Сущность финансов – специфической экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет подробно изучена категория «финансы», её сущность, понятие, а также рассмотрены финансовые отношения. В аналитической части рассмотрим динамику такого финансового показателя, как ВВП, а также изучим проблемы современной России и методы их решения. В последней части работы отразим способы решения экономических проблем, то есть финансовый механизм и его виды.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность финансов и финансовых отношений
1.1. Понятие и сущность финансов. Эволюция теоретических взглядов на содержание категории «финансы». Функции финансов. Понятие «финансовых ресурсов»
1.2. Признаки и состав финансовых отношений, причины их возникновения и закономерности развития
Глава 2. Динамика ВВП1. Основные финансовые проблемы современной России
Глава 3. Финансовый механизм, его элементы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.00 Кб (Скачать файл)

1. между  предприятиями в процессе приобретения  товарно-материальных ценностей,  реализации продукции и оказания  услуг;

2. между  предприятиями и вышестоящими  организациями при создании фондов  денежных средств и их распределении,  у этих вышестоящих организаций;

3. внутри  предприятия при формировании  и кругообороте его фондов;

4. внутри  домашнего хозяйства при формировании  и использовании бюджета семьи;

5. между  государством и предприятиями  при уплате ими обязательных  платежей в бюджетную систему  и финансировании расходов;

6. между  государством и гражданами при  внесении ими налогов и добровольных  платежей;

7. между  предприятиями, гражданами и внебюджетными  фондами при внесении платежей  и получении средств;

8. между  отдельными звеньями бюджетной  системы.

 

Таблица 1. Принципиальные различия между деньгами и финансами

Деньги

Финансы

1. всеобщий эквивалент, с помощью  которого измеряются затраты  ассоциированных производителей

2. выполняет пять функций: мера  стоимости, средство накопления  и сбережения, средство платежа  и мировые деньги

3. возникают раньше финансов

4. более общая экономическая  категория

5. охватывает широкие экономические  отношения

1. экономический инструмент распределения  и перераспределения ВВП и  НД, орудие контроля за образованием и использование фондов денежных средств

2. совершенно иные функции

3. возникают позже денег

4. вторичная категория, производная  от денег

5. охватывает более узкие отношения,  связанные с формированием денежных  фондов


 

Совокупность  экономических отношений, возникающих  между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Совокупность  различных финансовых отношений, в  процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих  субъектов, домохозяйств и государства  образует финансовую систему.

 

Финансовая  система

Централизованные финансы

Децентрализованные финансы

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты 

Местные бюджеты

Внебюджетные фонды

Финансы домашних хозяйств

Финансы предприятий

Схема 1. Финансовая система

 

Децентрализованные  финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в  сфере материального производства, формируется преобладающая часть  финансовых ресурсов страны. Финансы  предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны.

В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета, при котором  расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального  развития трудовых коллективов становится прибыль.

Финансовые  отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию  имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Централизованные  финансы находятся в собственности  государства. В данную систему включены: федеральный, региональный, местный  бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый бюджет функционирует автономно, то есть нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

Сделаем вывод: состояние экономики страны определяет состояние финансов. В  условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы  характеризуются своей стабильностью  и устойчивостью; они стимулируют  дальнейшее развитие производства и  повышения качества жизни населения  страны.

 

Глава 2. Динамика ВВП. Основные финансовые проблемы современной России

 

Теперь  подробнее рассмотрим экономический показатель – ВВП, который представляет собой общую сумму рыночной стоимости конечных товаров и услуг, произведенных в серии экономическими субъектами (отечественными и иностранными) на территории данной страны. Существует несколько способов расчета данного экономического показателя: производственный, метод доходов и метод расходов. Производственный метод заключается в том, что ВВП определяется как сумма добавленной стоимости (зарплата, амортизация, %, прибыль) созданной в различных отраслях, а добавленная стоимость в данном производственном процессе определяется как разность между стоимостью выпущенных товаров и услуг, и стоимостью промежуточного продукта (сырья, материалов, топлива). ВВП как сумма расходов включает: личное потребление – это расходы домашних хозяйств на различные виды товаров и услуг; валовые инвестиции – расходы, связанные с совершенствованием производства; государственные закупки – приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного и непроизводственного потребления государством. ВВП как сумма доходов включает: ренту – доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов; процент – доход на реальный денежный капитал; прибыль – получается владельцами единоличных и партнерских предприятий.

При оценке ВВП главное значение имеет его динамика, и поэтому  возникает вопрос о сопоставимости значений ВВП за разные периоды, так  как цены на любые виды продукции  и услуг постоянно меняются. Поэтому  в практике измерения ВВП применяются  два показателя - номинальный и  реальный ВВП.

Номинальный ВВП определяется суммированием произведений объемов производства отдельных товаров и услуг на уровень их фактических цен в данном году. Для сопоставления ВВП за разные годы между собой необходимо зафиксировать цены какого-либо года, взятого за базисный, и измерить в этих ценах стоимостной объем производства в интересующем нас году - реальный ВВП. Сравнение полученных таким образом результатов за два выбранных года отразит изменение физического объема ВВП. Размер реального ВВП можно получить также делением номинального ВВП на индекс цен ВВП или дефлятор ВВП, который показывает изменение уровня цен всех товаров, входящих в состав ВВП.

