Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
-рассмотрение сущности государственного бюджета как основного элемента финансовой системы ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Финансовые отношения и финансовая система:
сущность и структура…………………………………………………….4-13
2.Государственный бюджет как основной
элемент финансовой системы……………………………..…………… 14-20
3.Проблемы финансового развития России……………………………21-32
Заключение...………………………………..……………………………..33
Список используемой литературы…………………………….……….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли и общественного питания

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа 

 

По  дисциплине : «Макроэкономика»

 

Тема : Финансовая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса группы Ф.1.1

Янбулатова Н.Р.

 

Принял: 
Рахматуллин М.А.

 

 

                                                          Уфа 2012

                                                       

                                                           Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

 

1.Финансовые  отношения и финансовая система: 
сущность и структура…………………………………………………….4-13

 

2.Государственный  бюджет как основной 
элемент финансовой системы……………………………..…………… 14-20

 

3.Проблемы финансового  развития России……………………………21-32

 

Заключение...………………………………..……………………………..33

 

Список  используемой литературы…………………………….……….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение 
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

    Финансы выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка. Считается, что понятие финансовой системы является развитием  более  общего определения – финансы.

    Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Предметом исследования являются экономические составляющие финансовой системы . Целью курсовой работы является изучение особенностей строения финансовой системы.

  Цель исследования  определяет постановку следующих  задач:

- изучение сущности и  структуры финансовых отношений и финансовой системы;

-рассмотрение сущности  государственного бюджета как  основного элемента финансовой  системы ;

-выявить проблемы финансового  развития в России.

   Информационной  базой исследования являются  учебники и учебные пособия  по «Экономической теории» и «Макроэкономике»: А.В.Сидоровича , М. Н. Чепурина, К.Р.Макконнелла , С.Л.Брю, И.П.Николаевой и др., а также итернет - ресурсы www.cbr.ru, www.minfin.ru.

  1.      Финансовые отношения и финансовая система : 
                             сущность и структура.

Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей  финансовые    отношения    являются    распределительными,    причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости  от  того,  какую роль они играют в общественном производстве :являются ли непосредственными его участниками,  организуют   ли   страховую   защиту   или   осуществляют государственное регулирование.  Именно   роль   субъекта   в   общественном производстве выступает   в   качестве   первого   объективного    критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль  и  значение государства во всех странах возрастают,  вследствие  чего  возрастают  и  затраты общества на его содержание.  Как показывает  практика  современной рыночной экономики ,основной причиной этой тенденции является  изменение содержания функций государства в обществе.

      Если причина создания государства  – стремление человека  к   разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего  оно первоначально  создавалось:  оно  должно  обеспечить  наиболее   эффективное разделение труда. Оно  должно  создать  систему,  обеспечивающую  удобное  и эффективное разделение  труда с низкой  долей затрат  на   осуществление товарообмена.  Доля  затрат   на   осуществление   товарообмена   называется издержками   обращения.   В   издержки   обращения   можно   включить    все непроизводственные доходы, возникающие  с  момента  производства  товара  до того, как он был потреблен.

      Наиболее   известная   и   эффективная   форма   реализации   системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи  денег – финансовая система.

    Финансовая система не есть  только  лишь  сами  по  себе  деньги.  Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом  –  это  и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система),  в нее можно включить и торговые сети и многое другое:  все,  что  способствует товарному обращению между субъектами производства.

      Система разделения труда может  быть не только  денежной,  но  и  любой другой. Если мы сможем  придумать метод,  при помощи  которого  разделение труда будет реализовано  более  эффективно,  нежели  при  помощи  денег,  то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях  войны государство  практически  полностью  мобилизует  промышленность  на  военные нужды  и  вводит  директивное  управление  экономикой.  Ясно,  что  в  таких условиях  нет  места  свободному  товарообмену,  а   деньги   играют   чисто номинальную роль.

      Стало  быть,  механизм  разделения  труда,   который   применяется   в государстве   зависит   от   конкретной   ситуации,   в   которой   находится государство.

      Различные формы реализации финансовой  системы  по-разному  стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение  нужд  потребителей. Допустим,  что  одна  система  создает   конкурентную   среду,   ведущую   к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок  в объемах  производства  в  течение  короткого  времени,  а   другая   система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок  в  короткое  время, но не создает конкурентную среду.  Если  у  нас  отсталое  либо  разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой  системы на  достаточно  небольшой   срок.   После   совершения   рывка   в   объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы  «выдохнется»,  мы  должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.

