Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:21, контрольная работа
Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
1. Введение …………………………………………………………………………...3
2. Финансы современного общества………………………………………………...5
3 . Функции финансов. Субъекты финансовой системы …………………………...7
4. Финансовые связи и отношения…………………………………………………. 18
5. Использование финансов для регулирования экономики …………………… .21
6. Заключение …………………………………………………………………………25
7. Литература…………………………………………………………………………. 26
В условиях относительной
Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.
Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.
Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.
В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.
Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.
Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.
Использование финансов для регулирования экономики.
Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит
прежде всего посредством саморегулиро
Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.
Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.
Одновременно с
Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству следует помнить, что вмешательство в экономику имеет объективно обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования веет рыночного механизма.
В регулировании экономики
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использования механизма налогообложения, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
В регулировании
Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.
В государственном механизме
В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новый населенных пунктов и т.д.
Широкое использование финансов для
регулирования стоимостной
К примеру, для обеспечения
Низкая эффективность