Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:46, курсовая работа
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
2. Устранение противостояния
двух противоположных
3. Усиление дифференциации
материальных и социальных
4. Глобализация социально-
5. Бурное развитие виртуальной
экономики. Объем ежедневных
6. Неравномерность социально-
7. Всеобщее обострение
конкуренции и борьба за
8. Особую черту современной
финансовой политики
Эти тенденции находятся в тесной связи и зависимости. Их действие объективно приводит к резкому усилению роли финансов, а следовательно, и финансовой политики. Последняя становится главной во всех сферах социально-экономической и духовной деятельности общества. Ею активно занимаются как отдельные члены общества, организации, так и государства, формальные и неформальные структуры.
Отмеченные свойства современного развития общества порождают особенности финансовой политики, которые в целом можно разделить на глобальные и внутренние.
К глобальным относятся:
• отведение финансовой политики
в деятельности всех субъектов финансовых
отношений первостепенного
• обеспечение стабильности виртуальной экономики, предотвращение всеобщего экономического кризиса;
• более реальный учет финансовой политики контрагентов, предотвращение реализации интересов силовым путем, обеспечение гибкости;
• обеспечение комплексной
финансовой политики, включающей все
аспекты защиты и реализации денежных
интересов экономических
Внутренними являются:
• обеспечение максимального согласия (компромисса) в удовлетворении финансовых интересов физических и юридических лиц;
• обеспечение разумной оптимальности
доходной политики экономических субъектов,
опирающейся на положение о необходимости
наличия у каждого индивида прожиточного
минимума, это особенно важно для
трудоспособного члена
• рационализация расходной политики экономических субъектов для достижения повсеместной экономии и нормальной жизнедеятельности граждан;
• обеспечение единства и
действенности денежно-
• оптимизация соотношения
потребительских и
Важно проводить согласованную
финансовую, денежно-кредитную и
социально-экономическую
Основа современной финансовой
политики - это признание свободы
предпринимательской
На этой основе разрабатывается
принципиально новый финансовый
механизм, который является важной
составной частью финансовой политики.
При помощи финансового механизма
происходит осуществление всей деятельности
государства в области
Под финансовым механизмом понимается совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.
Финансовый механизм —
наиболее динамичная часть финансовой
политики. Его изменения происходят
в связи с решением различных
тактических задач, и поэтому
финансовый механизм чутко реагирует
на все особенности текущей
В последние годы законодательными органами был принят ряд документов, создающих правовую основу финансовой деятельности. В первую очередь к ним относятся Бюджетный и Налоговый кодексы, законы о налогах, лизинге, страховании и другие правовые документы.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм,
как правило, разрабатывается для
финансовых; отношений, в которых
непосредственно участвует
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют, большее значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый
механизм определяет основные «правила
игры» в конкретном сегменте финансов,
затрагивающем прямо интересы государства.
Такая разновидность
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает такие функциональные элементы, как прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Государство отказывается от
директивного руководства
Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит широты выполняемых государством: функций. Поэтому важнейшей задачей, было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта.
1.Сокращение расходов
в целях уменьшения бюджетного
дефицита. Произошло сокращение
бюджетного финансирования
2.Изменение порядка
Получила новое направление
система государственного кредита.
Впервые за последние. 60 лет государственный
кредит стал важным и открытым источником
покрытия бюджетного дефицита. Государство
стало использовать его рыночные
формы - различные краткосрочные
и среднесрочные
Изменяется в последнее
время организация бюджетной
системы. На смену централизованной
бюджетной системе пришла бюджетная
система, основанная на реальной самостоятельности
и равноправии бюджетов всех уровней.
Новое развитие получают бюджетные
взаимоотношения. Начиная с 1994г. применяется
система трансфертных платежей, которая
позволяет увязать объем
Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяла сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов. Решению этих проблем помогали создаваемые негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе финансирования пенсионных расходов.
Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка – созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов; страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.
Кардинально изменилась система
управления финансами. На смену единому
органу управления – Министерству
финансов – пришла целая система
специализированных финансовых и контрольных
органов: Федеральная служба финансов
РФ, Министерство по налогам и сборам,
Счетная палата, Государственный
таможенный комитет и т.д. Наряду
с развитием государственных
органов контроля широко используется
независимый аудиторский
Назрела необходимость проведения
налоговой реформы, направленной на
укрепление налоговой системы и
улучшение реального
Продолжается государственная
поддержка структурной
Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях