Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 08:23, курсовая работа
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Национальном банке Украины. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.
Срок таких соглашений может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев. В зависимости от срока действия соглашения РЕПО, как и межбанковские кредиты, бывают трех типов: 1) ночное РЕПО: продолжительность — 1 день, ставка фиксированная; 2) срочное РЕПО: продолжительность четко определена соглашением, ставка фиксированная; 3) бессрочное (открытое) РЕПО: срок не фиксируется, действие соглашения прекращается по требованию одной с сторон, ставка плавающая.
Операции РЕПО значительно снижают кредитный риск, но не гарантируют полного его избежания. На протяжении периода действия соглашения рыночная стоимость ценных бумаг может снизиться или один из участников станет банкротом. Поэтому в большинстве стран правила заключение соглашений об обратном выкупе централизованно регламентируются.
В Украине с развитием рынка ОВГЗ большинство межбанковских операций кредитование укладывается на основе РЕПО-соглашений. В последнее время все кредитные аукционы НБУ проводятся лишь при условии заключения соглашений РЕПО.
Одним из популярных источников заимствования средств коммерческими банками является получение кредитов на международных финансовых рынках. Доступ на эти рынки имеют большие международные банки. Местные банки могут получить кредит через взаимодействие с теми банками, которые ежедневно работают на указанных рынках.
Наибольшим и самым динамичным финансовым рынком мира является международный рынок евродолларов (долларов США, которые функционируют за пределами данной страны). Рынок евродолларов образовался после Второй мировой войны, когда страны социалистического лагеря приняли решение о переведении своих валютных резервов из американских банков, где они находились во время войны, в банки Лондона. Интенсивное развитие рынка началось в 60-е годы с возникновением кризиса внешних платежей США, связанной с значительными расходами на войну в Вьетнаме. Возрастание конкурентных позиций европейской и японской экономик также оказывало содействие становлению свободного рынка долларов США в Европе, то есть еврорынка. Низкие ставки процентов на американском внутреннем рынке, особенности валютного регулирования, законодательное ограничение уровня ставок и правила налогообложение в США создали более выгодные условия инвестирования долларов на еврорынке, чем внутри страны. Одновременно европейские банки получили право свободного использования иностранной валюты, а валютное регулирование европейских стран стало более гибким.
Традиционная форма краткосрочного и среднесрочного финансирования на еврорынке — это еврокредит, что существует в четверых основных видах займов:
В процессе формирования ресурсной базы коммерческие банки активно используют такой источник, как депозитные сертификаты (ДС). Депозитный сертификат по сути является гибридным инструментом: официально — это депозитный счет, но практически ДС является разновидностью долговой расписки. Итак, по форме ДС могут быть отнесенные к депозитным обязательствам, но по экономическому содержанию их правомерно рассматривать как источник заимствования средств, поскольку инициаторами выпуска депозитных сертификатов всегда является банк.
Депозитный сертификат — это процентное долговое обязательство (расписка) банка, которое подтверждает вложения определенной суммы средств в банк на определенный срок по конкретной процентной ставке или по ставке, которая рассчитывается по условиям заключенного соглашения. Основная роль ДС состоит в обеспечении банков дополнительными источниками средства.
На финансовых рынках ходит несколько видов депозитных сертификатов: местные ДС, которые функционируют только на внутренних рынках; евровалютные депозитные сертификаты; сберегательные ДС, которые выпускаются большими сберегательными банками. Особой популярностью пользуются переводные ДС, которые можно неоднократно перепродавать на вторичном рынке к наступлению срока погашения. Для упрощения операции продажи ДС выпускаются в форме «на предъявителя». Ставка по депозитным сертификатам может быть как фиксированной, так и плавающей. около 80% всех депозитных сертификатов на международных рынках являются инструментами с фиксированной ставкой процента, и только 20% ДС предусматривают поэтапный просмотр ставки через определенные промежутки времени, то есть плавающую ставку.
Разновидностью переводных депозитных сертификатов является ДС большой стоимости (не меньшее 100 тыс. долл. США — «джумбо»). Переводные ДС ограничены короткими сроками погашения — большей частью от 7 дней до одного года. По депозитным сертификатам со сроком погашения свыше года проценты, как правило, выплачиваются каждые шесть месяцев. Евродолларовые ДС эмитируются большими банками, расположенными в финансовых центрах мира.
Большая часть евро-ДС являются краткосрочными, со сроками действия 30, 60 или 90 дней. Они не застрахованы и благодаря высокому кредитному риску и большой чувствительности к развитию политической и экономической ситуации в ряде стран, характеризуются высоким уровнем доходности сравнительно с аналогичными инструментами внутреннего рынка США.
