Финансовая система России, ее структура и элементы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:56, реферат
Краткое описание
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1.Понятие финансовой системы, ее структура и элементы…………….4 1.1.Финансовая система…………………………………………………………..4 1.2.Структура и элементы финансовой системы………………………………..6 Заключение……………………………………………………………………….12 Список использованных источников…………………………………………...13
федеральный бюджет - это республиканский
бюджет РФ;
территориальные бюджеты субъектов
РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые,
областные автономных областей, автономных
округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
бюджеты муниципальных образований
(местные бюджеты) - это
окружные, городские, районные
бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные
бюджеты в городах.
Государственный бюджет выполняет
следующие функции:
1.Перераспределительная (через
государственный бюджет перераспределяется
до 50% национального дохода страны);
2.Регулирующая (через госбюджет
осуществляется регулирование темпов
и пропорций развития экономики);
3.Стимулирующая (бюджетные,
отношения имеют своей целью стимулирование
эффективного использования всех экономических
ресурсов и, в первую очередь, бюджетных
средств);
4.Контрольная (через госбюджет
осуществляется контроль за рациональным
использованием финансовых ресурсов).
Государственный кредит выделяется
в самостоятельное звено государственных
финансов, так как ему присущи специфические
формы финансово-кредитных отношений
по привлечению средств в централизованные
фонда государства. Государственный кредит
- особая форма денежных отношений между
государством и юридическими и физическими
лицами, а также зарубежными государствами
и международными организациями по поводу
финансирования государственных расходов.
Государственный кредит основан на добровольности
платежей в казну государства.
Необходимость государственного
кредита обусловлена темпами роста государственных
расходов, опережающими возможности расширения
собственной доходной базы. Кредит позволяет
обеспечить финансирование запланированных
расходов бюджета при его дефиците. Очевидно,
что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной
и финансовой политики традиционное представление
о системе звеньев государственных финансов
должно быть расширено. В широком, современном
понимании она должна включать в систему
Центрального Банка РФ.
Внебюджетные фонды - это форма
аккумуляции и перераспределения денежных
средств, используемых для удовлетворения
социальных потребностей и дополнительного
финансирования территориальных нужд.
Данные фонды создаются в различных государствах
на определённый срок или действуют постоянно.
8
Государственные внебюджетные
фонды предназначены для финансирования
различных социально-экономических услуг
населения, для стимулирования развития
отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения
дополнительными ресурсами приоритетных
сфер экономики. Поэтому правомерно выделение
внебюджетных фондов в самостоятельное
звено государственных финансов.
По признаку целевой направленности
использования средств внебюджетные фонды
можно объединить в две группы: социального
назначения; межотраслевого и отраслевого
характера. Кроме того, образуются внебюджетные
фонда территориального назначения. Организационно
внебюджетные фонды отделены от бюджетов,
имеют определённую самостоятельность.
В России концентрация огромных
средств (почти равных федеральному бюджету)
в многочисленных внебюджетных фондах
при ослаблении государственного финансового
контроля привела к малоэффективному
использованию этих средств, злоупотреблениям.
В целях усиления контроля над использованием
государственными финансовыми ресурсами
была произведена консолидация государственных
внебюджетных фондов в федеральном бюджете
Российской Федерации. Это касалось тех
фондов, доходы которых формировались
за счёт обязательных платежей предприятий
и организаций. Целевая направленность
консолидированных фондов сохранилась.
Консолидация не распространяется на
государственные целевые внебюджетные
фонды социального назначения: Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ Российской Федерации создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации и является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением.
ФСС Российской Федерации создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования.
ФОМС предназначен для аккумулирования
денежных ресурсов на обязательное медицинское
страхование граждан, обеспечение стабильности
государственной системы обязательного
медицинского страхования и выравнивание
финансовых ресурсов его проведения.
Следующей сферой финансовой
системы являются финансы хозяйствующих
субъектов - предприятий и организаций
различных форм собственности, созданными
в порядке, установленным законом, для
производства продукции, выполнения работ
и оказания услуг в целях удовлетворения
общественных потребностей. Именно в этом
звене создаётся основная часть доходов,
которая в последующем в результате перераспределения
по установленным государством правилам
формирует доходы бюджетов всех уровней,
а также внебюджетных фондов.
9
В то же время определённая
часть бюджетных (финансовых) средств
государства в форме прямого бюджетного
финансирования, бюджетных ссуд, гарантий
направляется на финансирование деятельности
предприятий, как текущей, так и инвестиционной.
В сфере хозяйствующих субъектов,
несмотря на различия и особенности предприятий
и организаций в этой сфере финансовой
системы, финансовые отношения имеют общую
структуру, где следует выделить:
отношения, связанные с формированием
первичных доходов и целевых фондов внутрихозяйственного
назначения (уставный фонд, фонды развития
производства, поощрительные и др.);
отношения, возникающие между
предприятиями, если эти отношения носят
распределительный характер, а не обслуживают
обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов,
штрафы при нарушении договорных обязательств);
отношения, возникающие со страховыми
организациями в связи с формированием
и использованием страховых фондов;
отношения, возникающие с банками
в связи с получением ссуд и другим обслуживанием;
отношения, возникающие с бюджетной
системой;
отношения, возникающие с вышестоящими
управленческими структурами в связи
с перераспределением финансовых ресурсов.