      Если мы  придумаем  какую-либо  иную  систему,  хорошо  обеспечивающую разделение  труда,  то  она  может  быть  вполне  приемлемой.   Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь  то,  насколько  удобно  при  этом осуществляется  товарообмен,  насколько  велики  издержки,  возникающие  при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

      Например,  в  сегодняшней   России  доля  производственных   затрат   в розничной цене продукции зачастую составляет  20-30  %  .  Известны  случаи, когда она доходит до 5-10  %.  Остальное  есть  непроизводственные  затраты: надбавленная  стоимость  создаваемая  предпринимателем,  вложившим  в   дело капитал,  перепродавцами  продукции.  Все  это  можно  включить  в  издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз  сами

производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики,  говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо.

      В любой системе важен любой  фактор, влияющий на ее устойчивость.  Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы  можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным.  Если мы  воздействуем на  него,  мы  можем порвать в   цепи   слабое   звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы .[1]

      В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов,  финансов  государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности  они и составляют   своеобразную    финансовую    основу    социально-экономической деятельности государства. [2]

      Разные звенья финансовой системы обслуживают разные  виды  финансового распределения:     внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое   – финансами   предприятий,   комплексов,   ассоциаций, межотраслевое  и   межтерриториальное    – государственным бюджетом, внебюджетными фондами. 
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет –  самый  крупный  денежный  фонд,  который  использует  правительство   для финансирования  своей  деятельности.  За   счет   государственного   бюджета содержатся  армия,  полиция,  значительная  часть здравоохранения,  с   его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

         В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими  звеньями  финансовой  системы,  оказывая  им  при  необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных  средств  из  центрального государственного   фонда   муниципальным    финансовым    фондам,    фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

      Государственный   бюджет   состоит   из   двух    взаимосвязанных    и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда  поступают  денежные  средства   для   финансирования   деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из  своих  доходов.  Расходная  часть  показывает,  на  какие   цели направляются аккумулируемые государством средства.

  Структура бюджетных расходов и доходов и доля  отдельных статей  в государственном  бюджете  стран  с   рыночной   экономикой   приблизительно следующие: [3]

                              Расходы:                           

- Затраты на социальные услуги: 
здравоохранение, образование,

субсидии бюджета местных властей

на эти цели.                                                                                   (40-50%)

              

-Затраты на хозяйственные нужды капиталовложения в инфраструктуру,

дотации государственным  предприятиям,

субсидии сельскому  хозяйству,  
расходы на осуществление

государственных программ.                                                    (10-20%)

 

 

- Расходы на вооружение и материальное 
обеспечение внешней политики, включая

содержание  дипломатических служб и займы

иностранным государствам .                                                             (10-20%)                     


 

-Административно-управленческие расходы: 
содержание правительственных органов, 
полиции, юстиции и проч.                              (5-10%) 

-Платежи по государственному долгу.                (до7-8%)

                          


 

                                     
                                                                Доходы:

 

-Налоги 
(в том числе акцизные сборы и  
таможенные пошлины, гербовый сбор).                            (75-85%)                                                            

-Налоговые поступления: 
доходы от государственной        

собственности, государственной торговли.                         (5-8%)                                  

             

-Взносы в государственные фонды  
социального страхования, 

пенсионный,  страхования от безработицы.                     (10-12%)


 

     В  каждой  стране  структура   бюджета  имеет  свои  особенности.   Она определяется  экономическим  потенциалом   страны,   масштабностью   задач, решаемых  государством  на  данном  этапе  развития,  ролью  государства  в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

      На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют   местные органы власти.  Их  деятельность  финансируется  за  счет  местных  денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не  являются  составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

      В  современных  условиях  во  всех   странах   наблюдается   тенденция опережающего роста местных финансов по  сравнению  с  финансами  центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей  роли  местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

      Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

      Местный бюджет  имеет  такую   же  структуру,  как  и   центральный.  Он включает доходы и расходы местных органов власти,  действует  на  территории административных единиц, органы которых его принимали.

      Доходная  часть  местного  бюджета  формируется  за   счет   налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти,  субсидий  и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Информация о работе Финансовая система