Сущность, значение и функции финансо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Финансовые отношения охватывают две сферы:

Содержание

1. Сущность, значение и функции финансов 3
2. Государственный бюджет: понятие, сущность, функции 7
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

u6273_gos_fin.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Показатели проекта федерального закона № 312571-6 «Об исполнении федерального бюджета за 2012  год» и приложений к нему, поступивших в Счетную палату из Государственной Думы, соответствуют показателям отчета об исполнении федерального бюджета за 2012 год и проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год», представленных Правительством Российской Федерации в Счетную палату.

Исполнение  Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»  происходило в условиях замедляющегося экономического роста на фоне сохранения на относительно высоком уровне мировых  цен на  ряд основных товаров  российского экспорта (энергоресурсы),  низкого уровня безработицы, повышения потребительских цен в середине года, а также продолжения оттока капитала из страны и высокой волатильности  курсовой динамики рубля по отношению к доллару США при нестабильном состоянии мировой экономики.  

Показатели федерального бюджета на 2012 год первоначально утверждены Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в том числе:  общий объем  доходов  –  в сумме 8 069,6 млрд. рублей (15 % ВВП); общий объем расходов – 9 681,0 млрд. рублей (18 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 1 611,4 млрд. рублей (3 % ВВП).

В основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, утвержденные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ,  дважды  в 2012 году вносились изменения.

Изменения основных макроэкономических показателей (ВВП и уровень инфляции) и основных характеристик федерального бюджета на 2012 год, внесенные в 2009 – 2012 годах в соответствии с федеральными законами, и их исполнение  представлены в таблице 1.

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855,5 млрд. рублей, что на 59,1 млрд. рублей, или на 0,5 %, меньше показателя (12 914,6 млрд. рублей), установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями),  расходы  –  12 895,0 млрд. рублей, что на 62,3 млрд. рублей, или на 0,5 %, меньше законодательно установленного показателя (12 957,3 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей при утвержденном бюджете с дефицитом 42,7 млрд. рублей.

На рис. 1 изображена динамика доходов федерального бюджета, а также плановый уровень доходов на 2013-2015 гг. В 2009 году наблюдается резкий спад доходов (на 1938,1 млрд. руб. или -20,9%). Спад доходов вероятно обусловлен макроэкономическим кризисом 2008-2009 гг. Можно заметить, что с 2010 года экономика начала восстанавливаться и уровень доходов консолидированного бюджета растет, в 2012 году этот показатель составил 12 835,7 млрд. руб. (против 12 677 млрд. руб. плановых). Таким образом наблюдается рост доходов бюджета РФ, динамика оценивается как положительная.

 

Рис. 1 Динамика доходов федерального бюджета

 

 

 

 

Таблица 1

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год (млрд. рублей)

 

В структуре доходов бюджета РФ (рис. 2) основная доля (порядка 50% в 2012 г.) приходится на налоговые доходы, еще 38,6%  занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес прочих доходов в общей структуре незначителен.

 

Рис. 2 Структура доходов федерального бюджета в 2012 году

 

На рис. 3 изображена динамика расходов федерального бюджета, а также плановый уровень расходов  на 2013-2015 гг. Динамика расходов бюджета имеет четкую тенденцию  к росту – что возможно обусловлено социальной направленностью государственной политики последних лет.

 

Рис. 3 Динамика расходов федерального бюджета

Рис. 4 Структура расходов  федерального бюджета в 2012 году

 

В структуре расходов бюджета РФ (рис. 4) треть всех расходов (30% в 2012 г.) приходится на социальную политику, 15% приходится на расходы на национальную экономику, по 14% - на расходы на национальную безопасность и оборону, прочие расходы занимают порядка 20% в структуре всех расходов государственного бюджета.

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Федеральный бюджет на 2014 год установлен Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В соответствии с этим законом, утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 73 315,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 13 570 539 450,0 тыс. рублей, в том  числе прогнозируемый объем дополнительных  нефтегазовых доходов федерального  бюджета в сумме 615 641 127,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме 13 960 133 315,8 тыс. рублей;

3) нормативную величину  Резервного фонда в сумме 5 132 050 000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 245 522 353,8 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2015 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро;

6) дефицит федерального  бюджета в сумме 389 593 865,8 тыс. рублей.

 

Также утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год и на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 79 660,0 млрд. рублей и 86 837,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года) и 4,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2015 год в сумме 14 564 940 902,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый  объем дополнительных нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 384 911 781,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 15 905 708 733,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый  объем дополнительных нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 381 865 740,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета на 2015 год  в сумме 15 361 540 902,0 тыс. рублей, в том  числе условно утвержденные расходы  в сумме 384 038 522,6 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 16 392 212 993,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные  расходы в сумме 819 610 649,7 тыс. рублей;

3) нормативную величину  Резервного фонда на 2015 год в  сумме 5 576 200 000,0 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 6 078 590 000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2016 года в сумме 8 466 494 605,2 тыс. рублей и на 1 января 2017 года в сумме 9 335 492 368,6 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2016 года в сумме 78,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2017 года в сумме 88,5 млрд. долларов США, или 68,1 млрд. евро;

6) дефицит федерального  бюджета на 2015 год в сумме 796 600 000,0 тыс. рублей и на 2016 год в  сумме 486 504 260,0 тыс. рублей.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М.  Александров. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2011. — 486 с. 
  2. Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
  3. Государственные и муниципальные финансы / Под общ. ред Мацкуляка И.Д. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2010. — 640 с. 
  4. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций / А.П. Градов. - СПб.: Специальная литература, 2009. - 316 с.
  5. Грязнова, А.Г. Финансы. Учебник. Гриф МО РФ / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. 2-е изд., перераб. и доп. – Изд-во: «Финансы и статистика, 2010. – 496 с.
  6. Дадашев, А.З. Финансовая система России / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник: Учебн. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2008. 254 с.
  7. Карасева, М.В. Финансовое право России: Учебное пособие / М.В. Карасева. 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт, 2009. – 369 с.
  8. Купцов, М.М. Финансы: учебное пособие / М.М. Купцов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 188 с.
  9. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.И. Кушлин. - изд.2-е, перераб. и доп. - М.: РАГС, 2012. - 834 с.
  10. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. Гриф УМО / О.В. Малиновская. – 2010, 432 с.
  11. Мальцев, В.А. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А. Мальцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  12. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы / И.М. Мысляева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012. — 360 с. 
  13. Ниязметов, А.К. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / А.К. Ниязметов // Финансы и кредит, № 11 (348) - 2009. - с. 36-39.
  14. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т.В. Сорокина. -  Мн.: БГЭУ, 2011. - 289с.
  15. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: Проспект, 2010. – 528 с.

 


Информация о работе Сущность, значение и функции финансо