Одним из методов реализации ДС является продажа его клиенту банка, при этом банковская операция состоит в переведении средств с одного счета, например, расчетного счета клиента, на другой — счет депозитного сертификата. Благодаря такой операции повышается стабильность ресурсной базы банка, поскольку ДС не могут быть изъяты из оборота к наступлению срока погашения. Кроме того, в некоторых странах, например, в США, требования обязательного резервирования относительно ДС отсутствуют, тогда как средства на других счетах подлежат резервированию. Итак, банк при продаже ДС, даже при условиях простого переведения средств по счетам, имеет определенные выгоды. Проанализировав динамику объемов продажи ДС, можно найти прямую зависимость между ростом данного показателя и возрастанием спроса на коммерческие кредиты.
Предлагая переводные депозитные сертификаты большой стоимости, банки заимствуют средства у компаний, фондов и отдельных лиц, лишь бы обеспечить свои кредиты другим компаниям, рассчитывая на получение прибыли от разности ставок.
Коммерческие бумаги — это краткосрочные необеспеченные долговые обязательства, срок оборота которых не превышает 270 дней. Рынок коммерческих бумаг возник в США в конце 60-х лет. Поэтому на его развитие значительно повлияло законодательство страны, согласно которому банки не имеют права прямого выпуска коммерческих бумаг. Такие инструменты заимствования средств выпускались известными компаниями с целью финансирования своих потребностей в оборотных средствах. Это позволяло им не пользоваться банковскими кредитами. В отличие от депозитных ставок, которые в США централизованно регулировались к началу 80-х гг., ставки по коммерческим бумагам были нереулируемыми. Банки создавали холдинговые компании или фирмы, которые находилось под их контролем и осуществляли выпуск коммерческих бумаг. Этот источник заимствования средств позволял банкам расширять ресурсную базу, несмотря на ограничение депозитных ставок. Период оборота коммерческих бумаг колеблется от 3-4 дней до 9 месяцев, продажа, как правило, происходит на дисконтной основе. Эти инструменты не относятся к ценным бумагам, поскольку являются необеспеченными долговыми обязательствами. В Украине рынок коммерческих бумаг отсутствует.
Ставки по коммерческим бумагам в среднем на 0,5—0,75% ниже среднерыночных ставок займов.
К финансовым небанковским учреждениям принадлежат пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы, взаимные фонды, трасту компании и т.п. Как правило, в небанковских учреждениях аккумулированы значительные средства, которые требуют надежных направлений размещения. Временно свободные средства этих участников рынка могут вкладываться в высококачественные ценные бумаги и предоставляться на условиях займа надежным клиентам, которыми и являются банки. Законодательством некоторых стран, например, США, пенсионным фондам запрещается покупать высоко-рискованные ценные бумаги с низким рейтингом. Поэтому финансовые небанковские учреждения предоставляют займы другим участникам рынка, формируя небанковский сектор рынка кредитных ресурсов.
Особенностью данного источника заимствования является более долгосрочный характер соглашений сравнительно с межбанковским рынком, а условия проведения операций и методы ценообразования не отличаются от общих.
На выбор недепозитных источников средств банка влияют такие причины:
Процесс управления заимствованным средством имеет определенные особенности, исходя из которых менеджеры формируют стратегию управления ресурсами.
1. Гибкость управления: в каждый момент времени можно четко определить, сколько и на какой период необходимо банка позаимствовать средств. Потребность в недепозитных источниках рассчитывается как разность между исходными и входными денежными потоками банка, с учетом как реальных, так и ожидаемых значений.
2. Высокая чувствительность к изменениям рыночной процентной ставки: займы большей частью предоставляются под плавающую ставку или на короткие периоды времени.
3. Краткосрочный характер операций заимствования: самыми популярными являются однодневные займы и с сроками погашения до двух недель.
4. Невозможность применения ценовых методов управления, поскольку ставку по займу устанавливает кредитор.
Ставка займа большей частью рассчитывается по методу «базовая ставка плюс», то есть как сумма базовой ставки и кредитного спреда. Величина спреда отображает уровень кредитного риска, который связывается с банком-заемщиком. Уровень риска определяется через кредитный рейтинг, присвоенный заемщику одной из ведущих мировых рейтинговых компаний. Для банков с высоким рейтингом (ААА, АА) кредитный спред равняется нулю. Для не имеющих рейтингов банков, или тех, которые функционируют в странах, где не существует официально признанной системы рейтингов, уровень риска оценивается кредитором самостоятельно и зависит от надежности, платежеспособности, ликвидности, уровня капитализации и других финансовых показателей банка.
Рейтинговая оценка в значительной мере определяет возможности заимствования средств банком через выпуск и размещение депозитных сертификатов, коммерческих бумаг и других долговых обязательств. Для банков с рейтингом ВВ и ниже такие источники займов почти недоступны или стоимость средств становится слишком высокой.
Итак, менеджмент банка может частично повлиять на стоимость заимствованных средств, поддерживая высокую репутацию своего учреждения, повышая его надежность и платежеспособность и улучшая финансовые показатели деятельности.
Ресурсная база, как экономический
фактор, оказывает прямое влияние
на ликвидность и
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.
При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга — одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.
Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серьезное внимание привлечению ресурсов и для этого:
Информация о работе Управление пассивными операциями коммерческого банка