Структура финансово-кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:22, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Понятие финансовой системы 5
Структура финансовой системы РФ 7
Современное состояние финансовой системы РФ 13
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

структура финансово-кредитной системы РФ.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА  И СТРОИТЕЛЬСТВА

 

 

Факультет: Экономики и производственного менеджмента

Кафедра: Экономики и строительства

Дисциплина: Финансы и кредит

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Структура финансово-кредитной системы РФ»

 

 

 

 

 

 

Студентки: Катановой А.А.

 

Шифр: ЭУС-11-236

 

Группа № 3

 

Преподаватель: Большова Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

Содержание

Введение                                                                                             3

Понятие финансовой системы                                                       5

Структура финансовой системы РФ                                              7

Современное состояние финансовой системы РФ                 13

Заключение                                                                                        19

Список литературы                                                                          21

 

Введение

Данная  работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы  в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи  с этим необходимо осознавать всю  важность этой системы, разбираться, каким  образом действует ее механизм и  как функционирует финансовая система  Российской Федерации.

Тема  курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции.

Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической  системы; отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

 Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Даже наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно  поэтому, сегодня как никогда  важно иметь представление о  финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить  за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния  финансовой системы РФ, ее структуры  и рассмотрение направлений развития.

 

Понятие финансовой системы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и  территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение  научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности. Такие  потребности у хозяйствующих  субъектов и государства обусловливают  возникновение разнообразных видов  финансовых отношений. Финансовые отношения  складываются между государством, с  одной стороны, юридическими и физическими  лицами, с другой; между двумя  юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.[1]

При всём своём  разнообразии финансовые отношения  имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в  отдельные группы. Сгруппированные  по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.

Финансовая  система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства  мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и  взаимодействие всех элементов в  процессе функционирования. [2]

Роль  финансовой системы сводится к правовому  регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы  можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный  бюджет);

- финансовое регулирование (система  налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система  в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между  государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и  населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность  финансовой системы заключается  в установлении такого количественного  и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое  бы отвечало целям финансовой системы.

Часть экономистов  считает, что финансовой системе  присущи две функции: распределительная  и контрольная. Другие считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.[3]

 

Структура финансовой системы РФ

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку. [4]

Так, в  частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные  фонды (регулированию которых  посвящена непосредственно глава  17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации  являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

Структура финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные:

 

 













 

 

Рисунок 1. Основные звенья финансовой системы РФ.[5]

 

 


 

 

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Российская  Федерация является федеративным государством и имеет трехуровневую бюджетную  систему, соответствующую административно-территориальному делению государства, которая включает в себя:

  • федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов РФ
  • местные бюджеты

Федеральный бюджет разрабатывается Минфином России, рассматривается и утверждается в трех чтениях Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ и публикуется в печати как Федеральный закон «О федеральном бюджете на … год». До 2007 г. Утверждался только бюджет на финансовый год, который совпадал с календарным. Начиная с 2007г.  Стал рассматриватся и приниматся трехлетний бюджет государства, в котором закладываются основные показатели на среднесрочную перспективу, приоритетные направления развития и планируемые бюджетные ассигнования по бюджетной классификации расходов.

Доходы  федерального бюджета состоят из трех групп:

  • доходы налоговые и неналоговые
  • безвозмездные перечисления
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государства

Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты делятся на два уровня:

  • бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
  • бюджеты городских и сельских поселений

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В России действуют три обязательных внебюджетных фонда:

  • Пенсионный фонд (создан в целях государственного управления финансами системы пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.)
  • Фонд социального страхования (создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств в этой сфере.)
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (предназначен для аккумулирования денежных средств на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов его проведения.)

Государственный кредит – это экономические отношения государства с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и управления, а также иными субъектами международного права, при которых государство может выступать в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Децентрализованные  финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется большая часть ресурсов страны. [6]

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие  законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы. [7]

Информация о работе Структура финансово-кредитной системы РФ