Финансовая политика государства России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 06:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях, ее цели и задачи. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1.Рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
2.Дать характеристику и анализ финансовой политики России 2008 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;
3.Рассмотреть и дать характеристику финансовой политики России в среднесрочной перспективе – 2008-2009гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики…………………………5
1.2 Содержание финансовой политики…………………………………8
1.3 Типы финансовой политики…………………………………………13
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2008 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2008 год………...16
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2008 года……………….23
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2008 года…………26
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Эффективное использование государственных  капитальных вложений, включая рациональное расходование бюджетных ассигнований и концентрация государственных  капитальных вложений на приоритетных направлениях государственного инвестирования, были призваны способствовать последовательной реализации задач по достижению устойчиво высоких темпов экономического роста, повышению конкурентоспособности национальной экономики, диверсификации ее структуры и обеспечению ускоренного инновационного развития.

Основными приоритетными направлениями формирования ФАИП стали:

- модернизация  и развитие стратегически важных  для страны объектов производственной  инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);

- модернизация  коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;

- инвестирование  в объекты социальной инфраструктуры  федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение;

- адресная  поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности  экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;

- формирование  и развитие технологической базы  секторов "новой экономики", в первую очередь науки, что должно обеспечить формирование системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;

- осуществление  природоохранных мероприятий и  создание условий безопасной жизнедеятельности;

- инвестирование  в инфраструктуру судебной системы  в целях обеспечения условий  ее полной самостоятельности  и независимости. 

Таким образом, последовательная реализация приоритетов государственного инвестирования была направлена на создание материальной основы повышения уровня жизни, образовательного, научно-технического, культурного уровня российских граждан, ускорения структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности.

 

 

2.2 Итоги финансовой политики 2008 года

Итоги бюджетной и налоговой политики 2008 года

Задачи  и ориентиры бюджетной и налоговой  политики, обнародованные в Бюджетном  послании Президента Российской РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008 году», нашли первоочередное отражение в утвержденном проекте федерального бюджета на 2009 год. При формировании его параметров были учтены такие изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, как:

         1. Передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%),

         2. Снижение эффективной ставки единого социального налога с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения;

         3. Введение с 1 января 2009 года порядка взимания НДС по принципу «страна назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия;

        4. Снижение в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы;

        5. Увеличение ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров;

         6. Введение главы «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации и произведенная в этой связи отмена налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация».

Следует отметить, что группировка доходов и расходов федерального бюджета на 2009 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как:

- сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации;

- отражение  расходов на управление и прикладные  научные исследования в соответствующих  сферах деятельности в составе  разделов и подразделов функциональной  классификации. 

Правительство и Банк России принимали меры по снижению темпов инфляции. В I полугодии 2008 г. денежная политика была достаточно жесткой, поддерживался стабильным номинальный курс рубля. В целях увеличения предложения продовольственных товаров в мае был смягчен режим импорта говядины. Пристальное внимание уделялось росту регулируемых тарифов (намеченное вторичное повышение цен на газ для населения в апреле практически не было введено, тарифы в электроэнергетике для населения росли более медленными темпами, чем установленный предел их повышения).

В итоге  с июня 2008 г. темпы инфляции замедлились. Во II полугодии 2008 г. темпы роста цен были почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (2.7% против 5.3 процента).

На  замедлении темпов инфляции во второй половине 2008 года сказались также такие факторы, как значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период и осенью благодаря хорошему урожаю 2008 года; значительный рост импорта мясных (на 23-33%) и других продовольственных товаров; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2008 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов.

В августе 2008 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в августе 2007 г.), в том числе за счет более значительного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2008 года

       Финансовая политика 2008 года с  благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.

        Так, темп экономического роста по итогам 2008 года составил 6,4%, то есть выше первоначального прогноза Минэкономразвития (5.9%), но ниже результата 2007 года (7.2%). По темпам экономического роста Россия продолжала опережать развитые страны мира, но уступала Китаю и большинству государств СНГ. Превышение темпов роста по сравнению с прогнозом было связано в первую очередь с более высокими ценами на нефть, которые способствовали дополнительному росту не только стоимостных объемов экспорта, но и доходов населения, торговли и инвестиций в основной капитал. Некоторое замедление роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта и сдержанной динамикой роста промышленного производства, даже в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

        В сфере оплаты труда в 2008 году была сохранена тенденция роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная для последних лет: по предварительным данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2008 году по сравнению с 2004 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства) данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2008 году, который составил 110.6 процента.

       Если рассматривать финансовую политику 2008 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2008 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.

        В соответствии с целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2009 год, Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.

         В 2008 году была проведена реформа системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, в результате чего значительная часть натуральных льгот трансформировалась в денежную форму. При этом объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения были резко увеличены.

Однако  последствия принимаемых решений  по монетизации льгот и механизмы  их реализации оказались не до конца  проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировке расходной части федерального бюджета на 2009 год.

Итак, подводя итоги, касающиеся эффективности финансовой политики 2008 года, следует акцентировать внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии России сыграл внешнеэкономический фактор. По оценке Минэкономразвития, он обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на нефть – примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках нефти и газа резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной  перспективе (2007-2009 гг.)

Главными  целями финансовой политики на 2009 год и среднесрочную перспективу (2007-2009 гг.) стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2009 году и среднесрочной перспективе являются:

1) Создание  условий для обеспечения сбалансированности  бюджетной системы в долгосрочном  периоде. 

2) Продолжение  политики аккумулирования конъюнктурных  доходов в Стабилизационном фонде  с расширением его функцией в качестве «фонда будущих поколений».

3) Повышение  результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличения количества  принимаемых обязательств, препятствующего  сопоставлению и выбору наиболее  эффективных направлений использования  бюджетных средств. 

4) Усиление  роли среднесрочного финансового  планирования.

5) Дальнейшее  расширение самостоятельности и  ответственности главных распорядителей  бюджетных средств, прежде всего  путем разработки и внедрения  методов и процедур оценки  качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

6) Повышение  качества «человеческого капитала». 

7) Обеспечение  прозрачности и эффективности  закупок для государственных  и муниципальных нужд. Расширение  практики проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками.

8) Совершенствование  управления государственной собственностью. В соответствии с программой  приватизации будет продолжать  поэтапно сокращаться избыточная  часть государственного имущества, не обеспечивающая выполнение государственных функций и не соответствующая управленческим возможностям государства. К 2008 году в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического значения для обеспечения национальной безопасности и социальных нужд.

9) Эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

10) Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

Основным  фактором экономического роста в 2009 году стало увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило более низкими темпами, чем в текущем году. В результате темпы роста ВВП прогнозировались со снижением - 6% в 2009 году против 6,6% в 2008 году. Федеральный бюджет на 2009 год и среднесрочную перспективу обеспечивал создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого были решены следующие задачи:

Информация о работе Финансовая политика государства России в современных условиях