Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

Понятие инфляции, ее типы, причины, формы ее проявления. Взаимосвязь и взаимодействие инфляции спроса и предложения. Особенности инфляционных процессов в России на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции

1.1 Сущность инфляции

1.2 Причины инфляции

1.3 Формы проявления инфляции

1.4 Виды инфляции

2. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие

3. Особенности инфляционных процессов в России на современном этапе

Практикум

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Особенности инфляционных процессов в России на современном этапе.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи  механизм производственно-финансовой деятельности прошедших лет, и 2007 года особенно, представляет собой как предмет для текущего аналитического исследования, так и базу для формирования стратегии и тактики дальнейшего экономического развития. Необходимо детально изучить имеющийся опыт и

максимально его  использовать в настоящем и будущем. Многие зарубежные, да и некоторые отечественные экономисты, предлагают заниматься не последствиями инфляции, а адаптацией к атмосфере роста цен, улучшением жизни в условиях инфляции. Такой подход представляется допустимым лишь при ползучей инфляции на уровне 2–3% в год.  Несмотря на действие федерального и региональных мораториев на ряд наиболее важных массовых продуктов питания цены на потребительские товары за шесть месяцев 2008 года

выросли на 109%, или  более 118.8% в годовом исчислении. 

Приведенные данные показывают стабильный рост индекса цен потребительских товаров и продовольствия в первой половине 2008 года. При этом имеет место четкая тенденция опережения динамики роста цен в 2008 г. по сравнению с 2007 годом. Наибольший разрыв в приростах инфляции пришелся на май месяц (в 2008 г. – 1.4%, 2007 г. – 0.6%). В результате общее отклонение индекса потребительских цен за год, по нашим расчетам, составит 3–4.5 процентных пункта, а общий уровень инфляции – 115–116%, в том числе по продовольственным товарам –119–120%.  

Однако официальные  прогнозы продолжают носить крайне консервативно-оптимистический  характер. На заседании совета министров 20 февраля было заявлено, что «в 2008 году мы ожидаем

снижения инфляции до 8.5%, потому что не будет такого прироста цен на продовольствие на мировых рынках, не будет такого рекордного притока капиталов». Хотя имевший место 3-процентный рост цен в

условиях действия моратория за первые полтора месяца 2008 г. свидетельствовал совершенно о  другой ситуации. Лишь в апреле 2008 г., когда игнорирование официальных статистических данных могло дать повод для сомнения в элементарной компетенции ответственных должностных лиц, Минэкономики России вынуждено было повысить ранее действовавший прогноз инфляции на 2008 год с 8–9.5% до 9–10%, а затем в начале мая и до 10.5%. 

Тем не менее  официальная антиинфляционная политика по-прежнему строится на двух фундаментальных  причинах роста инфляции в России: повышении зарубежных цен, особенно на продукты питания, и притоке иностранных  капиталов. Особая значимость, придаваемая данной мотивировке концепции инфляции, заставляет остановиться на ней подробнее. Прежде всего необходимо однозначно

определиться  с характером влияния международного ценового фактора. Действительно, в  мире в целом и в Европе в  частности цены в 2007 году росли, но лишь на 0.3–0.6% выше прогноза, а в России на 4% выше официального и на 10–15% выше неофициального прогноза. Общий рост цен на продовольствие в Европе за последние два года был втрое ниже, чем в России (9.9% против 30%). Приблизительно аналогичная ситуация характерна и для 2008 г. По данным Росстата, соотношение инфляции в России и зарубежных странах складывается следующим образом. 

Цены на потребительские  товары в России растут быстрее почти  в 4 раза, чем в Европе, и в 5 раз быстрее, чем в США. При этом цены на продукты питания в России поднимаются по сравнению с Европой в 3.6 раза быстрее. В США, несмотря на резкое падение курса доллара на мировом валютном рынке, цены за пять месяцев поднялись лишь на 1.6%. Все происходит вопреки теории монетаризма: где валюта укрепляется, там инфляция выше, и, наоборот, где валюта

слабеет, там  цены растут медленнее.  

Из сказанного следует, что как гигантский рост цен за рубежом на продукты, так  и его огромное влияние на инфляцию в России есть не что иное, как элементарный миф ценовой политики заинтересованных компаний и государственных структур. Данное заключение наглядно подтверждается последними сведениями о динамике мировых цен на зерно, муку и отечественных цен на хлебопродукты,

рис и другие продукты. 

Второй внешний  фактор – это приток иностранного капитала. В отличие от 2007 г. в  первые три месяца 2008 г. имел место  чистый отток капитала в объеме 22.8 млрд долл.,сменившийся в апреле притоком в 10 млрд долл. В целом Особенности  инфляции в России и прогноз ее последствий в 2008–2010 годах за четыре месяца общий результат составил отток в 12.8 млрд долл. Таким образом, оба фактора (мировые цены и приток капитала) должны были способствовать не росту, а снижению российской инфляции хотя бы до двойного европейского уровня (6–7% годовых). Однако

все происходит совершенно по-другому, по иным принципам  и правилам.  

Следовательно, российскую инфляцию 2007-го и первой половины 2008 года определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины. Основными из них являются следующие: 

1. Борьба с  теневой зарплатой. 

