Теневая экономика и ее влияние на финансы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Общей предпосылкой ее появления является устойчивое желание различных категорий подданных государства добывать средства к существованию, не делясь своими доходами с государственной казной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие теневой экономики как экономической категории 5
1.2 Принципы формирования сектора теневой экономики 11
1.3 Причины возникновения теневой экономики 16
ГЛАВА 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 20
2.1 Динамика по развитию теневой экономики в условиях кризиса 20
2.2 Влияние теневой экономики на развитие рыночной экономики 23
2.3 Меры по борьбе с теневой экономикой 27
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ 29
3.1 Теневая экономика в России 29
3.2Динамика по развитию теневой экономики в периоды экономической нестабильности России 31
3.3 Инструменты по борьбе с теневой экономикой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 444.74 Кб (Скачать файл)

Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными.

Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина разбухания теневой экономики – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономики прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества16.  

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ И БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

3.1 Теневая экономика в России

Сектор теневой экономики  возник в нашей стране в советский  период в условиях тоталитарного  общества.

С 60-х годов в СССР активно развивалась «теневая экономика». К 80-м годам, несмотря на официальные декларации о государственном характере советской экономики, реальная экономика СССР была скрыто многоукладной.

Неформальные процессы производства и сбыта продукции играли не меньшую  роль, чем экономика официальная.

Появление теневой экономики  в СССР приходится именно на 60-70-е  годы. Американский исследователь А. Кацелинбойген выделял в ней полулегальный сектор («серый рынок») и нелегальный сектор («коричневый» и «черный рынок»).

Наряду с ними существовал  и «белый» сектор, то есть легальный  советский рынок, где, скажем, садовод  мог свободно продать произведенную  его собственными руками сельхозпродукцию с разрешения государства.

Нелегальные и полулегальные  рынки охватывали собой деятельность спекулянтов, которые, пользуясь личными  связями, скупали дефицитные товары по госцене и перепродавали их по свободной; цеховиков, которые в подпольных производствах делали дефицитную продукцию и выбрасывали ее на рынок, распространяя, допустим, через те же госмагазины, но «из-под прилавка» и т.п.

Практически все исследователи  охотно отмечают, что теневой рынок  был теснейшим образом связан с административной, плановой экономикой, но они подчеркивают, как правило, лишь одну сторону этой связи –  трудность функционирования государственной  экономики без теневого сектора.

Нелегально сформировавшиеся в позднем СССР рыночные отношения  составляли «живую альтернативу» плановому  хозяйству. Нелегальная экономика  или теневой рынок была одновременно и чуждым, и жизненно необходимым  элементом советской экономической  системы.

С одной стороны нелегальная  экономика обеспечивала горизонтальное взаимодействие предприятий, альтернативное посредничеству и контролю со стороны  государственных органов.

С другой стороны командная  экономика не могла функционировать  без постоянного обращения экономических  агентов к нелегальным практикам  снабжения. Советский теневой «капитализм» имел откровенный криминальный оттенок.

В РФ была осуществлена приватизация государственной собственности, породившая массовую криминализацию экономики.

Каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей и право  обменять его на акции предприятий.

Однако, из-за безудержной  инфляции, потери сбережений населения  и т.д., ваучеры превратились в  символические бумажки. Вместо приватизации за деньги осуществлялась «номенклатурная  приватизация».

Это была беспрецедентная  в мировой истории дележка  собственности, которая закономерно  породила огромное имущественное неравенство  и высокую преступность (коррупцию, рэкет, заказные убийства).

С подорожанием доллара рынок, прочно привязанный к импорту, наполненный  до 60-70% импортными товарами, быстро реагировал резким повышением цен в рублях примерно в 3 раза.

Осуществлялось перераспределение  национальных богатств. Особой формой ограбления рядовых граждан стали  частные финансовые пирамиды, в том  числе «МММ», «Властилина», «Русский дом селенга», «Хопер-инвест». От деятельности этих пирамид пострадало около 40 млн. человек.

Решающую роль в росте  масштабов теневой экономики  в Российской Федерации сыграла  политика экономических реформ. Неэффективная  программа реформ привела к расширению сферы нелегальной экономической деятельности.

Причины, способствующие развитию нелегальной экономики в РФ : различные прорехи в законодательстве, высокие налоговые ставки, коррумпированность государственного аппарата.

Сегодня теневая экономика  охватывает почти все сферы жизнедеятельности  россиян. С каждым годом теневой  сектор разрастается и так  тесно  переплетается с легальным  сектором, что уже трудно разграничить эти  элементы экономической системы. И  это в свою очередь влияет на внешнюю  экономику нашей страны тоже. Постоянно  ведется множество разговоров о  путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту  проблему, следует проанализировать причины роста и  развития теневой  экономики в России

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем  управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени,  чтобы сгладились те экономические  деформации, которые произошли  при  переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от  многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

3.2Динамика по  развитию теневой экономики в  периоды экономической нестабильности  России

Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как  синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они  попадают под определение экономической  деятельности, должны быть включены в  ее состав.

