Теория рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Я полагаю, что это – очень важная и актуальная сегодня тема. В работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как виды рисков, их причины, методы подсчета и анализа, а также меры, направленные на снижение рисков. Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет.

Содержание

Введение

1. Понятие и виды рисков, факторы риска

2. Виды
потерь

3. Анализ риска и методы его оценки

4. Способы
снижения риска

5. Риски и страхование

Заключение


Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

теория рисков.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

отсрочкой выплаты долгов.

Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской

деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь

осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении

намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное

измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от

предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни

людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других

неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего

специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более

в стоимостном выражении.

Кроме этого, по своей величине потери делятся на допустимые, критические и

катастрофический риск.

Потери, величина которых не превышает расчетной прибыли от предпринимательской

операции, будем называть допустимыми. Если наиболее вероятен

такой уровень потерь, то риск следует считать допустимым. В этом случае

максимально, что может потерять предприниматель – это часть прибыли или всю

прибыль. То есть он рискует не получить прибыль или получить ее лишь частично.

Но так как издержки производства и обращения предприниматель возмещает, то

существует лишь опасность, что операция пройдет вхолостую, не принесет

ожидаемого дохода, превышающего затраты.

Потери, величина которых больше расчетной прибыли, относятся к разряду

критических. Такие потери уже придется возмещать из кармана

предпринимателя. То есть он теряет не только прибыль, но не может возместить

издержки. Например, предприниматель намечал выручить за свой товар 50 тысяч

рублей при издержках, равных 30 тысячам рублей, и надеялся получить при этом

еще 20 тысяч рублей валовой прибыли. Но половина товара случайно погибла, и

выручка составила только 25 тысяч рублей при тех же затратах. Тогда 5 тысяч

рублей предпринимателю придется принять на свой счет, а о прибыли вообще

говорить не приходится. Поэтому риск потерять сумму, превышающую прибыль, и

назван критическим.

Еще более опасен катастрофический риск, при котором

предприниматель рискует, что потери превысят его денежные возможности,

имущественное состояние. Такие потери он просто не способен возместить и потому

полностью разорится. Поэтому вероятность катастрофических потерь должна быть

предельно низкой, близкой к нулю. Иначе не стоит начинать дело.

Естественно, что для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их

возникновения и величины следует производить за определенное время,

охватывающее месяц, год, срок осуществления предпринимательства.

При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска важно

не только установить все источники риска, но и выявить, какие источники

превалируют.

Анализируя перечисленные выше виды потерь, необходимо разделить вероятные

потери на определяющие и побочные, исходя из самой общей оценки их величины.

При определении предпринимательского риска побочные потери могут быть

исключены в количественной оценке уровня риска. Если в числе рассматриваемых

потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности

возникновения заведомо подавляет остальные, то при количественной оценке

уровня риска в расчет можно принимать только этот вид потерь.

Предположим, что в результате предварительного анализа удалось

"отфильтровать" наиболее весомые  по величине и вероятности  возникновения виды

потерь. Далее надлежит вычленить случайные составляющие потерь и отделить их

от систематически повторяющихся.

В принципе надо учитывать только случайные потери, не поддающиеся прямому

расчету, непосредственному прогнозированию и потому не учтенные в

предпринимательском проекте. Если потери можно заранее предвидеть, то они

должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и включаться в

расчетную калькуляцию.

Так, предвидимое движение цен, налогов, их изменение в ходе осуществления

хозяйственной деятельности предприниматель обязан учесть в бизнес-плане.

Только в силу несовершенства используемых методов расчета предпринимательской

деятельности или недостаточно глубокой проработки предпринимателем бизнес-

плана систематические ошибки могут рассматриваться как потери в том смысле,

что они способны изменить ожидаемый результат в худшую сторону.

Следовательно, прежде чем оценивать риск, обусловленный действием сугубо

случайных факторов, крайне желательно отделить систематическую составляющую

потери от случайных. Это необходимо и с позиций математической корректности,

так как процедуры действий со случайными величинами существенно отличаются от

процедур действий с детерминированными величинами.

    

     

3.   Анализ риска и методы его оценки

 

Риск, которому подвергается предприятие, — это вероятная угроза разорения или

несения таких финансовых потерь, которые могут остановить все дело. Поскольку

вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах снижения

риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск,

что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения и выбрать из

них тот, который больше всего отвечает выбранной предприятием стратегии

риска.

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным

американским экспертом Б. Берлимером:

·          потери от риска независимы друг от друга;

·          потеря по одному направлению деятельности не обязательно

увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных

обстоятельств;

·          максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых

возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида:

качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области

риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то,

чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При

количественном анализе риска используются различные методы. В настоящее время

наиболее распространенными являются:

·        статистический метод;

·        анализ целесообразности затрат;

·        метод экспертных оценок;

·        метод аналогий;

Общая схема проведения анализа риска представлена на рис. 1.

    

 
 


 

 

После анализа риска я считаю целесообразным перейти к количественной оценке

риска. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле

наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерить его как

вероятность возникновения определенного уровня потерь.

Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для

каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь

соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Однако, этот, строго математический подход абсолютно неприемлем для решения

насущных задач оценки риска на конкретном предприятии для конкретного

предпринимателя. Но и здесь есть выход. Достаточно точно величину вероятных

потерь можно рассчитать, используя статистику.

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей,

имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения

вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает

возможность получения определенного результата. Например, вероятность

успешного продвижения новой услуги на рынке и течение года составляет – 3/4,

а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями:

средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного

результата.

Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации, оно

выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов

[Е(х)], где вероятность каждого результата (А) используется в качестве

частоты или веса соответствующего значения {х). В общем виде это можно

записать так:

Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn.

Допустим, что при продвижении нового товара мероприятие А из 200 случаев

давало прибыль 20,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в 90 случаях

(вероятность 90:200 = 0,45), прибыль 25,0 тыс. руб. в 60 случаях (вероятность

60:200 = 0,30) и прибыль 30,0 тыс. руб. в 50 случаях (вероятность 50:200 =

0,25). Среднее ожидаемое значение  прибыли составит:

                     20,0•0,45 + 25,0•0,30 + 30.0•0,25 = 24.                    

Осуществление мероприятия Б из 200 случаев давало прибыль 19.0 тыс. руб. в 85

случаях, прибыль 24,0 тыс. руб. в 60 случаях, 31,0 тыс. руб. в 50 случаях.

При мероприятии Б средняя ожидаемая прибыль составит:

              19,0•(85:200) + 24,0•(60:200) + 31,0•(50:200) = 23,8.             

Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и

Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А

колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс.

руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0

тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.

Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и

Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А

колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя величина составляет 24.0 тыс.

руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0

тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику

и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения

капитала. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах

иди изменчивость) показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного

результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень

отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно

вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.

Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений

действительных результатов от средних ожидаемых:

                                                      å(х-е)2А

s2=  ---------------,

                                                            åА

где  s2 — дисперсия;

х — ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;

е — среднее ожидаемое значение;

А — частота случаев, или число наблюдений.

Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратнчного отклонения к

средней арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.

                                  V=(s/e)•100,                                 

где    V – коэффициент вариации, %;

s - среднее квадратичное отклонение;

е – среднее арифметическое.

Коэффициент вариации позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих

разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее

колеблемость признака. Установлена следующая оценка коэффициентов вариации:

·         до 10% — слабая колеблемость;

·         10—25% — умеренная колеблемость;

·         свыше 25% — высокая колеблемость.

В нашем примере предприятие А предпочтительнее, так как коэффициент вариации

для мероприятия А=16,917; а для мероприятия Б=20,609. Из этого следует, что

возможность риска в первом деле несколько меньше, чем во втором.

Стоит заметить, что дисперсионный метод с тем же успехом может быть применен

при наличии более чем двух альтернативных вариантов.

Однако не всегда бывает достаточно данных для точного математического

расчета, и тогда прибегают к иным методам, так как они тоже могут иметь

достаточно высокую степень точности.

     Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений

специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики,

основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные

оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых

затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

     Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта.

Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии

развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения

на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл

проекта, 'можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины

нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает

довольно трудно собрать соответствующую информацию.

     Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем

производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при

котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше

критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо

Информация о работе Теория рисков