых бюджетных  фондов, а также осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных организаций и учреждений, оказывают методическую помощь предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, по приведению их систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями законодательства.

Для выполнения своих задач  и функций территориальные органы финансов обладают необходимыми полномочиями. Они имеют право:

  1. получать от территориальных органов исполнительной власти, налоговых органов, предприятий и учреждений, финансируемых из территориального бюджета, сведения и материалы, необходимые для составления проекта бюджета, отчета о его выполнении;
  2. получать от распорядителей кредитов по внебюджетным средствам материалы с расходовании этим средств, планы и отчеты;
  3. получать от организаций и учреждений, в том числе банковских, сведения и материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным целевым расходованием средств, выделяемых из бюджета.

Руководство Минфина России:

- Заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Кудрин Алексей Леонидович

- Заместитель министра - Нестеренко Татьяна Геннадьевна

- Статс-секретарь - Заместитель Министра -

- Шаталов Сергей Дмитриевич

- Заместитель Министра - Сторчак Сергей Анатольевич

- Заместитель Министра - Силуанов Антон Германович

- Заместитель Министра - Новак Александр Валентинович

- Заместитель министра  - Сергиенко Оксана Александровна

- Заместитель министра - Саватюгин Алексей Львович

Структурные подразделения представлены в Приложении 1.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  Минфина РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в своей структуре  и специальные подразделения, предназначенные  именно для проведения финансового  контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент  страхового надзора. В его ведении  находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и другие органы. Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.

В задачи этого Департамента входят контроль за: а) исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; б) организацией денежного обращения; в) использованием кредитных ресурсов; г) состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением налоговых  льгот и преимуществ.

Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с  привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.

В случае установления нарушений  использования федеральных средств, израсходованных незаконно или  не по целевому назначению средства, а  также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.

Территориальные контрольно-ревизионные  органы осуществляют последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ. Они: 1) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и внебюджетных госфондов; 2) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов; 3) в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; 4) контролирует своевременное установление нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

Территориальные контрольно-ревизионные  органы Минфина России имеют право: а) проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы; б) получать от должностных  лиц  ревизуемых организаций объяснения; в) получат от органов государственной  власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые  для осуществления своих функций; г) направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств; д) ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.

Территориальные органы министерств  и ведомств Российской Федерации  входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов  федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию  краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов  Федерации.

Рассмотрим Министерство финансов Республики Татарстан. Структура  Министерства финансов РТ представлена в Приложении 2 [5].

Министр финансов Республики Татарстан Гайзатуллин Радик Рауфович.

Задачами Министерства финансов РТ являются: а) обеспечение реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РТ; б) обеспечение реализации единой политики в сфере развития финансовых рынков в РТ; в) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РТ; г) составление проекта бюджета РТ и обеспечение исполнения в установленном порядке бюджета РТ; д) составление отчета об исполнении бюджета РТ и консолидированного бюджета РТ; е) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке.

Функциями министерства финансов РТ являются: 1) подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы и межбюджетных отношений РТ; 2) участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РТ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы; 3) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; 4) участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РТ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике; 5) проводит мониторинг платежей крупных налогоплательщиков; 6) участвует в подготовке республиканских целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств бюджета РТ; 7) разрабатывает меры, направленные на обеспечение реализации инвестиционной политики в РТ, участвует в разработке и финансировании республиканских инвестиционных программ; 8) участвует в установленном порядке в разработке проектов законов РТ и иных нормативных правовых актов РТ и др.

Информация о работе Структура и функции Министерства финансов