Теневая экономика и ее влияние на финансы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к существованию, не делясь своими доходами с государственной казной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие теневой экономики как экономической категории 5
1.2 Принципы формирования сектора теневой экономики 11
1.3 Причины возникновения теневой экономики 16
ГЛАВА 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 20
2.1 Динамика по развитию теневой экономики в условиях кризиса 20
2.2 Влияние теневой экономики на развитие рыночной экономики 23
2.3 Меры по борьбе с теневой экономикой 27
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ 29
3.1 Теневая экономика в России 29
3.2Динамика по развитию теневой экономики в периоды экономической нестабильности России 31
3.3 Инструменты по борьбе с теневой экономикой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 444.74 Кб (Скачать файл)

2.Социальные факторы:

    • низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
    • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом.

Растущая безработица, поток  беженцев, невыплаты заработной платы  и т. д. являются прекрасной «питательной средой» для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие  отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными  в том, чтобы теневой бизнес «хозяина» оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

    • неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3.Правовые факторы:

    • несовершенство законодательства;
    • недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
    • несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
    • незащищенность прав собственности.

Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее  хозяйственное поведение исходит  из того, что если права собственности  могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и  правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности  по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми  способами свою прибыль, то это надо делать.

  • Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен».

Таким образом, в зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.  

ГЛАВА 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННЫХ условиях

2.1 Динамика по  развитию теневой экономики в  условиях кризиса

В развитых странах масштабы теневой экономики относительно невелики и составляют примерно 5-15% ВВП, в развивающихся – 40-50%, в странах с переходной экономикой – 20-30%. В США теневой сектор 6-8% ВВП. Самый большой теневой сектор (из развитых государств) – в Греции, на его долю приходится 29% ВВП12.

Рисунок 2.Уровень теневого сектора в группах стран,%.

Рассмотрим развитие теневой  экономики на примере развитых стран (Германия).

Как говорится в докладе IAW, в 2008 году оборот теневой экономики Германии составил 15% от ВВП, в 2009 году этот показатель составлял 14,6%, а 2010 году – 13,9% от ВВП страны. Понижению доли теневого сектора до 15-летнего минимума способствовал активный рост ВВП страны и создание большого количества новых рабочих мест. Уровень официальной занятости является одним из важнейших показателей для теневой экономики, под которой принято понимать нелегальный труд, а также криминальную деятельность (наркоторговля, мошенничество и т.д.).13

     

Рисунок 3. Уровень теневого сектора Германии,%.

Несмотря на стабильный экономический  рост, доля теневой экономики Германии будет чуть выше, чем в среднем  у других развитых стран. По словам г-на Шнайдера, это объясняется высокими налогами и спецификой регулирования трудового рынка в Германии.

Рассмотрим также развитие теневой экономики на примере  развивающихся стран (Мексика).

В соответствии со статистикой  Международного валютного фонда (МВФ), Мексика занимает третье место в  мире (после Бразилии и Турции) по доле теневой экономики в национальном ВВП. Около 60% экономически активного  населения страны заняты в этом секторе, и потому лишены всех видов социального  обеспечения, в том числе бесплатного  медицинского обслуживания и пенсий по старости или потере трудоспособности14.

В 2008 году оборот теневой  экономики Мексики составил 28,3% от ВВП, в 2009 году этот показатель составлял 35,4%, а 2010 году – 33% от ВВП страны.

Рисунок 4. Уровень теневого сектора Мексики,%.

Развитие теневой экономики  на примере стран с переходной экономикой (Польша).

В отношении к этой стране нет равнодушных. История Польши переплелась с историей соседних государств так, что "темные" пятна прошлого зачастую заслоняют главное: Польша во время мирового экономического кризиса 2008-2010 годов оказалась едва ли не самым сильным звеном Евросоюза.

Рисунок 5.Уровень теневого сектора Польши,%.

В 2008 году оборот теневой  экономики Польши составил 29,3% от ВВП, в 2009 году этот показатель составлял 27,6%, а 2010 году – 25% от ВВП страны15.

Таким образом, мы можем увидеть  насколько сильно отличается теневой  сектор экономики разных групп стран, а также это подтверждают примеры отдельных стран мира.

2.2 Влияние теневой  экономики на развитие рыночной  экономики

Результаты влияния на режим конкуренции теневой экономики  зависит от взаимоотношений нелегальных  и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.

Предприятия конкурирующей  части теневого сектора экономики  наносят ущерб сравнительно более  эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей  относительной неэффективности  общее производство и потребление  в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

Б. Свенссон рассматривает два типичных случая воздействия теневого сектора экономики на легальный:

1. Легальные и нелегальные  предприятия конкурируют в отношении  одних и тех же товаров и  услуг.

