Финансовая система России на современном этапе: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
• исследованы теоретические вопросы управления финансами в РФ;
• проведен анализ управления финансами в РФ на разных этапах исторического развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Понятие и сущность управления финансами 5
1.2 Механизм управления финансами 12
1.3 Принципы управления финансами 15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ 18
2.1 История становления и развития управления финансами в России 18
2.2 Субъекты управления финансами в России и их функции 24
2.3 Нормативная правовая база управления финансами в России 35
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_sherstyuk__bd-12_1.docx

— 455.68 Кб (Скачать файл)

 

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ

2.1 История становления  и развития управления финансами  в России

Рассмотрим I этап, положивший начало формирования теории управления финансами. До октябрьской революции 1917 г. в России имели место два направления, положенные в основу современной науки по управлению финансами:

  • финансовые вычисления;
  • анализ баланса

 

Финансовые вычисления появились с момента возникновения капиталистических отношений, но в самостоятельную отрасль знаний стали выделяться, начиная с 19 века. В то время финансовые вычисления были известны как "коммерческие вычисления" или "коммерческая арифметика". Быстрый экономический рост европейских стран в немалой степени связывают с широко развитой системой распространения коммерческих знаний. Актуальность и важность коммерческого образования понимали не только финансисты, но и государственные деятели России. В конце 50-х. годов 19 века в крупных центрах Российского государства стали открываться коммерческие училища, торговые школы, курсы. Россия за период с 1896 г. по 1906 г. обогатилась более чем на 150 дорогостоящих коммерческих школ, многие из которых были созданы за счет частных лиц .Основу коммерческих наук составляла коммерческая арифметика, как наука, применение которой всегда обуславливает любую торговую и финансовую операции. Курс коммерческой арифметики включал технику процентных вычислений (простой и сложный процент), технику вексельных вычислений (дисконт и дисконтирование), технику курсовых вычислений по финансовым операциям (кратко- и долгосрочные вклады и ссуды), технику вычислений по процентным бумагам и акциям.В области коммерческих вычислений наиболее известны русские ученые-экономисты Н.С. Лунский, Р.Я. Вейцман, П.М. Гончаров, И.И. Кауфман, Б.Ф. Малешевский, К.И. Светлов.Анализ баланса является вторым направлением, входящим в базовую структуру финансового менеджмента, появившимся в 19 веке. Здесь, прежде всего, следует отметить вклад А.К Рощаховского, которого можно считать первым русским бухгалтером, по-настоящему оценившим роль экономического анализа и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. В 20-е годы теория балансоведения и, в частности, методологические основы построения и анализа баланса были окончательно сформулированы в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева, Г.А. Бахчисарайцева и других.Этап отличается многочисленными политическими реформами, которые отрицательно сказались на процессе формирования финансового управления. Начиная с 1917 года, в силу исторически сложившихся фактов, направленных на строительство социалистической экономики, коммерческая арифметика не получила должного развития и ее дальнейшее совершенствование было "законсервировано" более чем на 70 лет. После Октябрьской революции 1917 г. финансовый менеджмент начинает вытесняться из сферы управления и ему на смену приходит централизованное планирование и контроль за выполнением плановых заданий. По мере развития планового социалистического хозяйства в СССР анализ баланса и финансовые вычисления трансформируются в анализ хозяйственной деятельности. В этот период анализ все больше и больше отделяется от бухгалтерского учета, который должен лежать в основе аналитических исследований. Начиная с 50-х годов, практически ежегодно вносились изменения в состав и структур форм отчетности, при этом каждое ведомство стремилось утвердить свою форму бухгалтерского баланса. Анализ предполагал изучение хозяйственных средств и их сопоставление с источниками финансирования. Плановая экономика и централизованное управление народным хозяйством не нуждались в систематизации и группировке причин отклонений от планового задания, выявлении наиболее выгодных вложений капитала, развитии рентабельных производств и услуг.[4, c. 78-87]Этап в России характеризуется динамизмом экономических реформ и преобразований. Переход в систему рыночных отношений заставил Правительство Российской Федерации и руководство предприятий изменить стратегию и тактику в управлении финансами. Финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение при определении инвестиционной и дивидендной политики организации. В настоящее время для повышения эффективности деятельности фирмы гораздо более важным является своевременный и системный контроль за использованием денежных средств, выработка рекомендаций по вложению капитала, исследование рынка сбыта товаров и многие другие вопросы, которые ежедневно должны решать финансовые менеджеры. Важность управления финансами подтверждается также тем, что в государственных общеобразовательных стандартах профессионального высшего образования, начиная с 1995 г. дисциплина «Финансовый менеджмент» является федеральным, т.е. обязательным компонентом общепрофессиональных дисциплин экономических специальностей. Одной из фундаментальных наук для финансового управления является бухгалтерский учет. Долгие годы в России бухгалтерский учет считался консервативной и даже «отсталой» наукой по сравнению с планированием, финансами и экономикой. В определенной степени это объяснялось политикой государства, а также функциями, которые выполнял бухгалтерский учет. Но, тем не менее, именно бухгалтерский учет подтолкнул развитие финансового менеджмента.Начиная с 80-х. гг. в России появляется довольно большое число совместных предприятий с участием иностранного капитала. Однако функционирование этих предприятий было затруднено из-за несовместимости систем бухгалтерского учета в СССР и зарубежных странах.Впервые проблема гармонизации бухгалтерского учета в России была сформулирована на международном семинаре в г. Москве (1989 г.). В результате этого совместно с иностранными специалистами был организован ряд программ по двум направлениям: разработка и реализация программ переподготовки практиков, преподавателей и студентов; внесение изменений в систему бухгалтерского учета и отчетности.