Рассмотрим  динамику данного показателя на примере  нашего государства за определенный период.

 

Таблица 2. Динамика ВВП

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВВП:

               

Млрд.руб.

(1995г.–трлн.руб.)

1429

7306

8944

10831

13243

17048

21620

26781

На душу населения, руб. (1995г.– тыс.руб)

9628

49835

61267

74536

91607

118537

151069

187954


 

Из данной таблицы видно, что происходит увеличение валового внутреннего продукта. Изменение в его составе доходов и расходов отражает следующая таблица:

 

Таблица 3. Использование ВВП (в  текущих рыночных ценах; миллионов  рублей)

 

2002

2003

2004

2005

2006

Расходы на конечное потребление

7443199

9024756

11401444

14363532

17742560

В том числе:

         

Домашних хозяйств

5400346

6540148

8405582

10628929

1290948

Государственного управления

1911335

2330573

2847486

2598306

4698041

Из них:

         

На индивидуальные товары и услуги

858159

1015496

1260366

1654118

2168331

На коллективные услуги

1053176

1315077

1587120

1944188

2529710

Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

131518

154035

148376

136297

133571

Валовое накопление:

2169314

2755048

3558952

4349909

5415801

В том числе:

         

Валовое накопление основного капитала

1939315

2432252

3130524

3848422

4795584

Изменение запасов материальных оборотных  средств

229999

322796

428428

501487

620217

Чистый экспорт товаров и услуг

1167491

1501960

2086533

2931928

3389992

Валовый внутренний продукт

10830535

13243240

17048122

21620111

26781103


 

В 90-е гг. в России, как и в  большинстве других постсоциалистических стран, происходил глубокий экономический  спад. Была безвозвратно утрачена треть национального богатства. Свыше 300 млрд. долларов перетекли из производственной сферы в спекулятивную, в том числе не менее 150 млрд. долларов ушли за границу. Инвестиции в основной капитал сократились в 5 раз, объем национального производства - почти в 2 раза.

Если  мы рассмотрим данную динамику в процентном соотношении к предыдущему году, то получим:

 

Таблица 4.Темы прироста ВВП (в % к предыдущему году)

Год

ВВП

2000

10,0

2001

5,2

2002

4,7

2003

7,3

2004

7,2

2005

6,4

2006

7,4

2007

8,1


 

Российская экономика адаптировалась к новым рыночным условиям только после 1999 года, когда возобновился её рост. В начале ХХ века росту ВВП способствовала девальвация2 национальной валюты, благоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках в 2000-2001 гг., растущий внутренний спрос и рост производительности промышленности за счет более эффективного использования производственных мощностей. В 2001 г. экономический рост был сохранен в условиях принципиальной смены факторов роста - от внешних к внутренним. Объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2000 годом на 8,7%, оборот розничной торговли - на 10,8%. Основными источниками роста в 2001 году явились рост потребления населения и увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Опережающими темпами развивались отрасли, ориентированные на внутренний спрос. В пищевой промышленности производство выросло на 8,4%, в машиностроении и металлообработке - на 7,2%. В период 2000-2007 гг. экономика России росла относительно высокими темпами. ВВП увеличился в 1,7 раза, или на 7% в среднем за год.

Но, несмотря на это, качество роста  российской экономики имеет рыночный, не целенаправленный, а стихийный  характер. Вследствие этого, в решении  острых социально – экономических  проблем не удалось добиться существенных сдвигов. Сохраняется однобокая топливно-сырьевая структура экономики. Практически не преодолевается высокий уровень физического и морального износа основных фондов во всех отраслях экономики. Остается высоким уровень бедности части российского населения при громадной и нарастающей дифференциации населения по уровню доходов.

Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных  норм. Введение юридических норм в  область финансов имеет большое  значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Так, Верховный Совет России издает законы о налогах, ежегодно принимает Закон о своем бюджете, Министерство финансов России и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страховую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.В настоящее время наиболее популярной стала тема международного финансового кризиса. Отношение к нему не столько пугливое, сколько любопытное. Всех мучают простые вопросы: кто виноват и что делать, будет ли дефолт забирать ли деньги из банка, в чем хранить сбережения, когда же все это закончится и к чему приведет? Финансовый кризис в России в первую очередь кризис «ударит» (уже «ударяет») по крупным компаниям, ориентированным на экспорт. Это связано со снижением покупательской способности, избытком товаров и дефляцией, а также дефицитом ликвидности предприятий – компании, продукция которых имеет высокую себестоимость, вынуждены останавливать производство, уменьшая потребность в сырьевых ресурсах (а они составляют до 80% экспорта страны, между прочим) и сокращать рабочих, естественно, теряя и заказчиков. Снижается экспорт – замедляется и рост экономики. И все же финансовый кризис в России будет «мягким», по мнению экспертов. Ведь страна владеет (монополист) такими природными ресурсами как нефть и платина.

Сейчас  все усилия государства направлены на то, чтобы поддержать и оставить на плаву хотя бы системообразующие  банки. Между тем, если малые региональные банки, которых на государственном  уровне не поддерживают, не смогут «пережить» финансово - экономический кризис, то, по мнению большинства экономистов, малый бизнес очень сильно пострадает, что недопустимо, ведь его вклад  в экономику страны составляет порядка 20%.

Информация о работе Сущность финансов – специфической экономической категории