Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 104.03 Кб (Скачать файл)

В тех случаях, когда выборочной проверкой установлены факты  серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить  сплошным методом, а в случае необходимости - за период, охваченный предыдущими  ревизиями.

По объему ревизуемой деятельности бывают: комплексные и тематические. Комплексные - охватывают комплекс взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, то есть проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них участвуют ревизоры нескольких органов, специалисты разных профилей - технологи, бухгалтеры, финансисты и др.

Разновидностью комплексных  ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем  финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае, возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов повышения производительности труда и экономии финансовых ресурсов.

Тематические - сводятся к  обследованию какой-либо одной сферы  финансовой деятельности, то есть проверяются  отдельные участки работы предприятия  или организации (например, правильность исчисления налогов, правильность расходования фонда заработной платы, финансирования капитального ремонта и т. п.).

Ревизоры наделены широким  кругом прав, а именно:

- проверять на ревизуемом  предприятии первичные документы,  записи в регистрах бухгалтерского  учета, статистическую и бухгалтерскую  отчетность, планы, сметы, фактическое  наличие денег, ценных бумаг,  товарно-материальных ценностей  и основных фондов;

- проводить частичные  или сплошные инвентаризации;

- опечатывать склады, кассы,  кладовые;

- проверять в их финансовых  учреждениями кредитных организациях  достоверность документов, связанных  с операциями ревизуемого предприятия;                         ревизия финансовый контроль

- привлекать специалистов  и экспертов для проведения  ревизии;

- получать от должностных  и материально ответственных  лиц письменные разъяснения по  возникающим в ходе ревизии  вопросам.

Наряду с этим ревизор  может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована или совершены  документальные подлоги и подделки (то есть подлоги и подделки материалов). Первичные документы и учетные  регистры могут быть изъяты у предприятий  только на основании постановления  органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие ревизором документов по решениям этих органов оформляется  протоколом, копия которого вручается  под расписку должностному лицу ревизуемого  предприятия.

По окончании ревизии  членами комиссии составляется акт  ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается  лицами, производившими ревизию, проверку, руководителем и главным бухгалтером  объединения, предприятия, организации, учреждения, на котором проводилась проверка. При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.

Акт ревизии отражает результаты проведения ревизии и может являться основанием для ведения следственной деятельности.

На основе акта ревизии  принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к  возмещению причиненного материального  ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль над выполнением  решений, принятых по результатам ревизии.

Должностные лица, по вине которых  допущены нарушения и о которых  говорится в акте ревизии, могут  быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

В случае необходимости в  ходе ревизии составляется промежуточный  акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения  уголовного дела. Руководитель проверяемой  организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений  до окончания проведения ревизии, о  чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Акты ревизий, проведенных  в порядке ведомственного контроля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов  Федерации и местным финансовым органам по их требованию.

 

 

 

1.3. Правовые основы финансового контроля в РФ.

Деятельность органов финансового  контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля. В своей  деятельности Счетная палата РФ руководствуется  Конституцией РФ, Федеральным законом  от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний  государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка  организации контроля в финансово-бюджетной  сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  и постановлением Правительства  РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также  осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные  службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об  утверждении положения о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и  надзору в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности  и эффективности использования  средств федерального бюджета, средств  государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной  службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой  деятельности (страхового дела): за соблюдением  объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе  путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых  резервов, состава и структуры  активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с  получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой  предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего осуществление  страхового надзора.

Согласно постановлению Правительства  РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении  положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» основными  функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с  денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса  РФ Федеральное казначейство (федеральная  служба) осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные распорядители и  распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль получателей  бюджетных средств за их целевым  использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Органы исполнительной власти субъектов  РФ для осуществления контроля создают  свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы» контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию  обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных  финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями  федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Информация о работе Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля