Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 104.03 Кб (Скачать файл)

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые  возглавляет Федеральная налоговая  служба.

Министерство РФ по налогам и  сборам, являясь правопреемником  Государственной налоговой службы РФ, преобразовано в Федеральную  налоговую службу.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся  в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая  наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях — налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система  федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется  по следующим направлениям: определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия  необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, а также  обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская  деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также  в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые  действуют в профессиональных аудиторских  объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими  свою деятельность без образования  юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая  сопоставимость деятельности аудиторских  фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской  проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган государственной  власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при  проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация  внутреннего контроля обязательна  для коммерческих банков. Внутрихозяйственный  контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными  службами (внутреннего аудита, внутреннего  контроля) или работниками, в чьи  должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных  случаях законодательство предусматривает  обязательное избрание ревизионной  комиссии (ревизора), например для акционерных  обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как  самостоятельно, так и на основании  договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана  организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень  надежности, соответствующий характеру  и масштабам проводимых операций.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере  социального страхования и пенсионного  обеспечения.

Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено  расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование  дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное  использование и общественный контроль.

Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного  страхования» предусмотрено, что одним  из основных принципов осуществления  обязательного социального страхования  является обеспечение надзора и  общественного контроля.

В системе обязательного пенсионного  страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов  отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных  правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, значение, виды, формы и методы финансового контроля