 

Таблица 1- История становления и развития управления финансами в России

История становления и развития управления финансами в России

  • до октябрьской революции 1917 года

       1 финансовые вычисления ("коммерческие  вычисления" или "коммерческая  арифметика".)

-В области коммерческих вычислений  наиболее известны русские ученые-экономисты  Н.С. Лунский, Р.Я. Вейцман, П.М. Гончаров, И.И. Кауфман, Б.Ф. Малешевский, К.И. Светло.

2. Анализ баланса 

-А.К Рощаховского(можно считать  первым русским бухгалтером)

 

В 20-е годы теория балансоведения и, в частности, методологические основы построения и анализа баланса были окончательно сформулированы в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева, Г.А. Бахчисарайцева

  • с 1917 года до периода перестройки в России (начало 90-х годов);

1.-Начиная  с 1917 года, в силу исторически  сложившихся фактов, направленных  на строительство социалистической  экономики, коммерческая арифметика  не получила должного развития  и ее дальнейшее совершенствование  было "законсервировано" более  чем на 70 лет.

- После Октябрьской революции 1917 г. финансовый менеджмент начинает  вытесняться из сферы управления  и ему на смену приходит  централизованное планирование  и контроль за выполнением  плановых заданий.

2. Начиная с 50-х годов, практически  ежегодно вносились изменения  в состав и структур форм  отчетности, при этом каждое ведомство  стремилось утвердить свою форму  бухгалтерского баланса. Анализ  предполагал изучение хозяйственных  средств и их сопоставление  с источниками финансирования. Плановая  экономика и централизованное  управление народным хозяйством  не нуждались в систематизации  и группировке причин отклонений  от планового задания, выявлении  наиболее выгодных вложений капитала, развитии рентабельных производств и услуг

  • этап - с начала 90-х годов до наших дней

-начиная с 1995 г. дисциплина «Финансовый  менеджмент» является федеральным, т.е. обязательным компонентом общепрофессиональных  дисциплин экономических специальностей.