Согласно официальным  данным, "теневая" составляющая российской экономики достигла значительных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России – 20% и более.

Специалисты МВД дают цифры  свыше 45-50% от ВВП. Опираясь на косвенные  показатели, можно увидеть, что этот процент еще выше. По-видимому, теневой  капитал в России набрал критическую  массу, приблизившись к латиноамериканскому  уровню, достигающему 60-65%.Рост масштабов  теневой экономики свидетельствует  о глубоких экономических проблемах  в стране (таблица 2.1).

 

Таблица 2. Динамика теневой экономики, в России.

Годы

Доля теневого сектора % к  ВВП

Государственная статистика

Доля теневого сектора % к  ВВП

Эксперты ООН

2007

19

28,5

2008

19

30

2009

20

30

2010

20

30,5




 

По данным Госкомстата  за 1997–1998 годы, в российской промышленности на долю скрытой и неформальной деятельности приходится немногим менее 8% добавленной  стоимости (компонент ВВП на уровне отраслей). В строительстве этот показатель превышает 13%, что вызвано  значительной долей частного строительства  на селе, на транспорте – 20% (из-за значительной доли услуг частных предпринимателей – владельцев легкового и грузового автотранспорта). В сельском хозяйстве доля теневого сектора превышает 90% добавленной стоимости, и это объясняется тем, что подавляющее большинство сельхозпродукции производится в России не в сельхозпредприятиях, а в частных хозяйствах населения. Велика доля официально неучитываемых услуг и в торговле (розничной, оптовой и внешней), где от налогообложения укрывается 61% добавленной стоимости.

 

 

 

Таблица 3. Динамика теневой экономики, России

Годы

Доля теневого сектора % к  ВВП

1997

37

1998

41,3


 

Если совместить две выше приведенные таблицы на графике то мы увидим, что доля теневого сектора в экономики страны значительно уменьшилась с 90-х годов, по данным государственной статистики.

Рисунок 6. Динамика развития теневой экономики с 1997-1998гг. по2007-2010гг.

 

Теперь рассмотрим динамику теневой экономики по данным экспертов  ООН.

Рисунок 7. Динамика развития теневой экономики с 1997-1998гг. по2007-2010гг.

Таким образом, мы можем увидеть  значительное, хоть и постепенное, снижение уровня теневой экономики России.

3.3 Инструменты по борьбе с теневой экономикой

По оценкам Федеральной  службы государственной статистики, в 2011 году теневая экономика в  России составляет 16 % от ВВП, и занято в ней около 13 млн. человек, доход  от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн. рублей. Эта доля теневой экономики показывает неплохой показатель по сравнению с развитыми  странами мира. Средний объем теневых  экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20 % ВВП. Если считать оценки Росстата реалистичными, то Россия по объему теневой  экономики выглядит лучше Италии (22 % ВВП), Греции (25 % ВВП), и значительно  лучше прибалтийских стран, таких  как Эстония (40 % ВВП) и Латвия (42 % ВВП)17.

Практически все считают  необходимость борьбы с развитием  теневой экономики, однако есть разногласия  в определении целей и инструментов этой борьбы.

Первый из них – радикально-либеральный – реализовывался с конца 1991 – начала 1992 г. и заключался в целевой установке на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. На практике это привело лишь к усилению теневой составляющей: возникновение финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, а так же подавление малого предпринимательства.

Ввиду несостоятельности  первого подхода, был применен второй – репрессивный подход. Он заключался в расширении и усиление соответствующих  подразделений МВД, ФСБ, Министерства финансов РФ, налоговой инспекции  и налоговой полиции; улучшении  взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства. Отсюда общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. Примером  одной из попыток реализации репрессивного подхода можно считать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Результатом стало подавление отечественного производства, укрывательство предпринимателями доходов от неподъемных налогов, а также вывод капитала из производства в финансовую сферу и за границу.

С начала 2000-ых годов в  России ведется антимонопольная  политика и поддержка малого и  среднего предпринимательства на законодательном  уровне (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ" О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации").

В январе 2012 года президент  России Дмитрий Медведев поручил  первому вице-премьеру Виктору Зубкову  создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа охватывает правоохранительные органы, Банк России и Федеральную налоговую службу, деятельность которой направлена на «борьбу с незаконным финансовым операциям».

Одним из наиболее перспективных  приемов борьбы с теневой экономикой в настоящий момент представляется ограничения на наличные денежные расчеты. Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень  экономических преступлений, поскольку  весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Реализация данного  подхода потребует расширения и  развития банковской инфраструктуры, поскольку как отмечает начальник  аналитического управления БКФ-банка  Максим Осадчий  «Банкоматы еще не дошли до каждого россиянина». Автором  и разработчиком законопроекта  выступает министр финансов РФ Антон Силуанов.

Информация о работе Теневая экономика и ее влияние на финансы государства