Финансовая система Российской Федерации, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в Российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...……2
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие финансовой системы……………………………………..….….……..4
1.2 Сущность и состав финансовой системы………………….…..…..………5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Государственные и муниципальные финансы………….…...….…….9
2.2 Страхование…………………………………………………………………….…….....21
2.3 Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств…..28
3 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…..….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

Бюджет России в 2012-м году предусматривает плановые поступления [доход] в размере 11,780 трлн. рублей. Плановый период 2013-го и 2014-го года ожидает поступления в размере 12,706 трлн. рублей  и 14,902 трлн. рублей соответственно.

Львиная доля [до половины] поступлений в бюджет предусматривается от нефтегазовой отрасли, в частности за счёт экспорта нефти и газа. В перспективе предполагается снижение доли нефтегазового фактора в бюджете страны за счёт увеличения объёма поступлений от налога на добавленную стоимость, а также за счёт увеличения объёмов акцизных сборов.

Бюджет страны на 2012-2014 предусматривается дефицитным, так в 2012-м году плановые расходы составят 12,656 трлн. рублей [дефицит = 876 млрд. рублей или 1,5 % ВВП], в 2013-м году плановые расходы предполагаются на уровне 13,731 трлн. рублей [дефицит = 1, 025 трлн. рублей или 1,6 % ВВП], в 2014-м году плановые расходы предполагаются на уровне 14,583 трлн. рублей [дефицит = 491 млрд. рублей или 0,7 % ВВП].

Предполагается что оплата дефицитных статей бюджета будет производиться за счёт двух основных источников, - распродажи объектов фонда государственного имущества, и за счёт внешний заимствований.

Напомним, что на 1 октября 2011 года внешний долг Российской Федерации составлял 519 млрд. долларов США, что равно 23-м % ВВП. Практика дефицитных бюджетов и внешних заимствований является общемировой. Но вместе с увеличением внешнего долга, в зависимости от срока и размеров заимствований, увеличивается и статьи расходов бюджета по возврату таких заимствований с учётом выплаты процентов по ним.

Далее, поскольку львиная доля [до половины] дохода бюджета предполагается из нефтегазовой отрасли, то серьёзным фактором становится цена на нефть и газ. Бюджетом предусматривается цифра равная 100 долларам США за баррель нефти. Основным покупателем российской нефти и газа является Европа, экономика которой в настоящее время пребывает в нестабильности и стагнации. Потенциально существует вероятность того, что Европа не сможет оплачивать российскую нефть и газ на уровне 100 у. е. за баррель. А уменьшение цены автоматически приведёт к увеличению дефицитной доли бюджета2.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные  вопросы;

2) национальная  оборона;

3) национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность;

4) национальная  экономика;

5) охрана  окружающей среды;

6) образование;

7) культура, кинематография, средства массовой  информации;

8) здравоохранение, физическая культура и спорт;

9) социальная  политика;

10) межбюджетные  трансферты.

            К безвозмездным поступлениям относятся:

  • межбюджетные трансферты;
  • дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

        Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в виде дотаций, субвенций, субсидий и др.

       Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Эта форма была основной до 1994 года.

      Субсидия – предоставляется юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством

(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием  услуг.

     Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в

установленном порядке 3.

      Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ. Виды налогов и сборов в РФ представлены на рисунке 3

 

 

 

Виды налогов и сборов в РФ




Федеральные

налоги и сборы

 

Региональные

налоги и сборы

 

Местные налоги

и сборы


 

1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. Налог на доходы физических  лиц

4. Единый социальный налог (до 01.01.2010)

5. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

(с 01.01.2010)

6. Налог на операции с ценными  Бумагами (до 01.01.05)

7. Таможенная пошлина (до 01.01.05)

8. Плата за пользование природными ресурсами (до 01.01.05)

9. Налог на прибыль организаций

10. Государственная пошлина

11. Налог на наследование и  дарение (до 01.01.06)

12. Сбор за использование наименования «Россия» и «Российская федерация» и образованных на их основании слов и словосочетаний (до 01.01.05)

13. Водный налог

14. Сборы за выдачу лицензий  и право на производство и  оборот этилового спирта и  спиртосодержащей алкогольной продукции (до 01.01.05)

15. Налог на добычу полезных  ископаемых

16. Сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсов

 

1. Налог на имущество

организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес

4. Лесной доход

(до 01.01.05)

 

1. Налог на имущество физических лиц

2. Земельный налог

3. Налог на рекламу (до 01.01.05)

4. Регистрационный сбор с физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью (до

01.01.05)


 

Рис. 3. Виды налогов и сборов в РФ

        Принципы бюджетной политики в области расходов должны быть единые и прозрачные, учитывать как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства4.

         Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.

        Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направления их расходования осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Органы Федерального казначейства обеспечивают кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

          «Параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования сбалансированы и определены по доходам и расходам в сумме 1трл.59,3 млрд. рублей на 2013 год, 1трл.208,8 млрд. рублей - на 2014 год и 1трл.442,5 млрд. рублей – на 2015 год.

        Поступления страховых взносов в общем объеме доходов составят 95,2% в 2013 году, 98,4% - в 2014 году и почти 100% (99,9%) - в 2015 году.

    Из  федерального бюджета на компенсацию  выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов для отдельных плательщиков поступят межбюджетные трансферты в 2013 году в сумме 50,4 млрд. рублей, в 2014 году – 18,8 млрд. рублей и в 2015 году – 1,0 млрд. рублей. 

    Благодаря  ранее принятым решениям об  увеличении тарифа страховых  взносов на 2%, существенно увеличится  финансирование основной задачи  Фонда – выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования.

    В 2013 году объем субвенций из  бюджета Федерального фонда составит 985,4 млрд. рублей, с приростом 382,1 млрд. рублей или 63,3% к объему, установленному на 2012 год - 603,3 млрд. рублей.

    За  счет субвенции обеспечиваются  ранее финансируемые за счет  ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на осуществление денежных выплат врачам и медицинским сестрам первичного звена, медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан,  диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содержание медицинских организаций в размере прироста страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом.

     В сопоставимых условиях объем  субвенции в 2013 году составит 877,3 млрд. рублей, с приростом 195,3 млрд. руб. или 28,6% к объему субвенций, установленному  на 2012 год, с учетом средств на  внедрение стандартов медицинской помощи - 682,0 млрд. рублей. Указанный прирост позволит увеличить заработную плату медицинским работникам в субъектах Российской Федерации, улучшить лекарственное обеспечение.

    Финансовое  обеспечение территориальных программ  обязательного медицинского страхования за счет субвенции в расчете на одно застрахованное лицо в 2013 году составит 5942,5 рублей против 4 102,9 рублей в 2012 году, с ростом на 44,8 процента.

    Фонд  в 2013–2015годах продолжит направление  средств Фонду социального страхования на оплату родовых сертификатов в размере по 19,03 млрд. рублей ежегодно.

     На 2013 год продлеваются единовременные  компенсационные выплаты молодым  врачам в сумме 1 млн. рублей за  счет остатков средств, неиспользованных на указанные цели в 2012 году. Если остатки будут полностью использованы, на указанные цели предусматривается направление средств нормированного страхового запаса. Указанные выплаты будут осуществляться при переезде молодых врачей как в сельские населенные пункты, так и рабочие поселки. В финансировании расходов на паритетных началах будут участвовать субъекты Российской Федерации.

     В 2013 году предусматривается направить  субсидии на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в размере 42,7 млрд. рублей. Кроме того, из остатков средств, образовавшихся на 1 января 2013 года, на указанные цели планируется направить до 10 млрд. рублей.

     В составе бюджета Фонда сформирован  нормированный страховой запас: на 2013 год в сумме 11,4 млрд. рублей, на 2014 год - 34,5 млрд. рублей, на 2015 год - 16,3 млрд. рублей.»5

       Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Основным способом их получения является государственный кредит, представляющий собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

        При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

         Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным факто-

ром ускорения социально-экономического развития страны6.

       Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

         Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государство в лице уполномоченного органа исполни-

тельной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают обязательства или требования.

         За последние годы внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2003 г. суммы 842,1 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. руб. в 1970 г. На 01.01.2009 г. он составил 1499, 82 млрд. руб. На 01.11.12 - 4 592 773,353 руб.  Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние государственных финансов.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации, ее состав и структура