-Впервые проблема гармонизации  бухгалтерского учета в России  была сформулирована на международном  семинаре в г. Москве (1989 г.). В результате  этого совместно с иностранными  специалистами был организован  ряд программ по двум направлениям:

 

Вывод:

В современных условиях уже недостаточно определить указанные показатели и динамику их развития, гораздо острее стоит проблема определения оптимальных соотношений между ними. В конкретных экономических условиях финансовый менеджер должен установить, что в данный момент является более выгодным и приоритетным для эффективности организации. Следовательно, все показатели должны быть, исследованы в системе, и иметь свои ограничения (нормативы), превышение которых должно контролироваться и современно устраняться, так как это негативно может сказаться на организации управления финансами


 

 Начиная с 90-х гг. управление финансами становится наиболее сложной и приоритетной задачей деятельности организаций всех форм собственности. Финансовый менеджмент требует постоянного развития своих методов и приемов. Эволюция управления финансами, на мой взгляд, проявляется в том, что в современных условиях недостаточно добиться увеличения основных показателей, гораздо важнее определить их взаимное влияние друг на друга и противоречия. Рассмотрим наиболее важные показатели, характеризующие деятельность организации, между которыми имеется тесная взаимосвязь и противоречие. [5, c. 49-54]

Анализ динамики  консолидированного бюджета РФ 1994-2012.

 

 

Структура доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ в 1994-2012 гг., %

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

 

Консолидированный бюджет РФ

         

Доходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Расходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Федеральный бюджет

             

Доходы

41,4

49,1

46,6

44,2

44,1

48,2

51,5

54,7

57,4

57,3

Расходы

55,9

52,7

51,0

48,3

52,8

50,5

49,9

49,8

54,9

54,3

 

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

       

Доходы

58,6

50,9

53,4

55,8

55,9

51,8

48,5

45,3

42,6

42,7

Расходы

44,1

47,3

49,0

51,7

47,2

49,5

50,1

50,2

45,1

45,7

 

Бюджеты субъектов РФ

             

Доходы

н.д.

н.д.

32,5

37,9

42,0

50,9

57,4

57,4

56,5

56,5

Расходы

н.д.

н.д.

34,8

39,5

42,4

50,5

55,4

56,5

56,8

56,5

 

Консолидированные местные бюджеты

         

Доходы

н.д.

н.д.

67,5

62,1

58,0

49,1

42,6

42,6

43,5

43,5

Расходы

н.д.

н.д.

65,2

60,5

57,6

49,5

44,6

43,5

43,2

43,5

                     

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

                 

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

                 

58,8

63,1

62,3

61,7

59,9

55,3

56,0

59,8

61,5

53,2

54,4

53,9

55,5

54,8

60,7

60,4

58,7

60,7

                 

41,2

36,9

37,7

38,3

40,1

44,7

44,0

40,2

38,5

46,8

45,6

46,1

44,5

45,2

39,3

39,6

41,3

39,3

                 

55,1

61,4

59,9

59,6

61,1

59,7

60,2

61,3

61,1

54,7

59,4

58,7

59,6

61,3

61,0

60,6

61,2

62,1

                 

44,9

38,6

40,1

40,4

38,9

40,3

39,8

38,7

38,9

45,3

40,6

41,3

40,4

38,7

39,0

39,4

38,8

37,9


 

 