Как известно, значительную долю общей заработной платы, получаемой работниками, особенно на средних и  малых предприятиях, составляет теневая  оплата, или «зарплата в конвертах». На начало 2008 г., по оценкам специалистов,

она достигала  около трети от номинальной начисленной  заработной платы. Поэтому в подавляющем  большинстве субъектов Российской Федерации в течение 2007 года реализовывался курс на жесткое

повышение заработной платы до прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня. Повышение осуществлялось под руководством администраций, общественных организаций и предприятий. При этом попутно решалась проблема легализации теневой зарплаты. По решению ФНС России управлениями ФНС по

субъектам были созданы специальные комиссии по легализации теневой заработной платы и работе с убыточными организациями. Вызов на комиссии в налоговые  органы руководителей организаций,

выплачивающих «серые» заработные платы, – утверждает советник государственной гражданской службы РФ О. Королева, – уже отлаженный путь к выявлению налоговых нарушений и борьбе с ними. Эффект налоговой деятельности не замедлил сказаться. Из рассмотренных только на комиссиях 325 тыс. предприятий 200

тыс. повысили зарплату до среднего уровня. В результате проведенной работы при прогнозе роста фонда заработной платы в 2007 г. на уровне 120% фактический его рост только за первые 7 месяцев 2007 г., по данным Росстата, составил 128%, что в пересчете на год достигает почти 150%. Если принять во внимание, что в бюджетном секторе в первой половине 2007 г. прироста зарплаты не было, то логично отнести почти все увеличение на счет легализации теневой зарплаты. Иными словами, независимо от динамики производительности труда и других показателей эффективности производства на большинстве предприятий официальная зарплата была увеличена на 50–100%. Так, если в начале 2007 г. средняя

зарплата на столичных предприятиях розничной  торговли составляла 7 тыс. рублей, то к  октябрю 2007 г. она повысилась до 11 тыс. рублей, или на 57.1%. 

2. Борьба с  нулевыми и отрицательными балансами  индивидуальных

предпринимателей  и организаций малого и среднего бизнеса. 

В 2007 г., по данным Росстата, около 33 процентов организаций  были убыточными. Большая часть из них приходилась на сферу малого и среднего бизнеса. В этой связи указ президента РФ Д. Медведева о развитии малого бизнеса, подписанный 14 мая 2008 г., призван радикально изменить предпринимательскую конъюнктуру. Однако особое внимание государственных органов к малому и среднему бизнесу на практике пока выражается в усилении борьбы с

нулевыми и  отрицательными балансами организаций, а также значительными заработками  их руководителей. Деятельность осуществляется под лозунгом: неуплата предприятием налога на прибыль недопустима в экономических интересах страны. Претворение ее в жизнь путем административной принудительной

легализации доходов  вновь создает известные инфляционные проблемы с соответствующими негативными  социальными последствиями. По итогам 2007 г. в результате проработки в налоговых комиссиях более 150 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса вместо убыточных и нулевых балансов показали прибыльные

балансы, что  не могло не отразиться на росте  цен производимой продукции и  доходов бюджетов. 
 
 
 

3. Монополизация  рыночных отношений. 

В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как  независимый, объективный механизм. Данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок – всегда органическое единство объективного и субъективного. 

Любая цена в  конечном счете – это результат  субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой  договор выступает результатом  предварительных соглашений между

отдельными продавцами и отдельными покупателями. В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену: 

1) среди продавцов, 

2) между покупателями, 

3) между продавцами  и покупателями. 

Их результатом  служат повсеместные сговоры (или заговоры) продавцов с целью повышения  цен. Общеизвестны бензиновые

сговоры. Самыми частыми нарушителями антимонопольного законодательства являются «Роснефть», «ЛукОЙЛ», «Газпром нефть». На Дальнем Востоке, в Сибири, по сообщению ФАС, выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. 

Однако довести  факт ценового сговора до наложения  штрафных санкций так же трудно, как и решить известную проблему «откатов». Для предотвращения негативных последствий ценовых сговоров в странах создаются государственные антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего. 

4. Специфика  тарифной политики государства  в отношении продукции и услуг естественных монополий. 

Важнейшим принципом  и возможностью деятельности государства  в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен. 

Руководство России придерживается иной позиции. На 2008–2010 годы запланировано увеличение тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике. 

К сожалению, решение  об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий: 

– ежегодный  рост цен на все товары минимум  на 25–30%; 

– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций; 

– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую  технику, быстрый рост хищений товаров  и услуг топливноэнергетического  комплекса; 

– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в

государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС  и т.д.); 

– рост бюджетных  поступлений от инфляционных процессов. 

Удвоение тарифов  на газ и электроэнергию при сохранении затрат на

производство  автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз. Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными, поскольку в марте 2008 г. среднемесячная заработная плата превышала общегосударственную в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – в 2.4 раза, в производстве, передаче и распределении электроэнергии – в 1.5 раза, в транспортировке по трубопроводам – в 3.1 раза. При этом только за три месяца она выросла в добыче топливно-энергетических ресурсов на 13.1%, в транспортировке по трубам – на 74.3%. 

5. Особенности  денежной политики государства. 

Влияние денежной политики государства на инфляцию –  сложная и

многогранная  проблема, требующая специального рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. 

Информация о работе Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции