Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа
Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами не является исключительным явлением даже для стран с развитой рыночной экономикой. Средства, привлекаемые на покрытие бюджетного дефицита, а также на финансирование государственных инвестиционных программ социально-экономического развития в условиях профицита, образуют государственный долг. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальными для большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых-экономистов во всем мире в силу значительных объемов государственной задолженности и высокого уровня расходов на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, которыми характеризуется кредитная ситуация многих государств.
Введение
1. Теория государственного долга.
1.1.Понятие и структура государственного долга
1.2. Внутренний и внешний долг
2.1 Анализ влияния государственного долга на экономику
2.1. 1 Анализ влияния государственного долга на реальный сектор
2.1.2. Анализ воздействия государственного на домашнее хозяйство
2.1.3 Анализ воздействия государственного долга на финансовый сектор
2.2 Анализ государственного долга и инфляции
3. Управление государственным долгом
Заключение
Список литературы
Положительная
обратная связь реализуется, например,
через эффект богатства, исследованный
А. Пигу, кредитную экспансию
подобного рода [1].
Понятно, что долги делает и погашает правительство, но доходам правительства должна соответствовать и денежная масса во избежание бартеризации экономики и долгового дефолта; напротив, чрезмерный акцент
на эмиссию денег может привести к инфляционным последствиям. Адекватное отражение в монетарных агрегатах, необязательно только в составе денежной базы, денежных сумм, предназначенных для обслуживания долга, предполагает когерентность монетарных и долговых процессов, нарушение которой приводит к дезорганизации финансового и реального рынков.
Альтернативная формулировка процесса эволюции денег и долгов покоится на факте неравноправия “внешних” финансовых активов, поскольку деньги – исходная и конечная точки процесса обмена, а стоимость долгов находит свое выражение в деньгах.
3. Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом - понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.
Управление государственным долгом подразделяется на два больших блока: управление внутренним и управление внешним государственным долгом.
В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга.
Основными методами финансирования государственного внутреннего долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Денежно-кредитная эмиссия - это наиболее простой способ финансирования государственного долга и дефицита государственного бюджета. В этом случае государственный долг не увеличивается, следовательно, не возникает издержек по его обслуживанию. Покупая государственные обязательства центральные банки создают “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Финансирование бюджетного дефицита на основе денежно-кредитной эмиссии вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляции, которая имеет тяжелые социально-экономические последствия. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где финансовые рынки развиты недостаточно, налицо эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита.
Выпуск государственных
ценных бумаг является наиболее целесообразным
методом финансирования бюджетного
дефицита по сравнению с практикой
заимствования средств в
Финансовой базой погашения займов выступают налоги. В периоды экономического кризиса займы могут опережать налоговые поступления. Растущие государственные расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, обусловливают повышение налоговых платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, или повышения ставок налогов.
Существуют следующие меры в области управления государственным внутренним долгом:
конверсия - изменение доходности займов. Государство чаще всего снижает процентные ставки по займам, в целях снижения расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Не исключается возможность повышения доходности государственных ценных бумаг.
консолидация - изменение условий займа, связанных с их сроками. Как правило срок займа увеличивается, но может быть и уменьшен. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов ценных бумаг, обращающихся одновременно, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией.
рефинансирование предыдущих займов означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов.
аннулирование государственного долга - это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним, или по всему государственному долгу).
Аннулирование государственных ценных бумаг проводится по двум причинам:
в случае финансовой несостоятельности
приход к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.
отсрочка погашения займа - мера, при которой отодвигаются сроки погашения займов и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешней задолженности может и не повлечь приостановку выплаты процентов. Отсрочка погашения займа принимается в таких случаях, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение по ранее выпущенным займам.
В настоящее время в мировой практике управления выпущенным долгом отчетливо проявляются две тенденции:
направленность большинства стран на диверсификацию видов ценных бумаг и сроков погашения;
стремление
к пролонгированию
Комплекс мер по управлению государственным внешним долгом намного уже, чем по управлению внутренним долгом.
В случае, если государство-заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку и провести реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов этой страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату долгов кредиторам, парализуется импорт.
Если государство признает угрозу банкротства, то по просьбе правительства под эгидой международных финансовых организаций в стране вводится контроль над экономикой и финансами. Создается управляющий орган - международный валютный совет, который уполномочен решать вопросы распределения и использования выделяемых правительству средств. При этом национальная валюта привязывается жестко к доллару и доллар запускается в обращение наряду с национальной валютой.
Заключение
Сложившаяся структура управления государственными пассивами, с “застывшими” жестко очерченными сегментами, отсутствием единого управляющего и контролирующего органа устарела и объективно не способна обеспечить максимальную эффективность.
В то же время
число видов государственных вн
Что касается внешнего долга, то нельзя не признать успеха Минфина в деле реструктуризации задолженности бывшего СССР, но управление государственными пассивами не ограничивается одной реструктуризацией.
Необходим комплексный механизм управления различными типами долга, основанный на методике Бюджетного кодекса. В структуре Казначейства должна быть создана структура, которая возьмет на себя функцию всеобъемлющего учета всех видов долга, построенного на единых принципах и на основе долговременного прогноза будет осуществлять текущее управление государственными пассивами.
В США управление госдолгом (развернутый “debt management”) осуществляет подразделение Федерального казначейства - Бюро госдолга.
В то же время управление госдолгом не мыслимо без тесного взаимодействия Минфина, Казначейства, ЦБР и Внешэкономбанка.
Роль политики управления государственным долгом, как неотъемлемой части управления государственными финансами на федеральном и на региональном уровнях, осознана недавно. Переход России к рыночной экономике определил необходимость более пристального внимания к накопленным долгам и поиска новых подходов к долговой политике, как к средству привлечения дополнительных ресурсов и решения стратегических задач. Повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации определило формирование такого подхода к государственным финансам, при котором региональные органы власти самостоятельно распоряжаются имеющимися и привлекают новые ресурсы, а не полагаются на вышестоящий бюджет, как источник денежных средств. Такой подход стал предпосылкой формирования системы управления государственным долгом, способствующей привлечению дополнительных ресурсов в бюджет Иркутской области и инвестированию их в экономику региона.
Система управления государственным долгом представляет собой мероприятия по регулированию и планированию объема и структуры государственного долга, что представляет собой важную часть процесса планирования и исполнения бюджета. В последние годы из-за угрозы долгового кризиса государства стали более серьезно относиться к проблеме управления государственным долгом. В частности, стали приниматься решения о создании независимых или частично независимых органов власти, ответственных за проведение политики управления долговыми обязательствами государства.
Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
В связи с тем, что в России государственный внутренний долг носил краткосрочный характер, управлением им являлось оперативным и было в основном связано с планированием объемов размещения и периодов погашения ГКО.
Управление внешним долгом заключалось в реструктуризации задолженности, то есть проблема управления госдолгом перекладывалась на будущие периоды. Таким образом, чрезмерный рост государственных заимствований привел к уязвимости финансовой системы.
Использованная литература
Афонцев. Внешняя задолженность России. МэиМО. - 2003. - № 7. - с. 5-19.
Вавилов А. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. - 2004. - № 12. - с. 62-81.
Голованов А., Звягин А. Предсказуемы ли финансовые кризисы? // РЦБ. – 2003. - № 7. с. 13.
Государственные финансы и денежная политика // Финансы и кредит. - 2002. - № 4. - с. 17-28.
Дубина И., Арутюнян А. Рынок ОВГВЗ пережил и азиатский кризис и смену правительства // РЦБ. - 2003. № 11. - с. - 6-7.
Дьяконова И. А. Довоенный публичный долг Российской империи// Финансы. - 2004. - № 6. - с. 68-70.
Жуков П. Е. Долги по ГКО-ОФЗ надо возвращать/Финансы. - 2004. - № 10. - с. 3-8.
Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопросы экономики. - 2005. - № 2.
Налиевский Д., Бабенков А. Фондовый кризис и его влияние на взаимосвязь финансовых рынков // РЦБ. - 2002. - № 7. - с. - 21-24.
Неймышев П. А. Азиатский кризис и его влияние на российский финансовый рынок//Финансы. - 2001. - № 8. - с. 51-54.
Ованесов А., Грабаров А., Гейнц Д. В Россию можно верить// РЦБ. - 2003. № 14. - с. 4-20.
Павлова А. Источники финансирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. - 2004. - № 1. - с. 76-79.
Рыбалко Г. П. О внешних заимствованиях России // Финансы. - 2005. - № 7. - с. 18-23.
Титков В. Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы экономики. - 2005. - № 11. - с. 15-19.
Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // Вопросы экономики. - 2005. - № 4. - с. 67-79.
Хакамада. И. Модернизация системы государственных заимствований и управление госдолгом//РЦБ. - 2004.
Чепурина Л. Внешний долг России // Финансы и кредит. - 2003. - № 8. - с. 5-8.