Более высокая рентабельность подпольных предприятий, не выплачивающих  налоги, приводит к перераспределению  капиталов и рабочей силы в  пользу подпольной экономики. В результате нарушения правил конкуренции некоторые  легальные предприятия теряют рынки  сбыта, несут убытки и разоряются. Такое перераспределение ресурсов может продолжаться до тех пор, пока чистая доходность легальных предприятий (за вычетом налоговых и других отчислений) не сравняется с показателями нелегального сектора.

Занятие нелегальной деятельностью  может не обеспечить сверхприбыли соответствующим  лицам. Б. Свенссон приводит следующий пример.

В ресторанном деле владельцы  ресторанов, использующие в своей  работе нелегальные средства, устанавливают  более низкие цены на пищу и спиртное. Это побуждает и владельцев ресторанов в легальном секторе снижать  цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные рестораны не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а  вследствие нелегального приобретения сырья, уклонению от уплаты налогов  и социальных платежей.

Но если конкуренция будет  продолжаться между оставшимися  владельцами ресторанов, то выгода, возникшая в результате недоплаты  налогов, может достаться клиентам в виде более низких цен. Если же во всех ресторанах будет процветать экономическая преступность и вследствие конкуренции цены снизятся до себестоимости, за исключением налогов, то в результате все владельцы ресторанов получат  такие же доходы, как если бы они были легальными, "белыми" и полностью платили бы положенные налоги и платежи.

Нелегальная работа, конкурирующая  с легальным сектором, то есть связанная  с вытеснением легальной деятельности, является отрицательным явлением для  общества, а полученные сторонами  дополнительные выгоды являются доходами безбилетников, бесплатно пользующихся общественными благами.

2. При отсутствии прямой  конкуренции легального и нелегального  секторов искажается соотношение  цен и других пропорций в  областях производства и потребления,  что не имело бы места, если  бы вся экономики была легальной.

В условиях полной занятости  результат является отрицательным, поскольку продукция легального сектора, высоко оцениваемая потребителями, заменяется более низко оцениваемой  продукцией нелегального сектора.

Некоторые экономисты полагают, что умеренное использование  нелегальной работы может позитивно  влиять на уровень всей экономики  и стать средством компенсации  отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики.

Предположим, что работодатель намерен нанять работника для  выполнения определенной работы. Самая  высокая цена, которую он готов  заплатить, равна выгоде от такой  работы. Для работника самая низкая цена, за которую он соглашается  произвести работу, составляет компенсацию  за сокращение его свободного времени.

Если установленная почасовая  заработная плата 10 руб. в час., социальные платежи – 39%, подоходный налог – 12%. Это означает, что за час легальной работы работник может оставить себе 8,8 руб. Для работодателя стоимость работы будет составлять 13,9 руб. за час. Таким образом, работа будет выполнена легально, если выгода работодателя буде выше выгоды работника в 1,58 (13.9:8.8) раз. С общественной точки зрения будет целесообразно трудовое соглашение, где работник, оценивающий свое время дороже 8,8 руб., выполнит работу, которую работодатель оценивает дешевле 13,9 руб. в час. Максимальный эффект будет достигнут, если всем работникам и работодателям удастся заключить соглашение за плату в пределах между 13,9 и 8,8 руб. за час. Если за счет уклонения от уплаты налогов будут расширены рамки обмена, то есть заключены дополнительные сделки о выполнении работ, которые не были бы выполнены легально, то такие нелегальные сделки могут быть оценены с экономической точки зрения положительно. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в легальном режиме работы выполнены не будут.

Положительные последствия  такой экономической деятельности этим не ограничиваются. Получатели нелегальных  доходов, расходуя свои деньги, создают  спрос на блага, производимые легально с уплатой всех предусмотренных  налогов и платежей. Таким образом, нелегальные доходы создают своеобразный мультипликативный эффект увеличения дохода и налоговых платежей в  смежных отраслях. Это – наглядный  пример экономического правонарушения, имеющего следствием Парето-улучшение.

Что касается других форм теневой экономической деятельности, и прежде всего, экономической и организованной преступности, то их влияние на режим конкуренции однозначно деструктивно. Среди конкретных форм теневой экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются злоупотребление доминирующим положением на рынке, незаконное пользование авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Особо деструктивно влияние на режим конкуренции организованной преступности, одной из ключевых целей которой является установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Способность организованной преступности производить крупные капиталы и проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную угрозу будущему любого общества.

Предприятия, приобретенные  лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, издержках производства и  выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет в нарушению естественного действия рыночных сил. В конце концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить более высокие цены.

Чрезвычайно опасна для эффективной  конкуренции недобросовестная лоббистская  деятельность и коррупция государственных  институтов. Распространение организованной преступности может привести к политическому  клиентелизму и контролируемому рынку.

В некоторых случаях криминальная экономическая деятельность может  оказать положительное воздействие  на развитие конкуренции, развиваясь в  тех отраслях, которые имеют тенденцию  к монополизации.

2.3 Меры по  борьбе с теневой экономикой

Прежде всего, обыденное  представление о желательности  полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

Информация о работе Теневая экономика и ее влияние на финансы государства