.Кризис , после развала  СССР . Проблемы , которые мы пытались  решить и причины экономического  спада.1994-1999.этому периоду характерны  признаки : децентрализацией бюджетов  и дефицит бюджетов всех уровней. Исторические события связанные  с основными тенденциями бюджета  данного периода.1993- Выпуск ГКО, для  финансирования дефицита бюджета.11 октября 1994 г. - "черный вторник", произошло обвальное падение  рубля по отношению к доллару.Одна из главных причин увеличения расходов в период  с1994 до 2000 это чеченская война  в 1995г. государство взяло на себя обязательство удерживать курс рубля к доллару в заранее объявленных пределах. государства 1 янв. 1996г. вступил в силу закон о федеральном бюджете, который не предусматривал существование отраслевых внебюджетных фондов. 21 марта были упразднены внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, оборонной промышленности и металлургии. 17 августа 1998 был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ). В результате кризиса произошло резкое обесценение рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения. Одна из главных причин увеличения расходов в период  с1994 до 2000 это чеченская война  В 1999г. Начался  экономический рост экономики . Ослабление денежной политики, рост мировых цен на нефть привели к увеличение доходов федерального бюджета, а отсутствие значимых источников финансирования бюджета привело к сокращению дефицита.  Также было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности. В конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов как экономический рычаг и до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был значительно ниже среднего темпа роста цен в экономике.2000-2007. Характерные черты :Профицит бюджетов , централизация бюджета. Август 2000. Введена новый налоговый кодекс, предусматривающий переход на "плоскую" шкалу подоходного налога со ставкой 13%, замену социальных платежей единым социальным налогом, а также резкое сокращение налогов с оборота.  2001 Снижена ставка налога на прибыль организации до 24% , отказ от всех льгот в пользу предприятий . (отчисления в федеральный бюджет снизились с с 11 % до 7,5 %.) с 1 января 2002 года проиндексированы на 12 % ставки акцизов на алкогольную продукцию, бензин, дизельное топливо, моторные масла, введен акциз на сухой отбензиненный газ, реализуемый за пределы Российской Федерации, и отменен ряд льгот по налогу на добавленную стоимостьС 30 % до 15 % был сокращен норматив отчислений в федеральный бюджет от платежей по земельному налогу за земли городов и поселков увеличением на 1,5 процентного пункта (до 6,5 %) федеральной ставки налога на прибыль организаций централизация налога на добычу нефти и газового конденсата, доля отчислений по которому в федеральный бюджет в 2005 году установлена в размере 95 %введением в действие главы «Водный налог» Налогового кодекса Российской  Федерации, в соответствии с которой зачисление водного налога в полном объеме производится в федеральный бюджет, отменена плата за пользование водными объектами, зачисление которой ранее производилось в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации; 2008-2012 Незначительный дефицит бюджета , централизация Бюджета. В 2008г. произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Основные меры денежно-кредитной политики, проводимые Центральным Банком РФ:) снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.;) повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций;) предоставление Банком России безналоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых;) изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности);) изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб. Основные меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ:) размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых;) имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка;) имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования;) предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку ) имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков;) размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.) Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты» значительно ускорила спад в промышленности в ноябре - декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Девальвация рубля в России производится Центробанком. В России курс рубля привязан к корзине валют, где 55% долларов и 45% евро. В России Центробанком установлен плавающий курс рубля, но в пределах валютного коридора Банку России, для того чтобы произвести девальвацию рубля нужно расширить валютный коридор (то есть установить минимальное и максимальное значение рубля по отношению к корзине валют, дальше курс рубля определяется на валютных торгах). У девальвации также есть противоположное действие - ревальвация, то есть официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Причины девальвации в России в том, что мировые цены на нефть резко упали со 140$ до 40$ за баррель, резко снизив долларовые поступления в бюджет государства и компаний. К тому же на фоне мирового финансового кризиса в России в последнее время наблюдается большой отток капитала за рубеж (50-100 млрд. долларов в месяц). Кроме того, население России, помнит опыт прошлых лет и начинает активно переводить рублевые сбережения в иностранную валюту. В совокупности эти факторы вызывают сильную нехватку валюты в стране.Чтобы обеспечить экономику валютой, ЦБ вынужден тратить золотовалютные резервы. Так, за сентябрь-октябрь 2008 года было потрачено 100 млрд. долларов, а ЗВР составили 484 млрд. долларов. Для ограничения спроса на валюту Банк России вынужден прибегнуть к девальвации рубля ЦБ, при этом курсы иностранных валют значительно повышаются. 4 декабря 2008 председатель правительства Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением объявил о сокращении квоты на привлечение в Россию трудовых мигрантов в два раза (ранее в 2008 году она была увеличена в два раза).Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10%.Правительство предложило широкий набор стимулов, прежде всего налоговых, для развития реального производства и поддержки социальной стабильности, среди них: размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ) выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе)снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.; повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб8.; поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.; cнижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб. увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.;регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%9;ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.; увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.;вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб.). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.; максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб. В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый "естественный отбор". На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому - бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей. декабря 2009 года В.В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена, что было отмечено в российских средствах массовой информации марта 2010 года «Независима газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе. Российский фондовый рынок вырос в 2,5 раза, что значительно превышало рост фондовых рынков в других странах.В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа - всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста

Информация о работе Финансовая система России на современном этапе: проблемы и перспективы развития