Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают: “этот термин возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством.”. Другие авторы утверждают, что: “это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».”
Введение…………………………………………………………………………..3
Финансовые отношения коммерческих предприятий…………………..5
Функции финансов………………………………………………………...7
Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий………………………………………………………………...9
Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий………...12
Затраты предприятий на производство продукции и выручка от её реализации………………………………………………………………...15
Собственный капитал предприятия……………………………………..17
Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях рынка………………………………………......19
Организация финансовой работы предприятия………………………...21
Роль финансов в кругообороте средств…………………………………23
Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств…………………………………………………………………….28
Прибыль и рентабельность предприятия……………………………….32
Распределение и использование прибыли……………………………....34
Заключение……………………………………
- стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
Прибыль — основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствует о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
а). Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
- отношение чистой прибыли к выручке от реализации;
- продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
б). Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
в). Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
г). Рентабельности внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
д). Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
е). Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
ж). Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
12. Распределение и использование прибыли .
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. В этих условиях важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем:
- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства);
- максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства;
- использование прибыли на материальное стимулирование работающих;
- направление прибыли на социально-культурные нужды.
Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом к рынку предприятие по идеи получает финансовую независимость: оно само должно определять, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Законом Российской Федерации “О предприятиях и предпринимательской деятельности” установлено, что каждый субъект хозяйствования имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.
Налог — обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, — остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
За основу исчисления этого налога с 1 января 1992 года берется валовая прибыль. Для получения облагаемой налогом прибыли валовая прибыль корректируется. Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам.
Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление на новой технической основе производственного потенциала предприятий, повышение уровня социальной защищенности работающих и т. п.
Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единой ставке, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовой нормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъект хозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятием от специфических видов деятельности, по которым налог взимается отдельно от общего финансового результата.
После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.
В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование осуществляется полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, становится именно прибыль.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.
С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, который обеспечивает финансовую устойчивость предприятия. Размер резервного фонда устанавливается, как правило, на уровне не менее 15% уставного фонда. Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, как показывает практика, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
В условиях перехода к рыночной экономике создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
Важное место в системе распределения прибыли занимают сегодня те направления ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т. д.
В условиях перехода к рынку с его свободными ценами важную роль играет система социальной защиты работающих. В связи с этим подразумевается, что часть прибыли должна направляться на удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей: на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым, улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия, усиление питания детей в детских дошкольных учреждениях и другие цели. Часть прибыли отчисляется на благотворительность, организацию выставок, т.д.
Заключение.
На формирование финансовой политики предприятия в настоящее время ощутимое влияние оказывают особенности организации управления финансами в условиях переходного периода к рыночной экономике.
Финансовая политика любого предприятия является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития, общий объем финансовых ресурсов, их эффективное использование. Разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Финансовые показатели предприятия (например затраты, прибыль, ликвидность и др.) окончательно утверждаются в роли основного критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Конечная эффективность финансовой политики в сегодняшних условиях определяется расширением реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику.
Как уже было сказано ранее, финансы коммерческих организаций и предприятий являются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении.
В целом можно говорить о таких результатах действия финансов, как аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансам отдельных предприятий. Для финансов предприятий можно, конечно же, выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.
Список литературы.
1. Финансы: учебник для студентов экономических вузов – 2-е издание, переработанное и дополненное / под редакцией В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 640 с.