Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Целью данной курсовой работы является: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....4
Глава 1. Финансы как экономическая категория
1.1 Сущность финансов ……………………………………………………6
1.2 Функции финансов……………………………………………………..9
1.3 Методы управления финансами………………………………………13
Выводы к первой главе……………………………………………………..16
Глава 2. Особенности финансовой системы
2.1 Финансовая система……………………………………………………18
2.2 Звенья финансовой системы…………………………………………...20
Выводы ко второй главе…………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика 2013.docx

— 59.19 Кб (Скачать файл)

 

 

                               ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, под определением финансы понимают объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и  перераспределительных денежных отношений  между отдельными экономическим  субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими  денежных фондов с целью обеспечения  условий эффективного осуществления  процесса расширенного воспроизводства.

Суть  финансов проявляется в функциях, которые они выполняют. К функциям финансов относятся: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная функции.

Целью управления финансами – является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Глава 2. Финансовая система

                       2.1. Особенности финансовой системы

В зарубежной литературе понятие «финансовая  система» определяется как совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. При всем прагматизме этого определения  оно несколько односторонне, так  как отражает только институциональную  основу рыночной стороны финансовой системы, в нем не учтены действия финансовых институтов государства, их роль в общественном секторе экономики, направленная на формирование, распределение  и использование фондов денежных средств.(11 с.24)

В финансовой системе Российской Федерации  в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими  условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава  финансовой системы (появились новые  институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего  строения, взаимодействия между собой.(1 с.55)

В отечественной финансовой науке  под финансовой системой понимают совокупность:

• финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

• государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

• бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;

• внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

• имущественное и личное страхование;

• государственный и банковский кредит;

• финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства).

Названные институты финансовой системы  существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и  муниципальных образований. Все  они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному  влияют на социально-экономические  процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

 Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. В 90-е годы XX в. стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.(7 с.45)

 Каждый из институтов финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.(8 с.16)

                   2.2. Звенья финансовой системы

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.(2)

 Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.(14 с.87)

 В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает  гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета  подтверждается уровнем его правового  регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума), подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Совет Федерации) (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция РФ также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

Внебюджетные целевые государственные  и муниципальные фонды – новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. XX в. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.(8 с.18)

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным  дефицитом), распыленностью государственных  финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования  их в рамках фондов часть этих фондов включали в бюджетную систему. Так, с 1995 года в федеральном бюджете  консолидируются дорожный и экологический  фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы и др. при сохранении их обособленности в форме целевых  бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а  также из добровольных перечислений. В современных условиях государство  повышает финансово-правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную  основу. Основы правового положения  целевых фондов денежных средств  установлены БК РФ, который рассматривает  их в качестве звена бюджетной  системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных  отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют  определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

 Внебюджетные фонды самостоятельно формируют бюджеты, имеют самостоятельные источники формирования бюджетов – взносы, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, являются финансово-кредитными организациями.

Имущественное и личное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).(6 с.295)

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется на виды:

а) личное страхование;

б) имущественное страхование;

в) страхование ответственности;

г) страхование предпринимательских  рисков;

д) перестрахование.

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно  выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования  имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено  наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями  государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице  и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере  страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических  лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно  при наступлении страхового случая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты  страховой суммы, наступают не всегда. Собранные таким образом денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных  потребностей или финансирование капитальных  вложений.(6 с.267)

Государственный и банковский кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.

Институт кредитования образуют отношения:

• возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения, размещения денежных средств;

• государственного кредита.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Государственный и муниципальный  кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов.

 Государство в законе о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Финансово-кредитный статус Российского  государства в основном состоит  из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных  кредитов и гарантий совершаются  в меньшем объеме. Тем не менее  БК РФ предусматривает правовое регулирование  бюджетных ссуд и кредитов, которые  начинают получать широкое распространение  в публичной финансовой деятельности.

Выполнение государством публичных  функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в  планируемые сроки поступают  в государственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций – крупных стихийных  бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система