Особенности этих отношений
зависят от следующих факторов: формы
собственности, характера деятельности
(коммерческие или некоммерческие), отраслевой
принадлежности. Эти особенности находят
своё отражение в источниках финансирования,
порядке образования и использование
целевых денежных фондов, в характере
взаимоотношений с бюджетом.
В сфере финансов домохозяйств
выделяют три группы отношений:
между домохозяйствами и бюджетной
системой (бюджет и внебюджетные фонды)
по поводу уплаты налогов и финансирования
доходной части бюджетов домохозяйств
(социальные трансферты и заработная плата
работников бюджетной сферы);
между домохозяйствами и различными
участниками финансового рынка в связи
с осуществлением инвестиций в различные
виды доходных финансовых инструментов;
между домохозяйствами и хозяйствующими
субъектами по поводу формирования доходов
домохозяйств (оплата по труду и другие
выплаты, приравненные к ним)
Коммерческие организации -
юридические лица, которые преследуют
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности.
Некоммерческие организации
- организации, которые не ставят своей
целью извлечение прибыли и не распределяют
коммерческую прибыль между участниками.
10
Такие предприятия могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению
целей, ради которых они созданы, и соответствующую
этим целям.
Звенья первой сферы - государственных
и муниципальных финансов - относятся
к централизованным финансам и используются
для регулирования экономики и финансовых
распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второй подсистемы включают децентрализованные
финансы и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
11
Заключение
Вопрос о сущности финансовой
деятельности и финансовой системе различными
авторами трактуется по-разному. Это обусловлено
изменениями финансовой сферы с изменением
всей экономики со временем: начиная с
времён СССР и до сегодняшних дней.
Экономисты-учёные предлагают
множество различных определений термина
"финансовая система", и каждый из
представлений является верным с большим
акцентом на тот или иной аспект.
Слово "financsia", как производное
от латинского глагола, вошло в оборот
в XIII-XV веках в Италии и означало "денежный
платёж".
Финансовая система - совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств и играет различную роль
в общественном воспроизводстве.
Таким образом, финансовая система
- это система взаимосвязанных элементов:
государственных и муниципальных финансов,
финансов хозяйствующих субъектов. Каждый
элемент в свою очередь делится на звенья,
что в едином целом составляет структуру
влияющих друг на друга финансовых сфер
государства.
Современная финансовая система
в определённой степени приблизилась
к структуре финансовых систем западных
стран, имеющих федеральное устройство.
Тем не менее, сегодняшняя финансовая
система России достаточно противоречива
и требует серьёзной доработки. В частности,
необходимо решение следующих ключевых
проблем:
а) снижение дефицита региональных
и местных бюджетов за счёт укрепления
их доходной базы, приведение последней
в точное соответствие с полномочиями
бюджетов;
б) реструктуризация расходов
по приоритетам;
в) создание условий для реализации
принципов бюджетов федерализма;
г) усиление контроля за эффективностью
использования бюджетных ассигнований.
Таким образом, проанализировав
множество источников, можно сделать вывод,
что финансовая система Российской Федерации
координирует движение денежных средств
посредством различных фондов и требует
постоянного совершенствования, учитывая
постоянно меняющиеся экономические условия
и предпосылки.
12
Список использованных источников
Финансы, денежное обращение
и кредит / М.В. Романовский, О.В. Врублёвская
// Учебник. - Люберцы: Юарт-Издат. - 2006. - с.64-70;
Финансы. Денежное обращение.
Кредит. Конспект лекций. Пособие для подготовки
к экзаменам для студентов всех форм обучения / Авт. - сост. В.И. Руденко: 3-е изд.
- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - с.8-19;
Финансы и кредит: учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
экономики и управления / В.Д. Фетисов,
Т.В. Фетисова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с.59-66;
Финансы, денежное обращение
и кредит / А.М. Литовских, И.К. Шевченко
// Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРГУ,
2005, с.127-142;
Финансы и Кредит: Учеб. Пособие/Под редакцией проф.А.М. Ковалёвой.
- М.: Финансы и Статистика, 2004. - стр.9-26;
Финансы: Учебник для вузов / Под ред.Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с.9-14;
Нешитой А.С. Финансы Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КО", 2005. - с.26-57;
Деньги для российской экономики
/ Г.Г. Господарчук // Деньги и кредит. - М.: Финансы и статистика. - 2006. - №12. - с.29-33;
Повышение устойчивости финансовой
системы страны - важное направление деятельности
Минфина России // Финансы. - М.: Финансы.
- 2006. - №5. - с.3-14;
Трансформации финансовых отношений
под воздействием глобализации: финансовая
система России в условиях глобальной
конвергенции / Н.В. Фадеева // Финансы и
кредит. - М.: Финансы и кредит. - 2007. - №14.
- с.9-18;