Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать стратегию управления государственным долгом
Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:
1. Определить понятие и сущность государственного долга.
2. Рассмотреть методы управления госдолгом.
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России.
4. Изучить литературу по данной теме.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик Microsoft Office Word (3).docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

В объем внутреннего государственного долга включаются:

-  номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

-  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

-  объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.[3]

В соответствии со статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации  определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.[9]

Долговые обязательства  России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации( в Кодексе  указаные книги обозначены единым понятием- Государственная долговая книга  Российской Федерации). Государственную  долговую книгу Российской Федерации  ведет Минфин России. Приказом Минфина  России от 23 августа 2006 года №107н утвержден  порядок ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации  в министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с  целью определения процедуры  ведения Государственнной долговой книги Российской Федерации, обеспечения  контроляза полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также  по порядку ведения и хранения Долговой книги.[22]

Правительство Российской Федерации  в праве определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации,и  осуществлять их эмиссию  в объеме, не подводящем к превышению верхнего предела государственного внутренного  долга Российской Федерации. [19]

Основные показатели внутреннего  долга за перид 2009-2013гг приведены  в таблице 2.

Таблица 2. Динамика и структура  внутреннего долга Российской Федерации  за 2009-2013 годы.

 

На 01.01.2010г. отчет

На 01.01.2011г.Закон №308-ФЗ (с  изм)

На 01.01.2012г. проект

На 01.01.2013г. проект

На 01.01.2014г. проект

Млрд.руб./ структура%

Млрд.руб./ структура%

Млрд.руб./ структура%

Млрд.руб./ структура%

Млрд.руб./ структура%

Государственный внутрений  долг всего,

в том числе:

2094,7 

100,0

3726,7 

100,0

5148,4 

100,0

6976,4 

100,0

8826,3

100,0

Государственные ценные бумаги Р.Ф.

1837,1

87,7

2933,0

78,7

4076,7

79,2

5621,1

80,6

7147,5

81,0

Государственные гарантии

251,4

12,0

787,1

21,1

1062,8

20,7

1355,3

19,4

1678,8

19,0

Прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0


 

Из таблицы видно, что  в период 2009-2013 гг государственный  внутренний долг увеличивается.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5148,4 млрд.рублей, что на 38,1% выше,чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,4 раза по сравнению  с 2010 годом.

Наиболее значимый вклад  в увеличение государственного внутреннего  долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации( ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем  объеме государственного внутреннего  долга Российской федерации будет  повышаться с 78,7% на начало 2011 года до 81% на начало 2014 года. Объем внутреннего  долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 407,7 млрд.рублей,или  больше на 39%,чем в 2010 году.

За 2011-2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7147,5 млрд.рублей, или 81% объема внутреннего долга.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы помимо эмиссии  ОФЗ и ГСО предпологается осуществить  выпуск еврооблигаций в рублях,первое размещение их возможно 2010 году. Предпологается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать  укреплению позиции рубля,как одной  из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предпологает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет  способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011-2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации. Законопректом( пункт3 статьи 15) установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012года- 1064,8 млрд.рублей, на 1 января 2013 года- 1355,3млрд.рублей, на 1 января 2014 года- 1678,8млрд.рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19% объема государственного внутреннего долга  Российской Федерации,  или 

2,7% ВВП. 

Вывод: внутренний долг- это  обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего  долга с 3726,7 млрд.рублей в 2010 году до 8826,3 млрд.рублей ( 14,2% ВВП) в 2013 году.

 

2.3. Управление государственным долгом

Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как  бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение  проблемы, например, внешнего долга, с  увеличением торгового баланса  страны, а также увеличением ВВП  и государственного бюджета.

Технические же методы –  краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий  заимствования, уменьшения общей суммы  долга, изменения временной структуры  платежей.

Основные финансово-технические  методы управления государственным  долгом: консолидацию, конверсию, обмен  облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование  займов. [14]

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях  снижения расходов по управлению государственным  долгом государство чаще всего снижает  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено и  повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное  с их сроками.

Унификация государственных  займов обычно проводится вместе с  консолидацией. Унификация займов –  это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее  выпущенных займов обмениваются на облигации  нового займа. В исключительных случаях  правительство может провести обмен  облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее  выпущенных облигаций к одной  новой облигации.

Отсрочка погашения займа  или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых  займов не имеет финансовой эффективности  для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения  займов, но и прекращается выплата  доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью  отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг  государства может проводиться  по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода  к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства  предыдущих властей.

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием  государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже  выпущенным.

Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой  рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой  происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.

В настоящее время при  разработке вариантов оптимизации  внешнего долга России внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы – выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности.

Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования  государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга  России и предельных объемов государственных  заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных  годовых внешних заимствований  Российской Федерации не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов  по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны.

Основным методом управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед  международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолжности  кредиторам Парижского и Лондонского  клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Информация о работе Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий